Олег Устинов: искусство как мистификация

WeekendКультура

Переход на многоличности

Олег Устинов: искусство как мистификация

Текст: Анна Толстова

«Я так хотел бы разбить окно», 2015–2017. Фото: PERMM

Художник из Ростова-на-Дону Олег Устинов (род. 1984) занимается живописью, арт-активизмом, музыкой и литературой, работает куратором и промоутером, но его главный медиум — мистификация.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Олег Устинов вошел в анналы Школы Родченко как человек, защитивший первый в ее истории «живописный диплом»: выпуститься с дипломной работой в столь архаическом медиуме удалось потому, что в 2011 году в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко открылась мастерская Сергея Браткова «Фотография, скульптура и видео». Устинов попал в первый набор братковской мастерской и был свидетелем того, как в школе раскрывались другие грани таланта художника, ранее известного в Москве главным образом как представитель харьковской школы фотографии: Братков оказался живописцем, скульптором, инсталлятором, куратором и — прежде всего — выдающимся, внимательным и деликатным педагогом (весной 2022-го Устинов вернется в альма-матер ассистентом учителя, чтобы помочь ему довести до выпуска его последний родченковский курс — за 11 лет преподавания Братков воспитает целую школу). Впрочем, Устинов мог бы войти и в анналы своих ростовских университетов: в качестве диплома на факультете рекламы ЮРГИ он представил картины, писанные во времена бурной активности группы «Жаба и Чорт», и рассказывал, какие «креативные стратегии рекламной кампании» якобы использовались в деятельности «творческого объединения».

«Guernica_0222», 2022. Фото: Олег Устинов
«Я так хотел бы разбить окно», 2015–2017/ Фото: PERMM
«Я так хотел бы разбить окно», 2015–2017/ Фото: PERMM

Группа «Жаба и Чорт» (Олег Устинов, Саша «Еж» Лукьянов, Саша Крест) возникла в Ростове-на-Дону в 2006 году. У студента-рекламщика Устинова к тому времени имелся небольшой промоутерский опыт в организации вечеринок и концертов экспериментальной электронной музыки и большая ненависть к миру товаров и услуг, который ему предстояло обслуживать согласно полученной специальности. В группу с названием, придуманным будущим специалистом по неймингу так, чтобы оно раздражало и запоминалось, вошли друзья, художники, еще не знавшие, что они художники,— помимо дружбы их объединяло романтическое желание сопротивляться коммерциализации и, соответственно, обесцениванию андерграундной рейв-культуры, расходившейся по бутикам и гламурным клубам. Они боролись с обществом культурного потребления при помощи дадаистских и ситуационистских жестов: «поломанные вечеринки», когда диджей в костюме пирата с попугаем на плече не сводит треки и валяет дурака; показ кинотреша в модном клубе для эстетов-синефилов; пропаганда альтернативной моды, за которую можно было схлопотать от гопников; хулиганские ньювейверские открытки, нарисованные на оборотках клубных флаеров; провокационные выставки в барах, рюмочных, салоне штор и заброшенном доте.

Годы жизни «Жабы и Чорта» (2006—2011) были временем самоорганизации и самообразования: перезнакомившись со всем ростовским андерграундом, Устинов выбрал себе в наставники знаменитого дизайнера Сергея Номеркова, у которого учился концептуальному образу мысли и жизнетворчества, и художника-нонконформиста Вадима Махницкого, у которого учился академическому рисунку и современному искусству. Ролевой моделью для «Жабы и Чорта» отчасти послужила петербургская группировка «Протез» (Игорь Межерицкий, Александр Вилкин, Григорий Ющенко), чьи диверсионные выходки поставили на уши куцый арт-истеблишмент культурной столицы. Но, ненадолго подпав под обаяние трешевой живописи «протезов», Устинов все же пошел в другом направлении — от «новой дикости» Жан-Мишеля Баския в сторону эстетской грубости Антони Тапьеса и абстрактной каллиграфии Сая Туомбли. И как дипломированный рекламщик начал экспериментировать в области ренейминга и ребрендинга самого себя.

В годы жизни «Жабы и Чорта» обнаружилось, что Устинову, делающему первые шаги в искусстве, тесно в одном медиуме живописи и в одном амплуа абстракциониста. Оказалось, что он, если воспользоваться термином Ричарда Костеланца, прирожденный полиартист — не только живописец, но и музыкант, литератор, арт-активист. В середине 2000-х появился его самый долгоиграющий музыкально-перформативный проект: вымышленная поп-звезда, выступающая под маской и препарирующая блатной шансон инструментами квир-поэтики (авторство этой мистификации Устинов скрывает, сохраняя интригу). А в 2010-м, когда проходили выборы в городскую думу Ростова-на-Дону, Устинов дебютировал в роли арт-активиста: по всему городу были расклеены пародийные предвыборные плакаты «Дэвид Линч — наш кандидат!» с портретом культового режиссера, чья импозантная внешность явно выигрывала на фоне других участников кампании. За плакатами потянулся медиашлейф: Устинов еще долго собирал коллекцию публикаций в местных и федеральных СМИ, предлагавших настолько абсурдные и сюрреалистические объяснения происходящего, что хватило бы на новый сезон «Твин-Пикса».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Один город — одна команда Один город — одна команда

«Зенит» как символ и суть Санкт-Петербурга

Weekend
Возрождая Третий Рим Возрождая Третий Рим

Основатель архитектурного бюро о будущем сталинского ампира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Путь гайдзина Путь гайдзина

Деловой этикет для тех, кто собирается делать бизнес с японскими партнерами

RR Люкс.Личности.Бизнес.
В АКРА оценили длительность перегрева российской экономики В АКРА оценили длительность перегрева российской экономики

Перегрев экономики в России может пойти на спад уже в ближайшие месяцы

Forbes
Музыка Музыка

Неочевидный брит-поп, пост-панк и экологический манифест

СНОБ
Разговоры о всяком Разговоры о всяком

«Папуля»: одноактная пьеса в кинотеатре

Weekend
Излечить «катаракту мозга»: как снова увидеть человека в том, кого ненавидишь Излечить «катаракту мозга»: как снова увидеть человека в том, кого ненавидишь

Как работает регуманизация и для чего она нужна

Forbes
Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама» Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама»

Римас Владимирович, посмотрите меня! Наташа Ростова — это я!

Караван историй
«Презренный человек» «Презренный человек»

Эта статья была опубликована в газете «Правда» 24 августа 1940 года без подписи

Дилетант
4 факта об обиде, которые помогут от нее освободиться 4 факта об обиде, которые помогут от нее освободиться

Почему обида пожирает нас больше, чем самого обидчика? Как с ней справиться?

Psychologies
Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания» Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания»

Горжусь, я единственная актриса — кандидат наук

Коллекция. Караван историй
Погибших от чумы горожан из Буржа похоронили в сельской местности Погибших от чумы горожан из Буржа похоронили в сельской местности

Ученые проанализировали останки 97 человек из средневекового сельского некрополя

N+1
«Услужливая диктатура» и крупный капитал: 12 лет вместе «Услужливая диктатура» и крупный капитал: 12 лет вместе

Отношения германского национал-социализма и крупного капитала были не простыми

Дилетант
Техника множественного оргазма для мужчин: как сделать ему массаж лингама Техника множественного оргазма для мужчин: как сделать ему массаж лингама

Никогда не слышала о массаже лингама? Это техника, о которой стоит узнать!

VOICE
Гурьевская каша Гурьевская каша

Одна каша занимает особое место в гастрономической летописи страны

КАНТРИ Русская азбука
Игра до раздевания Игра до раздевания

Как выявить хорошего любовника без разведки боем

VOICE
Ребенок с большей вероятностью унаследует диабет, если он есть у его отца Ребенок с большей вероятностью унаследует диабет, если он есть у его отца

Как семейный анамнез влияет на развитие сахарного диабета первого типа у детей

ТехИнсайдер
Первая мировая война: от первого лица — дневниковые записи и письма с фронта Первая мировая война: от первого лица — дневниковые записи и письма с фронта

Что чувствовали и думали самые разные люди, участвовавшие в Первой Мировой

Знание – сила
«Такую никто не возьмет»: как в традиционном обществе относятся к пережившим насилие «Такую никто не возьмет»: как в традиционном обществе относятся к пережившим насилие

Отрывок из романа, в котором героиня выступила против традиционного общества

Forbes
5 дискомфортных фильмов, которые вскрывают психологические травмы 5 дискомфортных фильмов, которые вскрывают психологические травмы

Знаковые фильмы о травмирующем опыте, спрятанном в оболочке хоррора

Psychologies
«Парам лучше не избегать конфликтов и споров»: как не стать врагами с любимым человеком «Парам лучше не избегать конфликтов и споров»: как не стать врагами с любимым человеком

Как научиться правильно ссориться с партнером?

Psychologies
Сериалу «Санта-Барбара» 40 лет! Как эпохальная мыльная драма изменила постсоветское и мировое телевидение Сериалу «Санта-Барбара» 40 лет! Как эпохальная мыльная драма изменила постсоветское и мировое телевидение

Один из самых известных ситкомов «Санта-Барбара» празднует юбилей

Правила жизни
Мир до Александра. Путешествие начинается… Мир до Александра. Путешествие начинается…

Древний мир, каким его знали греки в канун рождения македонского царевича

Знание – сила
Почему греются тормозные диски и чем это может грозить: разбор Почему греются тормозные диски и чем это может грозить: разбор

Все про перегрев дисков: почему это происходит и как избежать

РБК
Основатель языковой школы — о том, как учить английский, если нет времени Основатель языковой школы — о том, как учить английский, если нет времени

Могут ли мобильные приложения заменить репетитора по английскому языку?

РБК
Русская азбука Русская азбука

Вещи, составляющие код национальной идентичности условного жителя России

2Xplore
Же-де-пом и крокет: старые виды спорта, которых больше нет на Олимпийских играх Же-де-пом и крокет: старые виды спорта, которых больше нет на Олимпийских играх

О видах спорта, в которых участники Олимпийских игр больше не состязаются

ТехИнсайдер
Успеть за лето Успеть за лето

Вдруг где-то вас ждёт не только новое увлечение, но и целая новая жизнь?

Новый очаг
Я уже выхожу Я уже выхожу

Что такое послеотпускная депрессия и как её избежать?

VOICE
Стиль «тихая роскошь» Стиль «тихая роскошь»

Zeelander 5 с полностью кастомным интерьером и ограниченной серией

Y Magazine
Открыть в приложении