Краткая история культурных реформ — от открытия до закрытия «Гоголь-центра»

WeekendИстория

Конец двусмысленности

Краткая история культурных реформ — от открытия до закрытия «Гоголь-центра»

Открытие выставки «Билл Виола. Путешествие души» в ГМИИ имени А.С.Пушкина, 2021. Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Открытие «Гоголь-центра» в 2012 году — событие знаковое: это лишь часть программы по обновлению московских культурных институций, которые должны стать более открытыми, современными, «европейскими». Закрытие «Гоголь-центра» тоже воспринимается в контексте общих культурных изменений: теперь от институций ждут поддержки «традиционных ценностей», а слово «европейский» звучит как обвинение. Десять лет, уместившиеся между этими событиями,— время сложной динамики между разными подходами к культуре и меняющейся государственной политикой. Юрий Сапрыкин внимательно рассмотрел культурную политику прошлого десятилетия и попытался представить себе ближайшее будущее.

По состоянию на 2012 год культурой интересуются в основном те государственные инстанции, что занимаются большими городами — пишут долгосрочные проекты развития, которое в то время еще понимается как «модернизация», или решают текущие хозяйственные проблемы. Для большого муниципалитета культура — это прежде всего ветшающая инфраструктура, огромная, оставшаяся с советских времен сеть музеев, театров, библиотек и ДК. С ними что-то нужно делать — позднесоветская парадигма, когда государство содержало все это хозяйство ради воспитания и просвещения граждан, давно ушла в прошлое. Позиция ответственных лиц в этом вопросе на 2012 год была примерно такой, что, раз все это уже существует, пусть оно хоть что-то зарабатывает, а не висит вечным балластом на бюджете. Театр (музей и т. д.) в этой концепции — прежде всего предприятие, экономическая единица, и если билетов туда не достать за месяц — это лучше, чем если в него свозят солдат, чтоб хоть как-то заполнить зал.

Чтобы зарабатывать, культурное предприятие должно научиться разговаривать с людьми, которые, возможно, в театр и музей ходить не привыкли. Нужно стать для них интересным — через дизайн и коммуникации, громкие события, да хоть бы и кафе с тыквенным супом. Культурная институция перестает быть только местом сохранения наследия и трансляции культурного опыта — и становится, хотя бы отчасти, фабрикой новых впечатлений. В этом смысле театр — это отчасти медиа, отчасти общественное пространство вроде обновленного городского парка.

Институция, наделенная такими свойствами, производит «современность» — трудноуловимое качество городской среды, которое прекрасно считывает самая динамичная и (как было принято говорить в 2012-м) «креативная» аудитория. Условный «Гоголь-центр» нужен стране и городу в том числе для того, чтобы в нем было интересно условному айтишнику: тогда завтра он придумает новый сервис, от которого всем станет легче жить, заработает миллион и заплатит с него налоги.

Серебренников и проект «Гоголь-центр»

Август 2012

Один из лидеров нового театрального поколения приводит в захиревший репертуарный театр свой курс из Школы-студии МХАТ — уже сыгравшийся в проекте «Платформа» на «Винзаводе». «Гоголь-центр» — это пластика, музыка, поэзия, заново переосмысленная классика и молодая харизматичная труппа. В последующее десятилетие Кирилл Серебренников — любимец московской публики, лицо российского искусства за рубежом и фигурант «театрального дела». Иногда эти три ипостаси перекрещиваются совсем уж причудливо: премьера фильма «Лето» на Каннском фестивале и балета «Нуреев» в Большом театре проходит, пока их автор сидит под домашним арестом — что не мешает столичной элите, даже из самых близких к Кремлю кругов, заполнять ложи и делать селфи в фойе. В любом случае в театре все 10 лет постоянный аншлаг.

Борис Юхананов и Электротеатр

Июль 2013

Самое немыслимое кадровое назначение: худруком театра имени Станиславского становится Борис Юхананов — мэтр кино- и театрального авангарда, харизматик, эзотерик и идеолог «новопроцессуального театра». При Юхананове театр меняет название, обзаводится кафе и книжным магазином, но главное — превращается в постоянно действующую лабораторию, где создается самый передовой современный театр. Электротеатр — единственный драматический театр, который делает ставку на современную оперу (по заказу театра создан, в частности, уникальный оперный сериал «Сверлийцы»), и один из немногих, куда приезжают ставить европейские театральные звезды, но главное — здесь возникает среда какого-то экспериментального священнодействия, завораживающая всех, кто оказался в этом поле.

То, что в Пермскую оперу при Курентзисе приезжают ставить Кастеллуччи или Роберт Уилсон, не просто расширяет кругозор горожан — вслед за европейскими театральными звездами в город потянется турист, а там, глядишь, и инвестор. Город, создающий подобную современную среду, может быть, не решает «задач, стоящих перед страной», но оказывается способен конкурировать с другими мировыми мегаполисами — за людей, ресурсы и идеи; именно поэтому в создание «очагов современности» легко вовлекаются частные деньги. То, что в Лондоне есть Tate Modern, а в Москве — «Гараж» или «ГЭС-2»,— это и вопрос городского престижа, и инструмент создания частной репутации. В начале 2010-х актуально представление о некоторых общемировых стандартах, до которых хотелось бы дотянуть российские города: «Нам бы хотелось,— говорит Сергей Собянин на встрече с московскими рестораторами в марте 2014-го,— чтобы Москва походила на большой европейский город, а не на азиатский закуток».

«Гараж» в парке Горького

Июнь 2015

Крупнейший на тот момент проект в области современного искусства, созданный при участии Романа Абрамовича и Дарьи Жуковой, «Гараж», открывшийся в Бахметьевском гараже на улице Образцова, переехал оттуда во временный павильон в парке Горького и наконец занял постоянное место — в бывшем ресторане «Времена года», реконструированном по проекту Рема Колхаса. «Гараж» устраивает масштабные выставки современных западных звезд и поддерживает проекты молодых российских художников, но дело не только в искусстве, которое здесь выставляется. Библиотека, архив, эндаумент-фонд, образовательные и издательские программы, акцент на экологичности и инклюзии: «Гараж» — образец того, как может работать культурная институция в России XXI века. Предполагается, что в итоге главным зданием «Гаража» станет находящийся по соседству павильон «Шестигранник» архитектора Жолтовского, проект реконструкции делает японское бюро SANAA. На сегодня по крайней мере выставочная программа институции в значительной степени свернута.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Срамота в глазах смотрящего Срамота в глазах смотрящего

«Партенопа»: Паоло Соррентино показывает красивое

Weekend
Как помочь своей психике после выматывающего рабочего дня: 5 эффективных способов Как помочь своей психике после выматывающего рабочего дня: 5 эффективных способов

Как быстро и эффективно восстановить психическое равновесие в конце дня

Psychologies
Понемногу о многом Понемногу о многом

История страны Лемурии началась с геологических катастроф

Знание – сила
8 упражнений на растяжку, которые облегчат боль в спине 8 упражнений на растяжку, которые облегчат боль в спине

Наш спасительный фитнес для вашей спины

Лиза
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
7 советов, которые помогут похудеть после 40 лет 7 советов, которые помогут похудеть после 40 лет

Кто сказал, что красивая фигура после 40 лет – сложно?

ТехИнсайдер
Лечат рак, заменяют еду и еще 4 мифа о витаминах, которые могут навредить здоровью Лечат рак, заменяют еду и еще 4 мифа о витаминах, которые могут навредить здоровью

С тем, что витамины нужны организму, никто не спорит. Но все хорошо в меру

Maxim
Бесценная жемчужина Кавказа Бесценная жемчужина Кавказа

Город Сочи и его окрестности – место притяжения любителей природы

Отдых в России
Своим путем Своим путем

Роман Васильев — нетипичный представитель актерской профессии

OK!
Грибы-скороспелки Грибы-скороспелки

Среди грибов встречаются виды, которые быстро растут и так же быстро исчезают

Наука и жизнь
Священные правила окрошки: как ее готовили на Руси Священные правила окрошки: как ее готовили на Руси

Можно ли готовить окрошку на кефире? А на рассоле?

Maxim
«Я люблю вас сильно-сильно»: история маньяка Вячеслава Соловьева, который убил даже жену и дочь «Я люблю вас сильно-сильно»: история маньяка Вячеслава Соловьева, который убил даже жену и дочь

Вячеслав Соловьев без малейших колебаний убивал тех, кто его раздражал

VOICE
Они не мстят и не ревнуют: как на самом деле мыслят кошки Они не мстят и не ревнуют: как на самом деле мыслят кошки

Какие эмоции и поведение свойственны кошкам?

VOICE
Японские шары счастья Японские шары счастья

Шар темари — драгоценный подарок, символизирующий дружбу и верность

Наука и жизнь
Почему сила воли бесполезна в борьбе с вредными привычками Почему сила воли бесполезна в борьбе с вредными привычками

Сильная воля хороша только для краткосрочных целей

Psychologies
Принцесса Диана: истоки культа Принцесса Диана: истоки культа

Как появился миф о прекрасной принцессе Диане?

Psychologies
Хоть горшком назови Хоть горшком назови

Какие отечественные автомобильные имена следует возродить

Автопилот
Можно ли создать идеального бота: разрушаем главные заблуждения о голосовых помощниках Можно ли создать идеального бота: разрушаем главные заблуждения о голосовых помощниках

Разбираемся в мифах и реальных фактах о голосовых помощниках

ТехИнсайдер
«Смотришь на эти вывески, и они честно заявляют — стало хуже». Что не так с ребрендингом западных компаний, попавших в руки российских бизнесменов «Смотришь на эти вывески, и они честно заявляют — стало хуже». Что не так с ребрендингом западных компаний, попавших в руки российских бизнесменов

Почему правильный ребрендинг — это важно? И почему он не у всех получается?

Inc.
Конечность: выдающиеся руки выдающихся людей. Фотоистория Конечность: выдающиеся руки выдающихся людей. Фотоистория

Руки, которые сыграли 5 тысяч концертов и выкопали 150 тонн картофеля

Правила жизни
Оказалось, что эмбрионы птиц проходят Оказалось, что эмбрионы птиц проходят

В какой-то момент эмбрионы птиц больше похожи на динозавров, чем на самих птиц

ТехИнсайдер
Резинки-пружинки и другие небезопасные аксессуары, которые портят твои волосы Резинки-пружинки и другие небезопасные аксессуары, которые портят твои волосы

Сегодня мы расскажем тебе, какие аксессуары и как могут навредить твоим локонам

VOICE
Считавшуюся вымершей магнолию с Гаити переоткрыли спустя 97 лет Считавшуюся вымершей магнолию с Гаити переоткрыли спустя 97 лет

Небольшая популяция магнолий пережила вырубку лесов в горном ущелье

N+1
Смотреть в корень Смотреть в корень

Может ли секс быть ресурсом?

Psychologies
4 фразы нового партнера, которые должны стать для вас «красными флажками» 4 фразы нового партнера, которые должны стать для вас «красными флажками»

Как распознать сигналы, говорящие о нездоровых или даже опасных отношениях

Psychologies
Как вывести неприятный запах из обуви за несколько минут: подручные средства, которые работают Как вывести неприятный запах из обуви за несколько минут: подручные средства, которые работают

Стоит снять ботинки, как неприятное амбре распространяется по всей квартире?

ТехИнсайдер
Не виноватая я: 3 главные вещи, которые запрещали женщинам в СССР Не виноватая я: 3 главные вещи, которые запрещали женщинам в СССР

Три главных запрета, которые действительно портили жизнь гражданкам СССР

Правила жизни
Мозг, экология и путешествия сквозь века: лучшие познавательные книги для детей Мозг, экология и путешествия сквозь века: лучшие познавательные книги для детей

Подборка увлекательных детских научно-популярных книг

ТехИнсайдер
Избыточная мужественность: почему слишком много тестостерона — это плохо Избыточная мужественность: почему слишком много тестостерона — это плохо

Разбираемся, как распознать опасно высокий уровень тестостерона

Maxim
Кристина Асмус: «Я суперзакрытый человек» Кристина Асмус: «Я суперзакрытый человек»

Кристина Асмус — о материнстве и желтых сплетнях

Лиза
Открыть в приложении