Анна Толстова о Юрии Пименове

WeekendКультура

Художник в эпоху технического самоуничтожения

Анна Толстова о Юрии Пименове

«Даешь тяжелую индустрию!», 1927. Государственная Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открыта выставка Юрия Пименова (1903–1977): в экспозиции — около 170 картин и рисунков из 22 музеев и частных коллекций России, Беларуси и Латвии. Как ни странно, это первая персональная выставка видного советского художника, чьи картины давно стали визитными карточками Третьяковки, в этой галерее.

Позднесоветскому зрителю — не только и не столько посетителю самой Третьяковки, сколько обладателю альбомов и наборов открыток с репродукциями самых известных картин галереи — были хорошо знакомы по крайней мере три работы Юрия Пименова. Во-первых, большой, монументальный, готовый развернуться во фреску холст «Даешь тяжелую индустрию!» (1927) с группой стройных мускулистых сталеваров, застывших в балетном аттитюде перед вырывающимся из недр мартена пламенем на фоне красивого конструктивистского коллажа из станков, печей, поршней, вагонеток и вантовых конструкций завода «Серп и молот». Картину по результатам творческой командировки на завод Пименов писал для выставки к первому юбилею Октябрьской революции, на которой он вместе с Александром Дейнекой, другом и коллегой по ОСТу, Обществу станковистов, завоевали славу ведущих специалистов по производственной теме в советской живописи. Во-вторых, «Новая Москва» (1937), холст размером поменьше, похожий на кадр из цветного кинофильма: живописец-оператор устроился на заднем сиденье кабриолета, чтобы снять со спины нарядную даму за рулем, едущую по широкой московской улице, Охотному Ряду, где на старорежимные малоэтажные особняки наступает громадье сталинских высоток. Картина, написанная к всесоюзной выставке «Индустрия социализма», на уровне сюжета показывает успехи социалистического строительства — и в буквальном смысле, воспевая столичное строительство и архитектуру, и в фигуральном, воспевая социальное переустройство и женскую эмансипацию, ведь образ автомобилистки отсылает к такому крупному пропагандистскому мероприятию, как первый женский автопробег «Москва — Малые Каракумы — Москва» 1936 года, посвященный популяризации новой Конституции СССР. Но на стилистическом уровне мы, напротив, видим не успехи, а полное ренегатство по сравнению с «Тяжелой индустрией»: критик 1920-х годов, наверное, отметил бы, что пролетарская нововещественная графичность и плакатность (а композиция «Даешь тяжелую индустрию!» позднее действительно была переработана в плакат «Все на смотр!») уступила место буржуазной салонно-импрессионистической живописности,— если бы, конечно, критику 1920-х годов дали право голоса в 1937-м. И это стилистическое ренегатство находится в изумительной гармонии с тихой социальной контрреволюцией, сменой элит и общим обуржуазиванием сталинской бюрократии. И наконец, третьим третьяковским хитом Пименова была «Свадьба на завтрашней улице» (1962), картина скромного малоголландского формата, вполне подходящего для комнаты в хрущевке: молодожены, легко и уверенно идущие по дощатому настилу над строительной грязью навстречу своему семейному счастью в отдельной квартире со всеми удобствами, шлют комсомольский привет и всему будущему оттепельному — шагающих по Москве июльских дождей — кинематографу, и хрущевским реформам в области жилищного строительства. Сюжет, достойный кисти мастеров сурового стиля, трактован во все той же слащаво-импрессионистической манере образца 1937 года, но Пименов не то чтобы убрал руку с пульса времени, а просто был уже староват, чтобы, задрав штаны, бежать за комсомолом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Говорит и доказывает Говорит и доказывает

Как можно трезво смотреть на актуальные процессы и оставаться главным оптимистом

Harper's Bazaar
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Быстрый платеж Быстрый платеж

Оплата покупок по QR-коду: в чем выгода и в чем подвох

Лиза
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Вековые традиции Вековые традиции

Не получается нарисовать стрелки, а тени сразу скатываются?

Лиза
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Открыть в приложении