Анна Толстова о Юрии Пименове

WeekendКультура

Художник в эпоху технического самоуничтожения

Анна Толстова о Юрии Пименове

«Даешь тяжелую индустрию!», 1927. Государственная Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открыта выставка Юрия Пименова (1903–1977): в экспозиции — около 170 картин и рисунков из 22 музеев и частных коллекций России, Беларуси и Латвии. Как ни странно, это первая персональная выставка видного советского художника, чьи картины давно стали визитными карточками Третьяковки, в этой галерее.

Позднесоветскому зрителю — не только и не столько посетителю самой Третьяковки, сколько обладателю альбомов и наборов открыток с репродукциями самых известных картин галереи — были хорошо знакомы по крайней мере три работы Юрия Пименова. Во-первых, большой, монументальный, готовый развернуться во фреску холст «Даешь тяжелую индустрию!» (1927) с группой стройных мускулистых сталеваров, застывших в балетном аттитюде перед вырывающимся из недр мартена пламенем на фоне красивого конструктивистского коллажа из станков, печей, поршней, вагонеток и вантовых конструкций завода «Серп и молот». Картину по результатам творческой командировки на завод Пименов писал для выставки к первому юбилею Октябрьской революции, на которой он вместе с Александром Дейнекой, другом и коллегой по ОСТу, Обществу станковистов, завоевали славу ведущих специалистов по производственной теме в советской живописи. Во-вторых, «Новая Москва» (1937), холст размером поменьше, похожий на кадр из цветного кинофильма: живописец-оператор устроился на заднем сиденье кабриолета, чтобы снять со спины нарядную даму за рулем, едущую по широкой московской улице, Охотному Ряду, где на старорежимные малоэтажные особняки наступает громадье сталинских высоток. Картина, написанная к всесоюзной выставке «Индустрия социализма», на уровне сюжета показывает успехи социалистического строительства — и в буквальном смысле, воспевая столичное строительство и архитектуру, и в фигуральном, воспевая социальное переустройство и женскую эмансипацию, ведь образ автомобилистки отсылает к такому крупному пропагандистскому мероприятию, как первый женский автопробег «Москва — Малые Каракумы — Москва» 1936 года, посвященный популяризации новой Конституции СССР. Но на стилистическом уровне мы, напротив, видим не успехи, а полное ренегатство по сравнению с «Тяжелой индустрией»: критик 1920-х годов, наверное, отметил бы, что пролетарская нововещественная графичность и плакатность (а композиция «Даешь тяжелую индустрию!» позднее действительно была переработана в плакат «Все на смотр!») уступила место буржуазной салонно-импрессионистической живописности,— если бы, конечно, критику 1920-х годов дали право голоса в 1937-м. И это стилистическое ренегатство находится в изумительной гармонии с тихой социальной контрреволюцией, сменой элит и общим обуржуазиванием сталинской бюрократии. И наконец, третьим третьяковским хитом Пименова была «Свадьба на завтрашней улице» (1962), картина скромного малоголландского формата, вполне подходящего для комнаты в хрущевке: молодожены, легко и уверенно идущие по дощатому настилу над строительной грязью навстречу своему семейному счастью в отдельной квартире со всеми удобствами, шлют комсомольский привет и всему будущему оттепельному — шагающих по Москве июльских дождей — кинематографу, и хрущевским реформам в области жилищного строительства. Сюжет, достойный кисти мастеров сурового стиля, трактован во все той же слащаво-импрессионистической манере образца 1937 года, но Пименов не то чтобы убрал руку с пульса времени, а просто был уже староват, чтобы, задрав штаны, бежать за комсомолом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сцены из ее жизни Сцены из ее жизни

Джессика Честейн снимает кино, признаваясь, что собирается изменить мир

Glamour
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год» Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год»

О значении механизма банковского сопровождения и его будущих возможностях

Ведомости
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Названые братья Названые братья

Почему природа, так любящая разнообразие, иногда плодит «клоны»

Наука и жизнь
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью» Сергей Лазарев: «Я мало кого пускаю в свою семью»

Актер и певец Сергей Лазарев – о своих правилах воспитания детей

Здоровье
«Владивосток может стать новым Гонконгом» «Владивосток может стать новым Гонконгом»

Экономический ландшафт Дальнего Востока меняется, он привлекает инвестиции

Деньги
Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить» Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить»

Музыкант nkeeei — о сольном творчестве и работе вместе с uniqe и ARTEM SHILOVETS

ЖАРА Magazine
Давление на автозаймы Давление на автозаймы

Что мешает автокредитам набирать обороты

Деньги
Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства

Гендиректор фирмы «Август» — о развитии и планах компании

Агроинвестор
Мария Мельникова: «Любовь всегда во взгляде» Мария Мельникова: «Любовь всегда во взгляде»

Почему танцовщица Мария Мельникова решила жить в ритме самбы

VOICE
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет» Ангелина Поплавская: «Сейчас я понимаю — мое от меня не уйдет»

Три с половиной года — только пробы, пробы, пробы — и ни одного утверждения

Коллекция. Караван историй
Спящий режим и гибернация – в чем разница? Спящий режим и гибернация – в чем разница?

Чем сон ПК отличается от гибернации? Разбираем два режима экономии энергии

CHIP
Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата» Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата»

ИТ-эксперт о необходимых законах об ИИ и угрозах бесконтрольной цифровизации

ФедералПресс
Открыть в приложении