Даже на фоне других русских авангардистов Павел Филонов выделялся самобытностью

Вокруг светаКультура

Пластичная биомасса

Даже на фоне других представителей русского авангарда Павел Филонов выделялся самобытностью. Он заново изобретал методы изобразительного искусства, а также собственный язык для описания этих методов и логики развития мира.

Текст: Семен Мартынов

Павел Филонов, «Формула весны», 1922–1923 гг. Холст, масло. Находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Упорно и точно рисуй каждый том, – наставлял учеников Павел Филонов. – Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Картины-«формулы» Павла Филонова кажутся похожими на конструктор, пэчворк или мозаики в калейдоскопе. Но сам художник стремился подражать не бездушной конструкции, а живой природе.

Бывший вольнослушатель Академии художеств, Филонов учил для нее немыслимому: идти от частного к общему. Он советовал начинать картину с любой точки, прорабатывая отдельные элементы и постепенно заполняя ими пространство холста, чтобы изображение развивалось, воспроизводя собственные формы, как растительный организм. Недаром в его словаре много терминов и названий, связанных с цветением и ростом. В этом процессе, однако, не должно быть произвольности: «Случайный неряшливый мазок недопустим в работе». Филонов называл свой метод аналитическим, подразумевая интеллектуальный контроль над творческим процессом и способность изображать на холсте не только явные, но и невидимые глазу стороны объекта и процессы в нем.

С начала 1920-х годов Филонов одну за другой создает картины-«формулы»; в основном это беспредметные композиции. Художник сосредоточивается на невидимой сути изображаемых явлений, которую можно показать только «формою изобретаемою», и придает им вселенский масштаб. Поскольку для Филонова все его творчество, в сущности, было единым развивающимся целым, к отдельным сюжетам он возвращался по несколько раз. «Формула весны» у него тоже не одна; эта версия – самое ранее полотно с таким названием. Последний вариант этого сюжета, «Формула весны и действующие силы», написанный в 1928–1929 годы, искусствовед Евгений Ковтун назвал «вершинным достижением филоновской беспредметности».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении