Парадокс Спящей красавицы
Возможно ли впасть в оцепенение на столетие и потом в одночасье вернуться к полноценной жизни? Мир детских (и не только) сказок полон подобных невероятных сюжетов. Но как они могли возникнуть?
Сюжет сказки «Спящая красавица», известный многим по диснеевскому фильму, – не авторский. Судя по всему, ему много тысяч лет. В той или иной литературной обработке он встречается у многих авторов. Так, Пушкина, написавшего в 1833 году «Сказку о мертвой царевне», вдохновили народные сказания. В этом же контексте можно вспомнить и русскую народную сказку «Волшебное зеркальце», записанную известным фольклористом Афанасьевым почти двести лет назад. За два года до Пушкина, в 1831 году, свою «Спящую царевну» выпустил Василий Жуковский – в его интерпретации рождение у царицы дочери предсказывает рак. С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается и история про Белоснежку и 7 гномов, написанная в 1812 году братьями Гримм. По схожей схеме построена и сказка «Волшебное зеркало» из Восточной Африки, но там вместо 7 богатырей (или гномов) – 10 охотников.
В 1697 году Шарль Перро написал свою «Спящую красавицу», вдохновившись сказкой «Солнце, Луна и Талия», которую итальянец Джамбаттиста Базиле (он известен вам как автор «Рапунцель», «Кота в сапогах» и многих других популярных сказок) опубликовал впервые в 1634 году. История итальянца полна жутких деталей вроде изнасилования спящей принцессы и поедания ее детей. Базиле не скрывал, что основывался при написании на сельском фольклоре, который отличается обилием довольно кровожадных подробностей.
Итак, ясно, что мы имеем дело с «бродячим сюжетом». Подобные истории очень устойчивы и остаются в главных своих чертах неизменными на протяжении многовекового путешествия по разным эпохам и странам.
Сюжет о Спящей красавице, она же Мертвая царевна, она же Белоснежка, она же, возможно, древнегреческая Персефона или Прозерпина, примерно такой: у некоего властителя долго нет детей, и в какой-то момент волшебное существо предсказывает рождение ребенка; предсказание сбывается, и на свет появляется долгожданная дочь – конечно же, красавица. На рождение (или в позднейшей традиции – крестины) приглашают всех окрестных волшебников, чтобы они одарили младенца магическими подарками. Один из магов предсказывает девочке смерть, а другой «смягчает» проклятие и заменяет смерть на долгий сон, который должен быть прерван поцелуем влюбленного юноши.
Для начала стоит определиться, о чем же все-таки идет речь: о теле, сохраняющемся нетленным в течение многих лет после смерти, или же о возможности заснуть на столетия и в какой-то момент как ни в чем ни бывало вновь пробудиться к жизни?
Сказки не рождаются на пустом месте – очень часто в их основе скрыты реальные факты. Столкнувшись с чем-то неизвестным и непонятным, то есть «чудом», люди дают ему закономерное с их точки зрения объяснение и придумывают возможное развитие истории. Что же могло лежать в основе сюжета о пробудившейся от вечного сна девушке? Вот несколько возможных версий.
Версия 1: медовые захоронения
Несколько лет назад, сидя прохладным вечером на караванной стоянке в оазисе Шебека, что в вилайете Таузар на западе Туниса, я смотрел на лежащий на моей ладони небольшой пузырек с прозрачным как слеза драгоценным йеменским пустынным медом, который выменял у знакомого кочевника из народа мразиг. Но думал не о целебных свойствах меда, а том, что не так далеко отсюда должна находиться так и не найденная до сих пор гробница Александра Македонского – по одной из самых распространенных версий, он был положен в золотой гроб, наполненный медом. Что мог подумать невежественный современник Александра, увидев через пару месяцев сквозь прозрачную толщу меда властителя Македонии нетленным? Может быть, он подумал, что великий завоеватель просто спит и готов восстать, если будет на то воля богов. Но такой способ сохранения тел даже по тем временам не был инновацией – на обычай обмазывать медом мертвых указывает еще Геродот: «Покойников вавилоняне погребают в меду, и похоронные обряды у них одинаковые с египетскими». Секрет в том, что мед имеет весьма низкую влажность, и очень немногие бактерии или микроорганизмы могут выжить в такой среде – она их просто душит. Разложение органики в таких условиях или не происходит, или происходит крайне медленно. Традиция захоронения в янтарном полупрозрачном меду вполне могла лечь в основу сюжета о нетленности тела.
Версия 2: мумификация
Безусловно, египетские мумии на прекрасных девушек из нашей сказки совершенно не похожи и «как живые» точно не выглядят. При мумифицировании из человека вынимались внутренности и мозг, а тело обрабатывалось с использованием химических веществ растительного или животного происхождения. В итоге ткани почти полностью освобождались от воды, и бактериям, обеспечивающим гниение, просто негде было «работать». Благодаря такому бальзамированию тело сохранялось, но представляло довольно грустное зрелище, если, конечно, не находилось под неусыпным надзором специалистов (как в случае с телом Ленина, над стабилизацией состояния которого непрерывно работали ученые). Однако существует и естественная мумификация: для нее необходим жаркий и сухой воздух, плюс пониженное содержание кислорода. Именно так самомумифицировались тела этрусков, которые были обнаружены при раскопах древнего поселения Тархны в Италии в середине XIX века. Когда археологи проникли в подземные гробницы возрастом 3 тысячи лет, то увидели, что у некоторых лежащих там воинов хорошо сохранились даже лица. Однако вместе с археологами в захоронение попал кислород, после чего тела этрусков начали быстро распадаться.