Все дороги ведут к пирамидам
«Все боится времени, но время боится пирамид», – гласит арабская пословица. Египетские пирамиды повидали смену эпох, цивилизаций и ландшафта, а пирамида фараона Джосера и вовсе считается самым древним сохранившимся монументальным каменным зданием на свете.
Со времен Античности великие пирамиды Гизы считаются первым чудом света и остаются самой популярной достопримечательностью Египта. Но это далеко не единственные древнеегипетские пирамиды, хотя большинство путешественников едет со всего света, чтобы увидеть именно их. Кого-то, впрочем, эта встреча разочарует: идеализированный образ, созданный документальными фильмами и туристической рекламой, может не совпасть с реальностью.
Плато Гиза: древность и современность
Главный путь к пирамидам Гизы пролегает по шария аль-Харам – «дороге пирамид», ведущей к основному из двух официальных КПП в археологическую зону. Ловлю машину и, поторговавшись с водителем, сажусь в видавшее виды черно-белое такси. Широкое запыленное шоссе, ведущее прямо к пирамидам, мало чем отличается от основных магистралей современного мегаполиса, стиснутых параллелепипедами бетонных и кирпичных новостроек. Эти геометрические формы – единственное, что роднит архитектуру наших дней с древнеегипетской. Впереди вырастает громада величайшей из пирамид – 4500-летней пирамиды царя Хуфу, больше известного под грецизированным именем Хеопс. Сложно представить впечатление, которое производили эти сооружения на путешественников в начале XX века, когда к ним вела простая неасфальтированная дорога, обсаженная деревьями, а Каир еще не разросся так сильно. Глядя на старые открытки, на которых современные городские кварталы еще не подступают вплотную к пирамидам, сожалеешь, что этот пустынный ландшафт изменился навсегда. Выстроенный вокруг археологической зоны высокий забор с двумя КПП окончательно превратил территорию вокруг пирамид в подобие резервации. Мера, к сожалению, оправданная.
Распрощавшись с таксистом, неспешно иду к главному входу, ведущему к великой пирамиде; второй находится в другой стороне – напротив Большого сфинкса. В Гизе множество древнеегипетских памятников: это и гробницы-мастабы, и заупокойные храмы, и траншеи-захоронения для священных солнечных ладей фараонов, и некрополь строителей пирамид, благодаря которому ученые опровергли популярный миф, будто их сооружали армии рабов. Чтобы вдумчиво все это осмотреть, нужно несколько дней. Я египтолог и в Гизе далеко не первый раз, но начинаю прогулку как обычный путешественник, с самых почтенных моих старых знакомых – великих пирамид. Их, как всегда, окружают разноязыкие толпы туристов, продавцы сувениров и назойливые погонщики верблюдов, лошадей и ослов, предлагающие покататься. Верблюдов тут содержат прямо среди гробниц: туристы любят с ними фотографироваться на фоне пирамид. Глядя, как эти животные бесконтрольно бродят среди археологических памятников, представляю, какой вред наносят древней архитектуре отходы их жизнедеятельности. Во времена строительства пирамид верблюдов в Египте не разводили, поэтому на рельефах в гробницах нет изображений этих животных. Так что верблюд на фоне пирамиды, как на известной марке сигарет, – это, скорее, образ арабской эпохи.
Великие пирамиды: снаружи и внутри
Вход в пирамиду Хуфу располагается на ее северной грани, и уже издали его местонахождение можно определить по вереницам поднимающихся и спускающихся по камням посетителей. Глаз человека XXI века избалован мегаломанией промышленных объектов и небоскребов, и все равно поразительно, насколько крошечными выглядят люди на фоне гигантских желтовато-коричневатых блоков, обтесанных и поставленных друг на друга несколько тысяч лет назад. А ведь все эти глыбы добыты и обработаны вручную простыми каменными и медными орудиями. Не первый век ученые выдвигают версии, как именно были построены пирамиды, пытаются реконструировать каждый этап этого процесса. И новые открытия постепенно приближают нас к лучшему пониманию технологий древнеегипетских зодчих. Чего только стоит сенсационная находка 2013 года из Вади эль-Джарф! В этой небольшой гавани Красного моря исследователи обнаружили древнейшие папирусы с текстами; среди них был дневник чиновника Мерера с ценными сведениями о строительстве пирамиды Хуфу. Мерер руководил доставкой известняковых блоков на грузовых судах из каменоломни в Гизу. Благодаря его записям ученые стали гораздо лучше представлять маршрут, объемы и скорость транспортировки строительных материалов, которыми облицовывали великую пирамиду.
Я подхожу вплотную к нижним рядам кладки пирамиды Хуфу. Между изъеденными временем колоссальными квадратными блоками заметны и щели, и строительный раствор. Расхожее представление об идеальных стыках плит, куда не пролезет и лезвие ножа, в наше время соответствует только внутренней кладке. В древности же внешний вид пирамид был совсем иным. Когда-то облицовка из тщательно обтесанных блоков высококачественного мелкозернистого известняка покрывала все сооружение и ярко сияла на солнце. Со временем ее разобрали и использовали для строительства Каира. Кое-где фрагменты внешней облицовки все же сохранились: отдельные блоки – у основания пирамиды Хуфу, но в основном она уцелела на вершине пирамиды Хафра и в нижней части пирамиды Менкаура, которая в древности была частично отделана не известняком, а гранитом. Недавно египетские власти взбудоражили научную общественность, решив частично восстановить из рухнувших блоков облицовку пирамиды Менкаура. Специалисты забеспокоились, что реконструкция будет слишком вольной, и проект по собиранию гигантского пазла был приостановлен.