Что обсуждают писатели, когда встречаются в баре рано утром?

СНОБКультура

Трезвые разговоры в баре: Екатерина Манойло и Михаил Турбин

Беседовала Екатерина Манойло. Креативный продюсер: Мария Маханова

Екатерина Манойло и Михаил Турбин
Екатерина Манойло и Михаил Турбин. Фото здесь и далее: Мария Хавторина

Что обсуждают писатели, когда встречаются в баре рано утром? Алкоголизм и литературу, драматургию Netflix и HBO, картины Тинто Брасса, а еще — можно ли уволиться с постоянной работы, чтобы писать сценарии, и не пожалеть об этом. Новый герой проекта «Трезвые разговоры в баре» — писатель и сценарист, финалист литературной премии «Большая книга» Михаил Турбин.

Манойло:Ну вот скажи, ты можешь представить себя барменом?

Турбин:Да, конечно, могу. Я даже хотел открыть бар. Была такая идея в детстве. Но нет, не случилось. Мой друг открыл, а я нет.

Манойло:Я думаю, это такая популярная мальчиковая мечта.

Турбин:Да, я думаю, что да. Открою бар, все мои друзья будут там собираться. Я буду всех угощать и прогорю. Мечта прогореть у меня всю жизнь.

Манойло:Понятно, ты не бизнесмен.

Турбин:Есть люди, которые могут из любого дела сделать деньги. Я ни из какого дела не могу делать деньги. Как только они у меня появляются, я их сразу трачу. Мне неинтересно, чтобы они там как-то крутились…

Манойло:Это не лукавство, когда ты говоришь что тебе неинтересно? Может, ты просто не умеешь.

Турбин:Если бы я умел, у меня бы получалось, и мне было бы интересно. Это как с литературой. Мне же интересно, несмотря ни на что. Вот знаешь, у меня с сестрой была фирма. Открыли ООО. Я взял на себя маркетинг, стратегию писал…

Манойло:Очень творческие задачи…

Турбин:На этом все. Дальше нужно было продавать, с людьми общаться, а я это не очень люблю. Получается, бармен из меня тоже был бы стремный. Мне бы приходилось либо все время пить, чтобы общаться с людьми нормально, либо не начинать даже.

Манойло:Ну вот мы и подошли к теме писателей и алкоголя. Почему писатели пьют? Или это стереотип такой?

Турбин:Ну, творческая профессия, все-таки. Я скажу банальность, но все писатели, которых я знаю, не прочь выпить.

Манойло:Кроме Ханипаева.

Турбин:Кроме Ханипаева, да. Но у него другие таланты. Может, выпивая, мы пытаемся уйти в собственную пустыню. Писатель же одинок. Он сидит и пишет один всегда. Даже если у него есть соавтор, все равно пишет он один. В этом плане алкоголь убирает раздражители, то есть переносит в эту пустыню и делает пребывание в ней нескучным. Еще же все писатели — люди тревожные и все время рефлексируют. А алкоголь расслабляет, отключает лобные доли. Мне алкоголь иногда помогает именно в каком-то творческом прорыве: просто гуляешь, выпиваешь, и потом к тебе — бум! — приходит какая-то идея.

Манойло:Ну, ты рассказываешь историю, которыми обычно и оправдывают пьянство у писателей.

Турбин:Не исключаю, что я именно оправдываю! Но хочется думать, что я бухаю не напрасно. Может, писатели — потенциальные алкоголики. А может, у нас вообще неправильная выборка. Почему сантехники пьют?

Манойло:Потому что имеют дело с дерьмом. Как и писатели.

Турбин:Дерьмо человеческих душ. Мне кажется, что содержать бар, если вернуться к этой теме, тоже отвратительно. Даже не в коммерческом плане, а в том, что ты должен все время иметь дело с пьяными людьми.

Манойло:О да, я вот сейчас лечужелудок, и все время оказываюсь трезвой в компании пьяных. Это ужасно.

Турбин:Но, когда ты пьяный, тебе кажется, что ты легкий... Ну, просто, понимаешь, я пьяный лучше, чем я трезвый. Это 100%. Я добрее, веселее, я не такой зануда. Подписываюсь на приключения какие-то. Умею говорить, общаюсь с людьми. А трезвый я ни с кем не общаюсь. Бубню, что мне жарко или что боюсь высоты. Я зануда по жизни. А с алкоголем вроде нет.

Манойло:А ты чувствуешь эту грань,порцию? Когдачуть-чуть перебрал — и уже не такой классный.

Турбин:Я всегда классный, потому что старый для того, чтобы перебирать. Чем старше становишься, тем меньше хочется. Я к тому, что выпил, немножко захмелел — а делать-то что? Вроде как и веселиться-то никто не хочет.

Манойло:У меня это работает как быстрый способ расслабиться.

Турбин:Наркологи говорят, что да, приучили себя к бокалу вина как к волшебной таблетке, и на уровне подсознания уже потребность. То есть зависимость. Это про тебя, Катя, наркологи говорят — не я. Я на твоей стороне.

Манойло:Хорошо, что пьяные писатели не буйные.

Турбин:Мы знаем, что есть исключения. У всех разное опьянение. Я добрым становлюсь, общительным, а кто-то — замкнутым и злым. По-разному же на нервную систему влияет.

Манойло:А ты помнишь свой первый алкоголь?

Турбин:Ага, пытался банку пива выпить, но мне не понравилось. Вообще ужасным показалось. Это пиво-то! Было еще в школе, наверное. Купили со Степкой на двоих эту банку пива дешевого. Степа — сосед мой, живет через дом. Я сделал пару глотков и не смог, а Степа допил. Видимо, не первый раз он его пробовал. А потом меня познакомил с алкоголем Вася. Причем у самого у него на алкоголь аллергия. То есть он практически не пьет — сразукраснеет. Но ведет себя при этом культурно. Вот мы с ним водку пили.

Манойло:Это какой возраст?

Турбин:Это первый курс института. Я до этого ничего не пил. Лет до 18 точно…

Манойло:Это достаточно поздно.

Турбин:Да, у меня все достаточно поздно. Видимо, потому что алкоголь пришел в мою жизнь достаточно поздно. Вот у тех друзей, что рано начали пить,у них все было рано. Я и первый роман написал поздно, скорее всего, из-за этого.

Манойло:Ну, ты писал пьяным?

Турбин:Да, конечно.

Манойло:Мне нравится, что ты ответил, не задумываясь.

Турбин:Бывало даже, специально пил, чтоб писать. Это такое более автоматическое письмо. Я думаю, это была попытка преодолеть какой-то сложный текст, психологически сложный. Правда, метод не особо работает.

Манойло:А что работает?

Турбин:Выспаться хорошо, позавтракать, выпить чашечку кофе и начать работать. И чтоб тебя никто не отвлекал с 9 до 15. Вот это помогает.

Манойло:Кстати, а как ты пишешь? Отличается подход к прозе от сценария?

Турбин:Когда я пишу прозу, у меня нет вообще никаких синопсисов, поэпизодников, планов. Я это не люблю. Проза — более свободная штука в плане творчества. Ты просто сидишь и пишешь. А в сценарии без плана никак. Сценарий — это всегда сперва архитектура. Ты сначала все придумываешь, потом перепридумываешь, потом снова перепридумываешь. Это постоянный процесс придумки.

Манойло:Ты ушел с постоянной работы, чтобы заниматься сценариями. Не жалеешь?

Турбин:Каждый раз, когда залезаю в кредитку. Тебе платят по факту. Ты должен хорошо сделать, чтобы не только тебе понравилось, но еще как минимум десяти людям. Чтобы все сказали: «Окей, это нормально». И тогда тебе заплатят денежку. Все честно, но, сама понимаешь, редко бывает, когда всем все нравится. Поэтому постоянное переписывание.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В чем разница между обаянием и харизмой. Отрывок из книги Вероники Хранеко, эксперта по публичным выступлениям В чем разница между обаянием и харизмой. Отрывок из книги Вероники Хранеко, эксперта по публичным выступлениям

Как грамотно донести мысль и повысить коммуникативные способности?

СНОБ
Любовная пара незаконно покорила самые высокие здания в мире! Вот как устроены их отношения Любовная пара незаконно покорила самые высокие здания в мире! Вот как устроены их отношения

Они еще не знали, что увлечение городским скалолазанием приведет к отношениям...

ТехИнсайдер
Машины из параллельного импорта подорожали: когда и как можно сэкономить Машины из параллельного импорта подорожали: когда и как можно сэкономить

Что привело к падению объемов параллельного импорта автомобилей

РБК
«Не терпя лукавыя бесовские крамолы» «Не терпя лукавыя бесовские крамолы»

«И пришел из Орды, и сел на великокняжеском престоле»

Дилетант
Изгои небес Изгои небес

Об аппаратах легче воздуха – дирижаблях

Зеркало Мира
Отдел замученных поэтесс: самые популярные новые женские музыкальные альбомы Отдел замученных поэтесс: самые популярные новые женские музыкальные альбомы

Женские музыкальные альбомы, которые объединили все новые тренды в поп-музыке

Forbes
Топ 10 фильмов про соперничество и соперников Топ 10 фильмов про соперничество и соперников

Фильмы для тех, кто любит наблюдать за напряженными столкновениями соперников

Maxim
7 практик для замедления и осознанности на каждый день 7 практик для замедления и осознанности на каждый день

Практики, которые помогут сделать размеренность естественной частью жизни

Psychologies
Софья Эрнст Софья Эрнст

Только фольклор: актриса Софья Эрнст открывает ДК «Исток»

Собака.ru
Что такое станция техобслуживания автомобилей, и какие работы проводят Что такое станция техобслуживания автомобилей, и какие работы проводят

Все о станциях техобслуживания: виды, какие работы проводят

РБК
Уголок школьника Уголок школьника

5 вещей и предметов мебели, которые нужно выбросить из детской комнаты

Лиза
Незаменимая лимфа Незаменимая лимфа

Лимфатическая система – зачем она нужна нам и какова ее функция в организме?

Зеркало Мира
За невидимым щитом За невидимым щитом

Как защититься от космической радиации, чтобы летать к другим планетам?

ТехИнсайдер
Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях Женский взгляд: 10 красных флагов в дейтинг-приложениях

Десять стоп-сигналов, которые говорят женщинам: «Не стоит ему отвечать»

Psychologies
«Хороших девочек не убивают»: легкий детектив о юной сыщице с Эммой Майерс «Хороших девочек не убивают»: легкий детектив о юной сыщице с Эммой Майерс

Сериал «Хороших девочек не убивают» — симпатичный проект для зумеров

Forbes
Нанимать мигрантов станут по-новому: как изменится рынок труда в России Нанимать мигрантов станут по-новому: как изменится рынок труда в России

Процедура найма мигрантов может измениться в сторону ужесточения

ФедералПресс
«Всюду одно растление и разврат» «Всюду одно растление и разврат»

Андрей Платонов о том, как он не стал советским писателем

Weekend
Как художница Луиз Буржуа осмысляла травматичное детство и материнский опыт Как художница Луиз Буржуа осмысляла травматичное детство и материнский опыт

Каково это — быть способной создать новую жизнь, но ощущать себя несвободной?

Forbes
Россия по-итальянски Россия по-итальянски

Все подробности жизни и «невероятных приключений итальянца в России»

2Xplore
Смышленый и не малый. Тест-драйв нового Haval F7 Смышленый и не малый. Тест-драйв нового Haval F7

Чем удивил на тест-драйве новый Haval F7 и сколько он стоит

РБК
Крым: как устроить человеческое житьё Крым: как устроить человеческое житьё

Летом 1920 года в Крыму царил осторожный оптимизм

Дилетант
Двигатель Renault К4М: описание и характеристики Двигатель Renault К4М: описание и характеристики

Все о двигателе K4M: надежность, особенности, характеристики

РБК
Логотип личности Логотип личности

Как дизайн трех знаменитых российских логотипов менялся вместе со страной

Правила жизни
«Что можно было локализовать быстро, мы уже локализовали» «Что можно было локализовать быстро, мы уже локализовали»

О рынке продуктов и решений в области энергетики и автоматизации

РБК
Желание превыше всего: 5 лучших эротических драм Желание превыше всего: 5 лучших эротических драм

Фильмы, которые изучают запретную любовь с точки зрения женщины

Psychologies
Как корабль назовешь: познакомьтесь с Таней Андриановой и Кириллом Сергеевым, которые устраивают вечеринки на воде Как корабль назовешь: познакомьтесь с Таней Андриановой и Кириллом Сергеевым, которые устраивают вечеринки на воде

Создатели вечеринок на воде Cruise — о музыке и будущем проекта

Правила жизни
«Пульс и сердце, свет в зрачки, череп, руки, ноги, разрядики тока»: отрывок из романа Дании Жанси «Путешествия Лейлы» «Пульс и сердце, свет в зрачки, череп, руки, ноги, разрядики тока»: отрывок из романа Дании Жанси «Путешествия Лейлы»

«Путешествия Лейлы» — о самоопределении, памяти и гранях «нормальности»

Правила жизни
Ангелы прилетели Ангелы прилетели

Мастер-класс по самодельным ангелам, дарящим ощущение праздника и чудес

КАНТРИ Русская азбука
Шитьё: нaряд вне очереди Шитьё: нaряд вне очереди

Вышивка — один из верных способов сделать внешний вид более ярким, праздничным

КАНТРИ Русская азбука
Роман Чекушов: «Мы открыли для себя новые рынки» Роман Чекушов: «Мы открыли для себя новые рынки»

О работе в условиях санкций и выстраивании новых логистических цепочек

ФедералПресс
Открыть в приложении