История Набатеи: расцвет и упадок
Живший в I веке Диодор Сицилийский, ссылаясь на описание некоего офицера IV века до н.э., писал: «Аравия находится между Сирией и Египтом. Она разделена между многими народами, отличающимися друг от друга. Ее восточная часть заселена арабами, называющимися набатейцы. Они властвуют в стране, часть которой пустыня, а часть с нехваткой воды, хотя небольшая часть процветает. Они промышляют разбойничеством, грабят соседние страны, и их трудно одолеть в бою…»
Статьи дохода
Дерзость и неуловимость набатейцев древнегреческий историк объяснял тем, что они «копали ямы в отдаленном расстоянии друг от друга», которые служили скрытыми цистернами для воды. Преследователи, не зная об этих живительных тайниках, либо погибали от жажды среди бескрайних песков, либо вынуждены были бросать погоню, в то время как набатеи «с комфортом» везли добычу домой.
Набатеи, или набатейцы, были полукочевым народом семитской группы (большинство исследователей относят их к арабам). Их царство, располагавшееся на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии, существовало с III века до н.э. по 106 год н.э. И если про Набатейское царство, возможно, слышали немногие, его столица и сегодня известна всем – это знаменитая Петра в Иордании, которую посещает около полумиллиона туристов ежегодно.
Разбой вовсе не был единственным занятием набатеев. Их царство располагалось на пересечении путей торговли благовониями и специями, а также битумом Мертвого моря, что приносило им немалую выгоду. «В пустыне находятся многие арабские племена, но набатейцы выделяются своим богатством… Источник их богатства – это мор и левона и дорогие приправы, часть из которых они переправляют караванами к (Средиземному) морю», – писал Диодор. Мор и левона – это мирра и ладан, которые пользовались огромным спросом и стоили очень дорого.
Также набатеи выращивали верблюдов и овец. По словам греческого историка, у них была «традиция не сеять семя, не сажать плодородных деревьев и не строить дома. А если кто-либо нарушит это – ему причитается смерть. С преданностью они соблюдают этот образ жизни, веря, что те, кто живут иначе, подвержены принимать власть более сильных – дабы сохранить свое имущество».
В конечном итоге они все же занялись сельским хозяйством и достигли в нем значительных успехов. Выращивать урожай на полупустынных землях было задачей непростой, и набатеи изобрели собственные методы водосбора и водоудержания, создав обширные сельскохозяйственные оазисы. Некоторые из этих методов и сегодня применяются в пустыне Негев. Например, террасы для сбора дождевой воды. Судя по всему, набатеям удавалось выращивать ячмень, пшеницу и бобовые, а также овощи, инжир, финики. Только с маслинами что-то не сложилось – по утверждению античного историка Страбона, набатеи использовали вместо оливкового масло из сезама (кунжута). Как удавалось выращивать фруктовые деревья в пустыне? Набатеи выкапывали небольшие воронки, в центр каждой высаживая по дереву. Дождь мог выпасть раз или два за сезон, и вся вода стекала в воронки, а по ним – в землю, которая, намокая, уплотнялась и удерживала воду.
Разумный и хозяйственный народ
Судя по всему, грамотность в Набатейском царстве была широко распространена, и удивительно, что кроме многочисленных надписей (в основном имен и приветствий) до нас не дошло ни одного словесного произведения этого народа. Однако кое-что сохранилось в документах их соседей. Так, самая ранняя из известных арабских кулинарных книг, «Китаб ат-Табих», содержит рецепт дрожжевого набатейского хлеба, который готовился из высококачественной пшеничной муки мелкого помола, без отрубей, на закваске, и выпекался в тандыре.
Изучая надписи на гробницах, исследователи пришли к выводу, что женщины в набатейском обществе имели те же имущественные права, права наследования и распоряжения собственностью, что и мужчины. Для данного региона это было редкостью. Женщины также свободно участвовали в религиозной жизни. Прекрасный пол утратил многие привилегии с наступлением эпохи римского владычества.
Вот что еще писал о набатеях Страбон: «Набатеи – разумный и хозяйственный народ… Так как рабы у них – редкость, то большей частью они пользуются услугами родственников или же служат друг другу; этот обычай распространяется даже на царей. Они устраивают угощение на 13 человек, причем на каждой пирушке присутствует по два музыканта. Царь часто затевает попойки с большой пышностью, причем никто из участников не пьет больше 11 кубков, каждый раз из другого золотого сосуда. Царь держится настолько близко к народу, что не только обходится без слуг, но даже сам иногда в свою очередь оказывает ответную услугу. Нередко он отдает отчет в народном собрании, а иногда там подвергают рассмотрению и самый образ его жизни». Весьма демократично!
Внешний вид набатейцев удалось реконструировать благодаря раскопкам в городе Хегра. Надпись на одной из гробниц, вырубленных в песчаниковых скалах, гласит, что в ней похоронены «Хинат, дочь Вабу», и ее потомки. Захоронение датируется 60–61 годами, и в нем обнаружены останки по крайней мере 80 человек – взрослых и детей. В сухом климате пустыни кости, кожа, волосы, а также ткани и части растений, использовавшихся, очевидно, в ритуалах погребения, отлично сохранились. Для реконструкции выбрали череп женщины, умершей в возрасте примерно 40–50 лет. Ее рост составлял 160 см. Учитывая положение тела в гробнице, есть вероятность, что это сама Хинат, которая была столь знатна и богата, что смогла выстроить себе и своим потомкам такой мавзолей.
Кое-где в гробницах сохранились остатки тканей, по которым можно кое-что сказать и о набатейской моде. Пользовались спросом желтый цвет, который получали с помощью шафрана, и ярко-красный – из марены. Синие ткани тоже встречались. А пурпурный цвет, скорее всего, был отличительным знаком царской династии. Мужчины носили туники в римском стиле, без рукавов, а шерстяные мантии – в стиле греческом. Женщины ходили в длинных туниках с накидками и шарфами свободного плетения, с бахромой. Фасоны не были исконно набатейскими, а диктовались эллинистическими веяниями. Если взглянуть на изображения царей и цариц на набатейских монетах, видно, что правители брили лица, а волосы отращивали и завивали, их супруги также делали завивку, надевали головные уборы и носили одежды с высоким воротом. Впрочем, нередко одевались и проще. Так, по уверению Страбона, набатеи ходили «без хитонов, подвязав вокруг бедер передники, и в сандалиях – даже сами цари».
Набатеи славились по всему эллинскому миру своей тонкой расписной керамикой. Цветочные узоры наносились вручную или выдавливались на поверхности посуды специальными штампами, а затем изделие полировали или обжигали. Основная гамма керамики набатеев – розовые, красные тона, под цвет их каменным городам. Удивительно, но их яркость поражает и сегодня.
Пользовалась успехом и набатейская скульптура. Поначалу она носила исключительно подражательный характер и мало отличалась от греческой, римской или сирийской. Но со временем местные скульпторы выработали свой узнаваемый стиль, особенно в изображении лиц.
Особое место в искусстве Набатеи занимают баетилы – символические изображения божеств. Они встречались и в святилищах, и в жилищах, и в общественных местах, могли стоять на пьедесталах или в нишах, располагаться группами или по одному, быть любых размеров. Часто они бывали украшены резьбой, иногда стилизованной под черты лица.