Транспорт, необходимый для работы бойцов на линии боевого соприкосновения

Обозрение армии и флотаОбщество

Логистика «переднего края»

Транспорт необходимый для нормальной работы бойцов на линии боевого соприкосновения

Александр Тимохин

Транпортер M274 в музее, рулевая колонка откинута вперед для управления машиной с земли. Фото: Wikipedia

Переход военных действий на Украине в позиционную форму породил проблему, о которой в ВС РФ до этого особо не задумывались. Оказалось, что нечем обеспечить перевозки на линию боевого соприкосновения (ЛБС) боекомплекта, медикаментов, воды и других грузов и эвакуацию раненых и тел погибших в условиях, когда идет бой, и ближний тыл находится под наблюдением противника.

Традиционно для этого применялись бронемашины, состоящие на вооружении и автомобили. В медицинских целях в локальных военных конфликтах использовались вертолеты. Масштаб боевых действий на Украине и наличие у ВСУ большого количества средств ПВО исключает эвакуацию раненых вертолетами с посадочных площадок вблизи ЛБС, а массовое использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА), в том числе ударных, и наличие артиллерии калибра 155‑мм с большой дальностью стрельбы, крайне затрудняет, а часто делает невозможным применение в ближнем тылу наземной техники, как для подвоза, так и для эвакуации раненых и погибших.

Использование гражданских машин при работе на ЛБС (УАЗ Патриот «пикап»). Фото: vk.com Солдат удачи

Как правило, на последних километрах перед ЛБС войскам приходится полагаться на мускульную силу солдат, которые на себе несут припасы и предметы снабжения и руками на носилках выносят раненых и убитых, зачастую неся при этом потери, так как противник ведет охоту на группы эвакуации.

Отдельной проблемой является доставка боекомплекта. Украинская сторона не раз распространяла видео своих успешных контратак, в которых украинская бронетехника почти беспрепятственно расстреливала позицию, только что отбитую бойцами какого‑либо из российских формирований. Очевидным образом, у российских бойцов не было возможности применить даже гранатометы потому, что они израсходовали все выстрелы к ним еще при штурме украинской позиции, а своевременно подвезти боекомплект в полностью просматриваемую противником зону оказалось невозможно – получив по радиосвязи информацию об атаке, противник взял место, в котором шел бой, под наблюдение с БЛА, и никакая машина даже с УАЗ размером, туда бы не проскочила. В виде исключения, для решения транспортных задач у ЛБС иногда получается использовать легковые или малые грузопассажирские автомобили, подаренные воинским частям и подразделениям гражданскими волонтерами, но далеко не всегда, и долго они не живут. На передовой нужны специальные транспортные средства.

Применение вертолетов для эвакуации раненных во вторую чеченскую войну. Фото: sun9-6.userapi.com

На текущий момент различного рода волонтерами, небольшими компаниями и даже техническими специалистами из воюющих частей и соединений ВС РФ предпринимаются различные инициативные меры по решению проблемы, разработано некоторое количество весьма удачных средств транспортировки, позволяющих отчасти обеспечить или перевозки, или эвакуацию раненого, иногда и то, и другое, но в основном в Вооруженных силах эта проблема не решена никак.

Вопрос о том, чтобы централизовано, с опорой на ресурсы государства, а не волонтеров, обеспечить армию транспортными средствами переднего края уже давно, что называется, перезрел. Имеет смысл сделать подробный анализ как перевозок на ЛБС, так и технически возможных, тактически применимых и оптимальных по стоимости способов их выполнения.

Условия применения и три главных задачи

Сначала необходимо определиться с тем, на каком удалении от ЛБС есть потребность в особых транспортных средствах, и какие именно задачи с их помощью нужно решать.

С первым вопросом все просто, так как у ВС РФ есть экстремальный пример – участок фронта, где у противника получилось создать в нашем ближнем тылу зону, в которой более-менее долгое время не может выжить никакая техника.

Речь идет об окрестностях населенного пункта Крынки Херсонской области. За счет большой дальности украинской артиллерии, развернутой на противоположном берегу Днепра, и за счет массированного применения ударных БЛА разных типов, управляемых с помощью воздушных ретрансляторов (тоже беспилотных) ВСУ смогли добиться того, что применение тяжелой техники и автомобилей крайне затруднено на глубину до 10 километров от ЛБС по прямой, а местами и более.

Все на себе не унесешь… Фото: vk.com/wall-57157763_1634

Таким образом, в экстремальном случае можно считать, что прифронтовой зоной, в которой требуются особые транспортные средства, является глубина 10 километров по прямой. Что, с учетом того, что дороги не идут прямо к ЛБС нигде, требует дальности хода специального транспортного средства «туда и обратно», в две стороны, минимум в 30 километров, а с учетом потенциальных маршей вместе с пехотой в других, будущих военных конфликтах, то и более.

С учетом того, что местами расстояния между позициями ВС РФ и ВСУ небольшое, данное транспортное средство должно еще и быть достаточно тихим.

Вторым важным вопросом является сам характер задач, которые должно решать это транспортное средство.

Существует три основных транспортных задачи вблизи ЛБС.

Первая – следование за подразделением на этапе его выдвижения на позицию и доставка группового оружия, боекомплекта, запасов воды, носилок или эвакуационных тележек для будущих раненых или погибших.

Физические возможности человека по переноске грузов ограничены, особенно когда он несет на себе средства защиты, личный боекомплект, оружие, аптечку и т.д.

Много на себе пешим бойцам не унести, поэтому им нужен специальный транспорт для доставки всего необходимого, компактный, чтобы его можно было спрятать в кустах или под деревьями, и способный двигаться по пересеченной местности со скоростью пешего подразделения.

Пехотная тележка Вермахта Infanteriekarren IF8 на буксире у мотоцикла. Эта простейшее средство оказалось решающим фактором в успехах немецкой пехоты. Фото: data4.primeportal.net

Вторая задача – эвакуация раненых. Это требует от машины очень низкой высоты, которая позволила бы спрятать ее буквально в нескольких сотнях метров от ЛБС, и низкой шумности при движении. В этом случае возможно, чтоб противник не увидит ее с земли, и не услышит, а бойцам с передовой нужно будет буквально пару сотен метров донести раненых до машины на носилках или довезти на эвакуационных тележках.

В дальнейшем машина должна увезти раненых или одного раненого по наиболее скрытному и хуже всего наблюдаемому с воздуха маршруту (если таковой есть) или по кратчайшему маршруту вне дорог (если известно, что на нем нет мин), в крайнем случае – просто доставить раненого в тыл, не отвлекая для его переноски по 4‑6 человек.

И третья задача решается на обратном пути – доставив в тыл раненых, обратно транспортное средство должно привезти боеприпасы, если необходимо, то питьевую воду или средства первой медицинской помощи.

Если необходимо отправить на передовую подкрепление, то на том же транспортном средстве нужно доставить и его боеприпасы, и имущество.

Кроме всего вышеописанного, размеры машины должны позволять транспортировать ее на стандартных армейских грузовых автомобилях, или на прицепах, и именно так эти транспортные средства должны перевозиться с одного места дислокации на другое. Имеет смысл рассмотреть, как выглядели транспортные средства такого назначения в прошлом.

Немецкий легкий полугусеничный транспортер Sd.Kfz.2 Kettenkraftrad с пехотной тележкой Infanteriekarten IF 8. Фото: landmarkscout.com

От конной взводной тележки к безэкипажному транспортеру

О том, что на передовую нужно доставлять боекомплект было известно с момента появления огнестрельного оружия, и в иностранных армиях (как и в царской русской армии) для этого существовал и специальный транспорт, в виде конных повозок, и выделенный для управления этим транспортом личный состав.

То, как выглядит противостояние армии, в которой такой подвоз организован, с армией, которая такого подвоза лишена, очень хорошо показывала Великая Отечественная война.

В ходе Второй Мировой войны в Вермахте для того, чтобы войска на передовой не остались без боекомплекта, в каждую пехотную роту выдавалась специальная пехотная тележка Infanteriekarren IF8. Естественно, на Восточном фронте они применялись повсеместно.

На первый взгляд примитивная одноосная повозка, по тем временам была почти гениальным решением.

Американская пехота во Вьетнаме. Солдаты идут налегке, общее имущество едет на «Механическом муле». Обратно также можно будет вывезти раненых или тела погибших. Фото: m274mules.com

Объем кузова и грузоподъемность тележки была рассчитана исходя из объема и типовой плотности военных грузов (конкретно – 2500 кг/куб. м, что примерно соответствует ящикам с винтовочными патронами), и тому, сколько по пересеченной местности может буксировать одиночная лошадь, которая была для повозки главным средством тяги. Главным, но не единственным, так, тележки штатно могли буксироваться мотоциклами или даже малогабаритными полугусеничными тягачами Sd.Kfz. 2 Kettenkraftrad. Кроме того, конструктивно тележку можно было катить руками, это было сделано специально, на случай если лошадь будет убита или мотоцикл будет поврежден, или сломается.

Нормой обеспеченности в пехоте была одна тележка на взвод, на 50 человек. В подразделениях, вооруженных реактивными противотанковыми гранатометами «Панцершрек» полагалось одна тележка на отделение, на ней везли шесть гранатометов и 24 выстрела к ним.

Совершенно примитивное средство подвоза дало немецкой пехоте радикальное огневое превосходство над стрелковыми подразделениями Красной армии. Даже тогда, когда в подразделении укомплектованность магазинами к пулеметам ДП и пистолет‑пулеметам была штатной или близкой к ней (что было, мягко говоря, не часто), немцы легко добивались подавляющего огневого превосходства в бою. У красноармейцев был тот боекомплект, который они несли на себе, никаких средств подвоза на передовую во взводах и ротах не было. У немцев было то, что солдат нес на себе, плюс еще 300‑350 килограммов патронов и гранат.

Транспортер FAUN Kraka Type 640. Фото: data3.primeportal.net

Еще больший эффект давало применение ротных минометов калибра 50‑мм. В Красной армии они не прижились – не на чем было ротному командиру доставлять боекомплект для миномета, и в итоге эти минометы были либо где‑то поближе к тылу батальона, и в бою толком не участвовали в силу малой дальности, либо очень быстро отстреливали мины и превращались в кусок металла. В итоге во второй половине войны их изъяли из войск.

А у немцев с минами был полный порядок, потому что их везли сразу за минометчиками, и, пока они отстреливали свой боекомплект, тележка могла съездить за боеприпасами в тыл. В итоге в их руках такие же минометы оказались эффективным оружием – все решил подвоз мин.

Немцы могли тратить в бою примерно в четыре раза больше патронов, чем любое противостоящее им стрелковое подразделение Красной армии, а по минам для минометов превосходство было просто неисчислимым. И во многом те успехи, которые Вермахт имел в 1941 году обусловлены наличием такого «транспортера» в каждом взводе.

И «блуждающие котлы» у немцев получались тоже во многом из‑за наличия такого транспортного средства – бой немецкого взвода в окружении продолжался до тех пор, пока у основной массы советских пехотинцев не заканчивались патроны. Потом можно было более‑менее уверенно прорываться. И при бегстве с позиций немцы могли взять по несколько ящиков с патронами, а наши солдаты в таких же обстоятельствах – то, что удалось унести на руках.

Бразильский транспортер компании Safo. На грузовой площадке смонтирована пусковая установка ПТУР «Cobra», но там мог быть и какой-то груз. Фото: reddit.com

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Помощники РПКСН Помощники РПКСН

Роль флота в структуре ядерного сдерживания

Обозрение армии и флота
«Граф Аверин»: как детективная история про альтернативную Россию и демонического кота влюбила в себя читателей «Граф Аверин»: как детективная история про альтернативную Россию и демонического кота влюбила в себя читателей

«Граф Аверин»: в чем феномен серии книг, как на её популярность повлиял кот?

Psychologies
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
«Я встретила любовь, когда шла покупать швабру»: 14 историй о любви «Я встретила любовь, когда шла покупать швабру»: 14 историй о любви

Истории людей, которые романтично встретили по-настоящему близкого человека

Psychologies
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Борьба за ярлык Борьба за ярлык

Как Калита начал собирать русские земли вокруг Москвы?

Дилетант
И без Netflix хорошо И без Netflix хорошо

Как открыть для себя увлекательный мир китайских дорам

ЖАРА Magazine
Что такое джиу-джитсу: виды, приемы, советы мастера с черным поясом Что такое джиу-джитсу: виды, приемы, советы мастера с черным поясом

Джиу-джитсу: шахматы в мире единоборств

РБК
Уголок школьника Уголок школьника

5 вещей и предметов мебели, которые нужно выбросить из детской комнаты

Лиза
15 модных словечек и фраз, которые стоит позаимствовать из словаря зумеров 15 модных словечек и фраз, которые стоит позаимствовать из словаря зумеров

Разбираем зумерский сленг, чтобы найти с ними общий язык

Psychologies
АИРР представила новый индекс востребованности кадров в российских регионах АИРР представила новый индекс востребованности кадров в российских регионах

Новый квартальный индекс востребованности кадров для инновационной экономики

ФедералПресс
Как две ученые нашли месторождение алмазов, но их открытие присвоили себе другие люди Как две ученые нашли месторождение алмазов, но их открытие присвоили себе другие люди

Пример того, как тяжелый труд ученых был вознагражден подлостью

Forbes
Сколько зарабатывает дальнобойщик и как им стать Сколько зарабатывает дальнобойщик и как им стать

Как стать дальнобойщиком и сколько он зарабатывает, выяснил Autonews.ru

РБК
Солнечный нуар Солнечный нуар

«Плохая обезьяна»: новый сериал создателя «Теда Лассо»

Weekend
Семейный совет Семейный совет

Что входит в чек-лист фертильности, высоки ли шансы преодолеть мужское бесплодие

Собака.ru
365 дней свеклы 365 дней свеклы

Мы с командой часто смеемся, называя сибирских поваров «амбассадорами свеклы»

Bones
Можно ли мыть фрукты и овощи в посудомоечной машине Можно ли мыть фрукты и овощи в посудомоечной машине

Стоит ли следовать лайфхакам из интернета и мыть фрукты в посудомоечной машине?

ТехИнсайдер
Неуловимые коты Сайлюгема Неуловимые коты Сайлюгема

Как живется снежным барсам и другим животным в алтайских горах

Наука и жизнь
Анна Теплицкая Анна Теплицкая

Романы, разводы, большие деньги — сериал «Наследники» есть у нас дома!

Собака.ru
«Неизвестное» плато «Неизвестное» плато

«Глаз», «Ступа», «Ромашка» и секреты Вилюйского плато

Наука и жизнь
«Ваш диагноз — сибирская язва»: свердловская эпидемия 1979 года, которая до сих пор остается засекреченной «Ваш диагноз — сибирская язва»: свердловская эпидемия 1979 года, которая до сих пор остается засекреченной

Ровно 45 лет назад в Свердловске произошла эпидемия смертельной сибирской язвы

ТехИнсайдер
Какой смысл мы вкладываем в слово «душнила»: 4 объяснения Какой смысл мы вкладываем в слово «душнила»: 4 объяснения

Зачем нужен термин «душнила»? Почему мы его используем?

Psychologies
«Звездная болезнь»: плюсы, минусы, последствия для «больного» и окружающих «Звездная болезнь»: плюсы, минусы, последствия для «больного» и окружающих

Как распознать в себе и близких симптомы «звездной болезни» и спастись от них?

Psychologies
6 остросюжетных новинок для тех, кто любит пощекотать нервы: триллеры, детективы и тру-крайм 6 остросюжетных новинок для тех, кто любит пощекотать нервы: триллеры, детективы и тру-крайм

Что может быть лучше детектива, сюжет которого захватывает с первых страниц?

Maxim
Умножение делением Умножение делением

Безусловный базовый доход: почему он не станет билетом в безбедную жизнь

РБК
Может ли развиться депрессия во время месячных Может ли развиться депрессия во время месячных

Как связаны менструации и депрессии, гормоны и психика?

Psychologies
Редкое животное и первые кадры! Фермер из Боливии сумел заснять амазонскую ласку: видео Редкое животное и первые кадры! Фермер из Боливии сумел заснять амазонскую ласку: видео

Об удивительном существе из густых лесов Амазонки известно не так много

ТехИнсайдер
7 практик для замедления и осознанности на каждый день 7 практик для замедления и осознанности на каждый день

Практики, которые помогут сделать размеренность естественной частью жизни

Psychologies
Подводный беспилотник исследовал ледяной шельф, но бесследно исчез Подводный беспилотник исследовал ледяной шельф, но бесследно исчез

Ученые составили карту нижней стороны шельфового ледника Дотсон в Антарктиде

ТехИнсайдер
«Понадобилось 60 лет»: как Япония осмысливает военные преступления прошлого «Понадобилось 60 лет»: как Япония осмысливает военные преступления прошлого

Как Япония подходит к проблемному разговору о вине и ответственности за прошлое

Forbes
Открыть в приложении