Уильям Гершель и музыка небесных сфер
Уильям Гершель (1738–1822) – великий астроном, раздвинувший для нас границы Солнечной системы за пределы орбиты Сатурна и, по сути, открывший нашу Галактику. Наверное, можно даже сказать, что он открыл для нас Вселенную в том виде, как мы ее сейчас воспринимаем. Он родился в Ганновере, при рождении получил имя Фридрих Вильгельм. После его переселения в Англию это имя стали произносить на английский манер –– Фредерик Уильям.
Отец будущего ученого был профессиональным музыкантом, служившим в оркестре местной гвардии и тем добывавший себе пропитание. Семья была многодетная, все дети были музыкально одарены, и отец очень серьезно занимался их обучением. Он надеялся, что отпрыски сделают музыкальную карьеру более удачную, чем это удалось ему самому.
Успешная музыкальная карьера в Германии того времени – это заметное место в придворном оркестре. Благо, имелось великое множество монархов, герцогов и курфюрстов, у них имелись дворы, а следовательно, они нуждались в придворных музыкантах. Причем это была не просто функция, обеспечивающая танцы, а предмет престижа. В то время музыка стала одним из самых модных увлечений, а немцы неожиданно оказались в этом деле впереди планеты всей.
Но чтобы занять соответствующее место, нужно было не только музыкальное мастерство, но и внешний лоск. Юных Гершелей кроме музыки обучали и французскому языку, и латыни, поощряли интеллектуальное чтение. Также много внимания уделялось музыкальной теории, и в этой связи большое место в семейной образовательной программе занимала математика. В их доме были хорошо известны имена Лейбница, Ньютона и Эйлера.
Однако честолюбивые мечты отца сбылись не сразу. Семья была стеснена в средствах, и в 14 лет Вильгельму пришлось поступить в военный оркестр. Четыре года спустя началась Семилетняя война (1756–1763), эта генеральная репетиция мировых войн XX века. В ту пору английский король Георг II был по совместительству курфюрстом Ганновера, и полк, где служил Вильгельм Гершель, дислоцировался в Англии. Пользуясь случаем, молодой человек принялся за усиленное изучение английского языка, но вскоре его военную часть вернули на континент.
На самом деле Гершели не имели большой склонности к военной службе. Старшему брату Вильгельма Якобу удалось, несмотря на начавшуюся войну, официально уйти в отставку и получить место в придворном оркестре. Вильгельм же вскоре воспользовался возникшей после сражения при Хастенбеке (июль 1757 г.) неразберихой, самовольно оставил службу и вернулся в Англию. Поначалу там он тоже устраивается в гарнизонном оркестре в Йоркшире, зарабатывает переписыванием нот, дает уроки музыки, постепенно получает известность как виртуозный исполнитель. Его основными инструментами были гобой и скрипка. Также он играл на альте и на органе.
В Англии не было столько придворных должностей, сколько в Германии, зато там была больше развита концертная деятельность для простых смертных. В 1762 году 24-летний Уильям Гершель вышел победителем из музыкальной дуэли скрипачей-виртуозов в Лидсе и получил должность концертного директора в этом городе. А в 1766 году его пригласили в качестве органиста в город Бат – модный курорт, куда съезжались сливки английского общества.
Это было признание, которое пришло постепенно, и не только как исполнителя, но и как композитора. Гершель давно писал собственную музыку. Самые ранние произведения датируются 1759 годом. Его музыкальное наследие обширно и разнообразно по жанрам: симфонии, концерты, сонаты, каприччо для скрипки. Кстати, в этом последнем жанре он работал одним из первых. Также он проявил себя в таком специфическом британском музыкальном жанре, как кэтч (вокальное произведение для многоголосого исполнения мужским ансамблем, как правило, юмористическое).
Гершель явно был из тех, кто предпочитает упорный систематический труд неверным порывам вдохновения. Например, несколько лет подряд он писал ровно по шесть симфоний в год. Поверять гармонию алгеброй было для него чем-то совершенно естественным. В пору расцвета своей музыкальной славы он продолжает живо интересоваться теорией музыки, даже пробует писать собственный музыкально-математический трактат, читает все, что может достать на эту тему. Однажды ему попадается книга Роберта Смита, профессора математики из Кембриджа, озаглавленная «Гармоники, или Философия музыкальных звуков». Книга нравится, и Гершель при первой же возможности знакомится с другим трактатом того же автора, на этот раз посвященным оптике. Это чтение определяет дальнейшую судьбу. Нет, он не бросает музыку, но у него появляется новое страстное увлечение – конструирование телескопов и наблюдение за звездным небом.