О создании комплексной системы и развитии аграрной грузовой логистики

АгроинвесторБизнес

Разворот с Запада на Юго-Восток

О создании комплексной системы и развитии аграрной (и не только) грузовой логистики России и сопредельных стран

Евгений Иванов

Shutterstock

За последние почти 35 лет нашей стране удалось сделать большой прорыв в плане развития торговли со всем миром и реализовать немало инфраструктурных и логистических проектов. Однако объемы как экспорта, так и импорта пока сдерживаются все-таки недостаточной развитостью транспортной сети, нехваткой парка машин, вагонов и судов, высокими тарифами на перевозку продукции и т . д. Между тем потенциал логистики России велик и в некоторых важных точках уже имеет основу для дальнейшего развития/восстановления. Планы и проекты по расширению транспортной и инфраструктурной сети тоже есть, но для их скорейшей реализации необходимы должный уровень конкуренции и всесторонняя поддержка, считает автор этой статьи.

Развитая и недорогая логистика в первую очередь актуальна именно для аграрных грузов, бо́льшая часть которых стоит весьма немного и в разы меньше, чем, например, нефть, металлы и т. д. Дешевые грузы в мире, как правило, стараются лишний раз не переваливать, не менять вид транспорта, не использовать слишком большие расстояния и объезды. Подобную продукцию много, дешево и далеко перевозят обычно по воде, а если по суше, то прежде всего по железной дороге. Однако в большинстве регионов России и сопредельных стран на многих направлениях даже базовая логистическая инфраструктура не создана по сей день.

Фарватером российской грузовой логистики за пределами трубопроводного транспорта является в первую очередь экспорт малопереработанного сырья (чаще всего угля) именно через глубоководные порты Балтийского, Черного, Японского и Баренцева морей, куда продукция поставляется в основном по железной дороге на весьма значительные расстояния. Остальные грузы, направления и виды транспорта в тоннаже гораздо менее значимы для России и требуют дополнительного внимания и развития.

Водные артерии страны

Так, в последние 35 лет в России явно недооценивается важность внутренних водных путей, в первую очередь рек Дон, Волга и их притоков (включая и Волго-Каспийский канал). Грузоперевозки по внутренним водным путям страны сократились с советских пиков примерно в шесть раз. Из отчета Счетной палаты по реализации стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года следует, что низкая загрузка отечественных рек связана с отсутствием двух важных гидроузлов — Нижегородского на Волге и Багаевского на Дону (срок завершения их строительства был перенесен с 2020–2021 годов на конец 2024-го, общая стоимость двух проектов — 50 млрд руб.). По информации ведомства, на начало 2022 года всего в России эксплуатировалась сеть внутренних водных путей протяженностью почти 102 тыс. км, проходящая вдоль 60 регионов. В то же время на речной транспорт приходится лишь около 2 % общего грузооборота страны.

Если же обеспечить максимально круглогодичную навигацию (по крайней мере на южной подкове: Астрахань — Ростов через Волго-Дон), необходимые глубины на всех маршрутах и достаточное финансирование поддержания общей инфраструктуры грузовых речных перевозок, то это, во-первых, сохранит автодороги от огромного объема тяжелых и массовых грузов (нигде больше в мире их не возят на машинах так далеко, как в России), а во-вторых, увеличит экспорт, налоги, зарплаты, инвестиции и обеспечит существенный дополнительный рост экономики многих логистически пока несильно развитых и часто экономически длительно депрессивных районов вдоль Дона, Волги и их притоков.

Для кратного увеличения перевозок грузов по рекам остро необходимо скорейшее завершение модернизации Багаевского и Нижегородского гидроузлов. Это обеспечит здесь необходимый для судоходства уровень глубин, которого давно не хватает. Нужен также достаточный и конкурентный парк современных контейнеровозов и сухогрузов класса ВолгоДонМакс — дедвейт 8144 т в море / 5320 т в реке без использования критических компонентов из недружественных стран.

На ж/д уголь пока в приоритете

Крайне актуальный для России в последние годы разворот логистики с Запада ограничен почти отсутствующей на Юге и сильно неразвитой логистикой на Востоке, в первую очередь по железной дороге (из-за низкой пропускной способности и дороговизны). На примере муки, крупы, сахара и другого готового продовольствия в последние 30 лет можно отметить, что самые массовые поставки из нашей страны в бывшие союзные республики, а также в Монголию, КНДР, Китай, Афганистан, Иран, Турцию (ранее еще и в Финляндию, Румынию, Венгрию, Словакию, Польшу и Швецию) идут по ж/д колее 1520. В Китай ж/д экспорт проходит частично через Казахстан (Алтынколь — Хоргос и Достык — Алашанькоу) и Монголию (Наушки). Поставки в Ирак и Афганистан — через Азербайджан по железнодорожной ветке Самур — Астара с перегрузкой на фуры в Иране.

Однако становой «хребет» российской экономики — РЖД — уже несколько десятилетий забит экспортным углем — чаще из Кемерово в порты всех морей. Уголь стоит порой $40-60/т (FOB), что в пересчете на шахту означает продажу «недр Родины» почти по стоимости транспортировки (относительно цены у потребителя в условном Вьетнаме). Аналогичная история бывает и с вывозом из России, например, мелассы. Принципиальное решение угольных пробок РЖД — перевод экспорта угля из первого во второй класс грузов и снижение его приоритета на Восточном полигоне до одного из последних.

С 2019 года РЖД и вовсе работает на пике своих возможностей за счет удвоения расстояний перевозки и сокращения вдвое объемов погрузки по сравнению с советскими пиками. Помимо этого, на всей сети РЖД давно не хватает локомотивной тяги — и локальной, и межрегиональной. Кроме того, за последние 35 лет разобраны многие локальные ж/д линии, в том числе не РЖД, которые, собственно, и формировали ранее грузовую базу данной компании.

Для понимания масштаба задач, которые необходимо решить для развития ж/д сети, важно отметить, что объем общего экспорта/импорта России сейчас составляет около 1 млрд т, в то время как пропускную способность Восточного полигона только собираются поднять на уровень примерно 200 млн т, а международный транспортный коридор «Север — Юг», так и вовсе не более 20 млн т. Многие важные участки сети РЖД и сопредельных стран остаются однопутными и неэлектрифицированными.

Чтобы нарастить объем отгрузок через железнодорожные пути, России требуются не высокоскоростные ж/д и другие сверхдорогостоящие проекты «виртуального будущего», а в первую очередь современные авто- и ж/д подходы с должной пропускной способностью к каждому терминалу каждого порта России всех морей (включая и речные), а также и к каждому авто и ж/д переходу со странами Азии.

Источники: РЖД, открытые данные

Таким образом, агросектор России в плане развития железной дороги заинтересован прежде всего в скорейшем завершении всех работ, включая смежные, по северному обходу Краснодара и прямой дороге до Севастополя (Владиславовка — Остряково в обход Джанкоя), в строительстве современной Юго-Восточной ж/д хорды Волжский — Паласовка — Ершов — Пугачев (то есть создании прямого пути Волгоград — Уфа), прямого ж/д хода Елец — Воронеж и модернизации всей линии Москва-Павелецкая — Новороссийск, а также современной железной дороги в Иране (подходы к портам Энзели и другие, ветка Астара — Решт). Желательно также провести спрямление железнодорожных путей Саратов — Ростов: Иловля — Суровикино и Тацинская — Шахты — и создать ж/д обход Казахстана через путь Коновалово — Называевск — Татарская.

Стратегически России требуется еще одна меридиональная железнодорожная трасса юг — север, кроме существующих дорог Краснодар — Ростов — Воронеж и Астрахань — Волгоград — Саратов в районе 42–43 градусов восточной долготы. Она позволит подстегнуть развитие сильно недоосвоенных районов множества регионов. Также дорога может задействовать многочисленные существующие тупиковые и транзитные участки ж/д, например такой, как Джегута — Черкесск — Зеленчук — (Невинномыск) — Ставрополь — Красногвардейское — Сальск — Морозовск — Вешенская — Урюпинск — Поворино — Мучкап — Инжавино — Иноковка — Вернадовка — (через Земетчино) — Кустаревка — Выкса — Муром — Вязники — Вичуга — Кинешма — Заволжск — Галич. Данная железнодорожная ветка может запустить развитие/возрождение большой территории между Морозовском и Муромом — Галичем, стимулировать экспорт через южные порты России, повысить связность районов 16 регионов (Карачаево-Черкесии, Ставрополья, Краснодарского края, Ростовской, Волгоградской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Рязанской Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Костромской областей, а также Мордовии), разгрузить транспортные потоки на ветках Краснодар — Ростов — Воронеж и Астрахань — Волгоград — Саратов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Доходность не ржавеет Доходность не ржавеет

Как правильно инвестировать в коллекционные монеты

Деньги
Лариса Долина отдала мошенникам миллионы — почему она и тысячи россиян доверяют им? Лариса Долина отдала мошенникам миллионы — почему она и тысячи россиян доверяют им?

Почему десятки тысяч россиян готовы отдавать деньги и квартиры мошенникам?

Psychologies
Точка опоры Точка опоры

Мифов о позвоночнике сложено немало, разбираем самые живучие из них

Лиза
От пара и лошади – к электричеству. Начала электротяги От пара и лошади – к электричеству. Начала электротяги

Сто лет на железных дорогах России работает электротяга. Но как все начиналось?

Наука и техника
Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление Снижение самооценки и панические атаки: чем опасно позитивное мышление

Стоит ли придерживаться позитивного мышления? Отвечает гештальт-терапевт

Psychologies
Молнии над водой Молнии над водой

Как выглядят гонки Formula E1 на электрических лодках с подводным крылом?

ТехИнсайдер
От Билибина до «Кандинского»: заменит ли нейросеть художников-иллюстраторов От Билибина до «Кандинского»: заменит ли нейросеть художников-иллюстраторов

Что такое вирусная обложка и стоит ли отдавать работу художника нейросети?

СНОБ
Мозг людей, рожденных слепыми, обладает уникальной пластичностью Мозг людей, рожденных слепыми, обладает уникальной пластичностью

Нейронные паттерны визуальной коры у слепых уникальны и не меняются со временем

ТехИнсайдер
Контракт и досуг: какой экономический эффект дают промышленные выставки Контракт и досуг: какой экономический эффект дают промышленные выставки

Форумы и выставки становятся главными площадками для формирования деловых связей

РБК
От помощника в обучении до будущей профессии От помощника в обучении до будущей профессии

Как меняются школы и вузы под влиянием искусственного интеллекта

РБК
6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо 6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо

Почему мы позволяем стереотипам мешать нам жить?

Psychologies
6 способов «похудеть» мужа незаметно для него 6 способов «похудеть» мужа незаметно для него

Как помочь своему мужу похудеть без насилия над ним?

Psychologies
Ощущение вкуса Ощущение вкуса

На что мы смотрим, когда выбираем блюдо или напиток?

Bones
5 типов алкоголиков: к какому можно отнести вас? 5 типов алкоголиков: к какому можно отнести вас?

Наркологи распределили выпивающих людей на несколько групп

Psychologies
Как измерить силу своих чувств: шкала Клода Штайнера Как измерить силу своих чувств: шкала Клода Штайнера

Можете ли вы описать, что вы чувствуете прямо сейчас?

Psychologies
Солнце мое: как правильно пользоваться санскрином на море и в городе? Солнце мое: как правильно пользоваться санскрином на море и в городе?

Какие важные факты об SPF важно держать в голове?

Правила жизни
«Никто не идеален»: 5 шагов, чтобы избавиться от недостатков «Никто не идеален»: 5 шагов, чтобы избавиться от недостатков

Признание своих недостатков — первый шаг к изменениям

Psychologies
Что такое станция техобслуживания автомобилей, и какие работы проводят Что такое станция техобслуживания автомобилей, и какие работы проводят

Все о станциях техобслуживания: виды, какие работы проводят

РБК
Самцы белощекой казарки посидели на гнездах в отсутствие самок Самцы белощекой казарки посидели на гнездах в отсутствие самок

Некоторые самцы казарки садились на гнезда, когда самки временно покидали их

N+1
Что не так с психотерапией? Что не так с психотерапией?

Почему практика осознанности может привести к неожиданному результату?

Здоровье
Спектакль на костях: самые известные случаи фальсификации собственной смерти Спектакль на костях: самые известные случаи фальсификации собственной смерти

Истории героев, которые попытались инсценировать собственные смерти

ТехИнсайдер
Ученые подтвердили, что птичий грипп передается между млекопитающими Ученые подтвердили, что птичий грипп передается между млекопитающими

Ученые доказали факт передачи птичьего гриппа от млекопитающего к млекопитающему

ТехИнсайдер
Как стеклышко Как стеклышко

Заготовки летом. Как стерилизовать стеклянную тару в микроволновке?

Лиза
Ученые вывели формулу, по которой можно узнать, сколько вашей собаке или кошке лет Ученые вывели формулу, по которой можно узнать, сколько вашей собаке или кошке лет

Ученым удалось вывести формулу вычисления возраста собак не пальцем в небо

ТехИнсайдер
Город большого мифа и большой обиды Город большого мифа и большой обиды

Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой

Weekend
Интервью с Ильей Альтшулером — о «Пикнике “Афиши”» и доходах фестиваля Интервью с Ильей Альтшулером — о «Пикнике “Афиши”» и доходах фестиваля

Как сохранить ДНК «Пикника» в новых реалиях и чем этот фестиваль удивит

СНОБ
Избегаем неприятных инцидентов: что можно, а что нельзя есть перед анальным сексом Избегаем неприятных инцидентов: что можно, а что нельзя есть перед анальным сексом

Каких правил питания стоит придерживаться перед анальным сексом?

VOICE
Всё, что нужно знать об «обмелении» — технике, позволяющей получить самые яркие оргазмы от проникновения Всё, что нужно знать об «обмелении» — технике, позволяющей получить самые яркие оргазмы от проникновения

Об обмелении — одном из секс-трендов года

VOICE
Правила идеальных отношений: возможно ли счастье по инструкции? Правила идеальных отношений: возможно ли счастье по инструкции?

Существует ли секретная формула счастливого брака?

Psychologies
Осторожно: тромб! Осторожно: тромб!

10 неочевидных симптомов, которые могут сигнализировать о тромбах

Лиза
Открыть в приложении