Логотип личности
Логотип, айдентика – это душа бренда. Меняется душа – меняется и логотип. Или наоборот. Легендарные бренды девяностых пережили и повидали многое. «Правила жизни» вспоминают, как дизайн трех знаменитых логотипов менялся вместе со страной.
«СПИД-Инфо» – от советского секс-ликбеза к кислотной желтизне
Как ни странно, но на старте легендарная «СПИД-инфо» издавалась как газета… о СПИДе. Вернее, это был памфлет, посвященный профилактике венерических заболеваний и конкретно синдрома приобретенного иммунного дефицита – страшной болезни и в то же время одного из главных медийных жупелов 80-х и 90-х годов прошлого века. Первый номер газеты AIDS-info / «СПИД-инфо» вышел в сентябре 1989 года. На дворе бушевала «гласность», чем и воспользовался основатель издания Андрей Манн (он же сын Юрия Манна – ответственного секретаря популярного в Союзе «Медицинского вестника»), решивший ударить полезной периодикой по сексуальной безграмотности советских граждан.
Черно-белая газета издавалась в минской типографии ЦК компартии Белоруссии, выходила дважды в месяц и уже тогда отличалась некоторой открытостью в пикантных темах. Например, помимо вполне безобидных очерков о том, что СПИД имеет свойство распространяться не только среди гомосексуалистов, наркоманов, проституток и прочих маргинальных личностей, читатель мог изредка почитать статьи об опасностях незащищенного группового секса, вреде промискуитета и различных сексуальных патологиях.
С развалом СССР ситуация изменилась. Образовательный аспект ушел на второй план, что позволило полностью высвободить творческие силы редакции. Название поменяли на скоростное SPEED-info, чтобы добавить молодежности и убрать ненужные ассоциации со смертельной болезнью. Унылые полотна текста разбавили кричащими заголовками и рекламой, портреты врачей сменились изображениями полуголых красоток, а секспросвет для советских обывателей постепенно приблизился к порнографически-инфернальному.
И подход полностью себя оправдал: к 1992 году тираж SPEED-info вырос до 3 миллионов экземпляров ежемесячно. Люди с упоением читали «желтушные» новости о звездах и вылавливали полезные лайфхаки, как разнообразить постельные приключения. И, конечно же, с ужасом и трепетом читали письма с историями людей, ментально и физически пострадавших от любовной близости. Причем письма отправляли сами читатели, никто эти истории не выдумывал. Среди писавших были и шутники, но эксперты из редакции старались серьезно отвечать на все письма, будь то жалобы на сломанный пенис или признания в любви к инопланетным женщинам. В какой-то момент в название вновь вернулась русская транскрипция «СПИД-инфо», а ко всем вышеперечисленным интересностям добавились криминальные хроники о преступлениях на сексуальной почве, что придало фирменной «желтизне» газеты некоторый оттенок уголовной хтони.
И все же газета «СПИД-инфо» никогда не воспринималась как мрачная. Глядя на фирменные заголовки (отдельный жанр), расстраиваться было просто невозможно – на первой полосе могли объявить охоту на генетический материал ежей или обвинить известного певца в зоофилии.
Неудивительно, что за такие лихие заходы редакция порой попадала в неприятности. В 2012 году разгорелся скандал из-за опубликованного интервью с популярным писателем, которое оказалось… полностью выдуманным. Писатель подал на газету в суд и получил 250 тысяч рублей компенсации за опороченную честь. Интервью, к слову, всецело было выдержано в стиле «СПИД-инфо» – в нем литератор признавался в том, что активно посещает публичные дома и кладбища.