Буйство цвета
Анри Матисс кардинально перекрасил картину, успевшую поучаствовать в выставке. Все ради правдивости, которую основатель фовизма понимал по-своему
Из распахнутого окна веет зимним холодом, на голубой скатерти стоит ваза с экзотическими фруктами. Матисс в пальто и перчатках работает над первым заказом от Сергея Щукина: панно в голубом цвете должно оттенить собранную фабрикантом коллекцию желтых «гогенов». Холод в помещении поддерживают, чтобы фрукты дольше сохраняли свежесть. Писательница Гертруда Стайн вспоминала: «…Покупать все эти плоды было большим испытанием для кошелька Матиссов, поскольку фрукты в Париже были чудовищно дороги. <…> Тем не менее они были необходимы на все время работы над картиной». Натура требовалась постоянно, несмотря на то что далекий от реалистической школы Матисс изображал плоды в виде условных цветных пятен. Его современники по-разному переосмысливали, что такое реальность и как ее передать, и Матисс провозглашал первостепенность эмоционального восприятия. Если эмоция, которую вызывает картина, соответствует таковой от реального опыта, задача выполнена. Он объяснял: «Художник в своих рассуждениях должен отдавать себе отчет в том, что его картины — условность, но, когда он пишет, у него должно быть чувство, что он скопировал натуру. И даже когда он отступил от нее, он должен быть убежден, что это сделано только для того, чтобы полнее ее передать».
«Гармония в голубом» отвечала целям Матисса: «Я хочу, чтобы усталый <…> человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой». Но после закрытия Осеннего салона 1908 года, на котором выставлялась картина, художник принес ее домой и залил красным. Недаром он в своем манифесте цитировал мастера натюрморта Жан-Батиста Шардена: «Я кладу цвет до тех пор, пока это не станет похожим».