Театр одного актера
Кумир миллионов Константин Хабенский сыграл ненавистного всем коллектора. О драмах и преображениях на сцене и в жизни он рассказал Vogue.
Aртист Хабенский — народный в прямом смысле слова. Постоянно снимаясь в кино, в том числе и за границей, он намеренно не уходит из сериалов: его место в первую очередь на подмостках, во вторую — на экранах телевизоров. Потому что иначе не будет такого доверия ко нему и не будет происходить никакой работы его фонда. Дает ли он автографы? Всегда. Позволяет ли сделать селфи с собой? Нет! «Раньше актерам постоянно предлагали выпить. И это мало кому пошло на пользу. Сейчас предлагают щелкнуться. И это примерно одно и то же. Это затягивает, ты превращаешься в какую‑то обезьянку для фотографирования. Раньше говорили: «Здравствуйте! Как дела? Всего вам хорошего». Теперь: «Можно щелкнуться?» Эта картинка — неживая, холодная — останется у них в телефоне на всю жизнь вместо двух фраз, которые могли бы остаться в душе. Я против этого. К тому же перед съемкой идет счет. Раз-два-три, ой, не получилось, раз-два-три. Я понял, что в эти секунды моя жизнь уходит впустую, и у меня портится настроение. Так что в какой‑то момент я перестал соглашаться».
Мечтал ли он о такой популярности, когда в семнадцать бросил в Ленинграде техникум? Нет, конечно. «Я шел в веселую неизвестность. Я понял, что я никакой не технарь, и пошел в другую сторону. На ощупь. Сначала балбесничал, тусовался. Но мне было семнадцать лет, нужны были деньги. Поэтому был ряд профессий, хорошо оплачиваемых работ. В том числе и монтировщик сцены в театре. Оттуда у меня этот сценический адреналин, там я узнал, что такое выйти на сцену просто, потом с одним словом, с двумя. И понеслось. А дальше была проверка себя, эксперимент. Получится или не получится поступить в театральный институт? Учиться‑то большого желания не было».
Он и сегодня проверяет себя на прочность. И его новый фильм, точнее, монофильм «Коллектор», который принес Константину приз «Кинотавра» и в октябре выходит на экраны, — еще одно испытание.
В жизни Хабенский моложе, собранней, резче, чем в кино, где играет обычно мятущегося русского мужичонку в кепочке. Он всегда занят, у него нет пустоты.
Хабенский играет заглавного и единственного появляющегося в кадре персонажа. Что может делать увлекательного коллектор два часа в запертой комнате? Ну, во‑первых, то же самое, что делает всю свою жизнь актер, — принимать чужие личины, чтобы напугать должника. А во‑вторых, спасать свою репутацию и даже жизнь: по сюжету, охотник сам становится жертвой и вынужден стремительно опровергать собранный на него компромат. Источник саспенса и напряжения тут — только Хабенский, его лицо, тело и предметы офисного интерьера. Этого хватает. В то, что, оказавшись в подобных обстоятельствах,