Как Н. Лебедев стал постановщиком «Кракена» и чем ему помог плюшевый осьминог

ВедомостиРепортаж

Николай Лебедев: Сейчас я бы очень хотел снять космическую фантастику

Николай Корнацкий
ср. 30.04.2025

Максим Стулов / Ведомости

В разговоре о режиссерской биографии Николая Лебедева поневоле приходится злоупотреблять словом «первый». Его дебют «Змеиный источник» (1997 г.) – видимо, первый в нашем кино психологический триллер. В этом фильме сюжет про поиски серийного убийцы разворачивался в реалиях обычного провинциального городка, будто взятого из пьес Островского. Военная драма «Звезда» (2002 г.) по повести Эммануила Казакевича стала одним из первых примеров органического соединения советских традиций жанра и западной школы саспенса. «Волкодав из рода Серых Псов» (2006 г.) по бестселлеру Марии Семеновой – первый опыт «героического фэнтези».

Если 2020-е, видимо, войдут в историю российского зрелищного кино как период сказок и игровых адаптаций мультфильмов, то предыдущее десятилетие запомнится как время активных жанровых поисков. И Николай Лебедев задал сразу два тренда – «Легенда № 17» (2013 г.) проторила путь всем последующим спортивным драмам, а «Экипаж» (2016 г.) – фильмам-катастрофам. Эти кассовые хиты, как и новый фильм «Кракен», идущий сейчас в прокате, режиссер снял вместе с компанией «Тритэ».

«Кракен» – это фантастический экшн о двух подлодках, экипажи которых лицом к лицу столкнулись на дне океана с древним монстром. Отдельная интрига фильма связана с тем, что капитаны субмарин – родные братья (их играют Александр Петров и Виктор Добронравов), которые давно не ладят, но общая беда заставляет их забыть про старые обиды. Проект был анонсирован еще в 2021 г. как новая работа режиссера Алексея Сидорова («Т-34»), но он в итоге остался в титрах соавтором сценария.

В интервью «Ведомостям» Николай Лебедев рассказывает, как стал постановщиком «Кракена» и чем ему помог плюшевый осьминог, а также вспоминает о своих ранних триллерах, несостоявшемся камео Алексея Балабанова и влиянии Хичкока – мнимом и реальном.

«То темное, что дремлет в нас, пока его не разбудят»

– Кракен помимо прочего еще и герой уже классического мема «Выпускайте Кракена», вдохновленного фильмом «Битва титанов». Поэтому, как только ваш фильм был анонсирован, интернет мгновенно отреагировал шутками. Вы не думали как-то постмодернистски обыграть, учесть эту реакцию зрителя в сюжете?

– Боюсь, я оказался не в тренде. Для меня Кракен – это прежде всего существо мифическое, из того же ряда, что и Медуза Горгона, и Минотавр, и Эриманфский вепрь, которого укрощал Геракл. Они не несут для меня никакого современного видения, шутливого наполнения. Я не видел картину, о которой вы говорите. Конечно, я смотрел «Пиратов Карибского моря», где мелькает Кракен, – но, честно говоря, я вспомнил об этом только потому, что где-то прочитал в рецензиях. В «Пиратах» я запомнил другие вещи. И когда делал свой фильм, вдохновлялся, скорее, Спилбергом и его «Парком Юрского периода» (а Спилберг, в свою очередь, ориентировался на классического «Кинг-Конга» 1933 г.). Но для меня «Кракен» начался с того, что я собрался сделать кино про космос и инопланетных монстров…

– Ничего себе!

– Да, я задумал эту историю еще где-то в середине 2000-х, но она долго не выстраивалась. Во время пандемии я наконец созрел, написал первый, очень грубый вариант сценария и показал его в студии «Тритэ Никиты Михалкова». Собственно, поэтому мне и предложили «Кракена» – продюсеру Леониду Верещагину стало понятно, что меня интересует такого рода кино. И я решил, что это предложение можно использовать в своих хищных целях. Снимать надо то, что искренне хочется делать, а не то, что ситуация диктует. А мне очень хотелось снять кино про мифическое чудовище.

– Вы придумали биографию своему Кракену? Как он выжил в доисторические времена, почему ушел в спячку?..

– Мне биография Кракена была важна лишь в той части, насколько она обусловила его внешность, его повадки. Я подробно описывал в режиссерской экспликации древесный рельеф кожи Кракена, покрытой рубцами, его слепые глаза – он же такой древний, что уже не видит, зато все слышит. А почему он заснул – я не знаю, если честно. Я понимал, почему он проснулся. Мифические существа, как мне кажется, засыпают, потому что им этого хочется, – а просыпаются, потому что мы их тревожим. И Кракен для меня все же не живая сущность, а скорее то темное, что дремлет в нас, пока его не разбудят.

– Вы же очень много отсмотрели документальных фильмов об осьминогах. Из того, что узнали, – что впечатлило больше всего?

– Я все это отсматривал с конкретным прицелом – как бы использовать. Например, меня впечатлил план «бурлящих» щупалец, когда они сбиваются в такую огромную живую массу, – и я понял, что это обязательно должно быть использовано в фильме. Если я искал большие документальные фильмы, то Александр Серков, наш специалист по компьютерной графике, нашел где-то массу маленьких видеороликов про осьминогов – по 10 секунд, по 30, по минуте. Это оказался невероятный кладезь референсов повадок, реакций – что сильно упростило коммуникацию. Допустим, я хотел, чтобы в самом финале Кракен как бы встал на дыбы перед подлодкой, – но CGI-специалисты не совсем понимали, что я имею в виду. И я просто нашел и отправил им нужный ролик с этой «позой». Еще мне очень помогла мягкая игрушка – большой розовый осьминог. Я его случайно увидел в аэропорту, сразу купил и на нем уже искал нужные точки съемки, ракурсы. Звучит смешно, но как иначе показать то, что никто не видел и каждый представляет по-своему?

Вместе с Александром Серковым мы долго придумывали, обсуждали, каким должен быть внешний вид Кракена, исходя из наших задач. Сразу договорились, что в фильме будет немного общих планов с плывущим Кракеном – потому что плывущие осьминоги невероятно грациозны и это не так визуально впечатляюще, зловеще, как, например, ползущие моллюски. Договорились, что Кракен не будет «складываться» – напротив, нам нужна такая махина почти каменистого вида. Позднее еще возникла идея сделать несколько «слоев» щупалец, что, конечно, привело к тяжелейшим проблемам с компьютерной графикой. Оказалось, просто не существует алгоритмов, которые управляют такими фантастическими существами. Это был действительно вызов – заставить ожить, правдоподобно двигаться все эти десятки щупалец. Саша говорит, что наш Кракен – это самое сложное существо в компьютерной графике в России на сегодняшний момент.

«А какой реализм, скажем, в «Давиде» Микеланджело?»

– «Кракен» еще удивителен тем, что в титрах рядом с вами стоит имя Алексея Сидорова, тоже большого режиссера, но как будто полярного по своему темпераменту. Мир сидоровских фильмов тяготеет к бинарным оппозициям, контрастам – а у вас в «Кракене» в итоге нет ни одного злодея. И адмирал-ястреб, которого играет Алексей Гуськов, пережив моральное банкротство, потом ведет себя прилично, и братья, оказывается, мучили друг друга не из ненависти, а скорее из большой любви. Вы, когда вошли в проект, испытали некоторое сопротивление сценарного материала?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экономика кетчупа Экономика кетчупа

Как аналитики и эмитенты взаимодействуют на фондовом рынке?

Ведомости
Как мы не совпадаем Как мы не совпадаем

Почему мы можем не совпадать с потенциальными партнерами?

Psychologies
Коллеги, не ссорьтесь! Коллеги, не ссорьтесь!

Какие могут быть эффективные способы разрешения у разных рабочих конфликтов?

Лиза
Плетущие судьбы Плетущие судьбы

Послания, зашифрованные в орнаментах и узорах России

Вокруг света
Бастарды и байстрюки Бастарды и байстрюки

На что имел право незаконнорождённый ребёнок в Средние века?

Дилетант
Восвояси Восвояси

Как современные российские дизайнеры работают с национальным кодом

Weekend
В абитуриенте ценят личность В абитуриенте ценят личность

Как увеличится роль индивидуальных достижений при поступлении в вузы

Ведомости
Глобализация по-азиатски: как Восток диктует моду, финансы и контент Глобализация по-азиатски: как Восток диктует моду, финансы и контент

Почему Запад больше не задает моду, а учится у Азии

Правила жизни
Губернатор Московской области Андрей Воробьев: Нас часто сравнивают с нашей столицей Губернатор Московской области Андрей Воробьев: Нас часто сравнивают с нашей столицей

Глава Подмосковья об управлении регионом с помощью цифры и конкуренции с Москвой

Ведомости
Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства

Кто самый сильный — Брюс Ли или Джеки Чан? Стивен Сигал или Чак Норрис?

Maxim
Суперсила любви Суперсила любви

Как чувство любви формирует нашу жизнь и влияет на развитие цивилизации?

Psychologies
Стартапам перепало Стартапам перепало

Российский рынок венчурных инвестиций начал восстанавливаться

Деньги
Святая вода из Эфиопии вызвала семь случаев устойчивой холеры в Европе Святая вода из Эфиопии вызвала семь случаев устойчивой холеры в Европе

Вспышка холеры в Европе: во всем виновата святая вода из Эфиопии

N+1
«Везёт тому, кто везёт» «Везёт тому, кто везёт»

Мила Ершова о том, как важно ждать свои роли и быть избирательной

OK!
Что такое информационный пузырь и почему не надо закрываться от неприятных тем Что такое информационный пузырь и почему не надо закрываться от неприятных тем

Как формируется информационный пузырь и почему он может быть вреден?

Psychologies
Женский бег с препятствиями Женский бег с препятствиями

Женщины Древней Греции и Спарты: спорт как способ борьбы за свободу и права

Знание – сила
9 принципов первой психологической помощи 9 принципов первой психологической помощи

Каковы главные принципы оказания первой психологической помощи?

Psychologies
Как России преодолеть магнитную аномалию Как России преодолеть магнитную аномалию

Редкоземельные магниты играют ключевую роль в производстве высоких технологий

Монокль
Закат Европы Закат Европы

Разрыв экономических связей с Россией ускорил процесс деиндустриализации Европы

Монокль
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую» Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую»

Елизавета Боярская, ее любовь к театральной сцене и будущее искусства в России

СНОБ
Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен» Надежда Ангарская: «Женщинам обязательно нужно устраивать девичники, никакой психолог потом не нужен»

Надежда Ангарская про свой опыт участия в шоу перевоплощений «Один в один»

Здоровье
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Алина Алексеева: «Я не знаю, сложно ли быть смешной. Просто я такая, какая есть» Алина Алексеева: «Я не знаю, сложно ли быть смешной. Просто я такая, какая есть»

Ходит человек, ни одной интриги не может развести. Зачем ты сюда приехала?

Коллекция. Караван историй
Время раскручивать гайки Время раскручивать гайки

Трамп, санкции и ресурсы: началась новая игра политиков?

Ведомости
На лице написано На лице написано

Термин «кортизоловое лицо» будоражит просторы интернета. Что это такое?

Добрые советы
Поверить в большее Поверить в большее

Гранд-тур на внедорожнике Exeed VX

Автопилот
В облигациях начался «жор» В облигациях начался «жор»

Время для покупки бумаг с постоянным купоном пришло — впереди снижение ставок

Монокль
В чем сила, ИИ? В чем сила, ИИ?

Сопоставим наши ожидания и реальное состояние разработок в сфере ИИ

Монокль
Редкие инвестиции Редкие инвестиции

Почему так важны РЗМ и можно ли в них инвестировать

Ведомости
Открыть в приложении