Как Н. Лебедев стал постановщиком «Кракена» и чем ему помог плюшевый осьминог

ВедомостиРепортаж

Николай Лебедев: Сейчас я бы очень хотел снять космическую фантастику

Николай Корнацкий
ср. 30.04.2025

Максим Стулов / Ведомости

В разговоре о режиссерской биографии Николая Лебедева поневоле приходится злоупотреблять словом «первый». Его дебют «Змеиный источник» (1997 г.) – видимо, первый в нашем кино психологический триллер. В этом фильме сюжет про поиски серийного убийцы разворачивался в реалиях обычного провинциального городка, будто взятого из пьес Островского. Военная драма «Звезда» (2002 г.) по повести Эммануила Казакевича стала одним из первых примеров органического соединения советских традиций жанра и западной школы саспенса. «Волкодав из рода Серых Псов» (2006 г.) по бестселлеру Марии Семеновой – первый опыт «героического фэнтези».

Если 2020-е, видимо, войдут в историю российского зрелищного кино как период сказок и игровых адаптаций мультфильмов, то предыдущее десятилетие запомнится как время активных жанровых поисков. И Николай Лебедев задал сразу два тренда – «Легенда № 17» (2013 г.) проторила путь всем последующим спортивным драмам, а «Экипаж» (2016 г.) – фильмам-катастрофам. Эти кассовые хиты, как и новый фильм «Кракен», идущий сейчас в прокате, режиссер снял вместе с компанией «Тритэ».

«Кракен» – это фантастический экшн о двух подлодках, экипажи которых лицом к лицу столкнулись на дне океана с древним монстром. Отдельная интрига фильма связана с тем, что капитаны субмарин – родные братья (их играют Александр Петров и Виктор Добронравов), которые давно не ладят, но общая беда заставляет их забыть про старые обиды. Проект был анонсирован еще в 2021 г. как новая работа режиссера Алексея Сидорова («Т-34»), но он в итоге остался в титрах соавтором сценария.

В интервью «Ведомостям» Николай Лебедев рассказывает, как стал постановщиком «Кракена» и чем ему помог плюшевый осьминог, а также вспоминает о своих ранних триллерах, несостоявшемся камео Алексея Балабанова и влиянии Хичкока – мнимом и реальном.

«То темное, что дремлет в нас, пока его не разбудят»

– Кракен помимо прочего еще и герой уже классического мема «Выпускайте Кракена», вдохновленного фильмом «Битва титанов». Поэтому, как только ваш фильм был анонсирован, интернет мгновенно отреагировал шутками. Вы не думали как-то постмодернистски обыграть, учесть эту реакцию зрителя в сюжете?

– Боюсь, я оказался не в тренде. Для меня Кракен – это прежде всего существо мифическое, из того же ряда, что и Медуза Горгона, и Минотавр, и Эриманфский вепрь, которого укрощал Геракл. Они не несут для меня никакого современного видения, шутливого наполнения. Я не видел картину, о которой вы говорите. Конечно, я смотрел «Пиратов Карибского моря», где мелькает Кракен, – но, честно говоря, я вспомнил об этом только потому, что где-то прочитал в рецензиях. В «Пиратах» я запомнил другие вещи. И когда делал свой фильм, вдохновлялся, скорее, Спилбергом и его «Парком Юрского периода» (а Спилберг, в свою очередь, ориентировался на классического «Кинг-Конга» 1933 г.). Но для меня «Кракен» начался с того, что я собрался сделать кино про космос и инопланетных монстров…

– Ничего себе!

– Да, я задумал эту историю еще где-то в середине 2000-х, но она долго не выстраивалась. Во время пандемии я наконец созрел, написал первый, очень грубый вариант сценария и показал его в студии «Тритэ Никиты Михалкова». Собственно, поэтому мне и предложили «Кракена» – продюсеру Леониду Верещагину стало понятно, что меня интересует такого рода кино. И я решил, что это предложение можно использовать в своих хищных целях. Снимать надо то, что искренне хочется делать, а не то, что ситуация диктует. А мне очень хотелось снять кино про мифическое чудовище.

– Вы придумали биографию своему Кракену? Как он выжил в доисторические времена, почему ушел в спячку?..

– Мне биография Кракена была важна лишь в той части, насколько она обусловила его внешность, его повадки. Я подробно описывал в режиссерской экспликации древесный рельеф кожи Кракена, покрытой рубцами, его слепые глаза – он же такой древний, что уже не видит, зато все слышит. А почему он заснул – я не знаю, если честно. Я понимал, почему он проснулся. Мифические существа, как мне кажется, засыпают, потому что им этого хочется, – а просыпаются, потому что мы их тревожим. И Кракен для меня все же не живая сущность, а скорее то темное, что дремлет в нас, пока его не разбудят.

– Вы же очень много отсмотрели документальных фильмов об осьминогах. Из того, что узнали, – что впечатлило больше всего?

– Я все это отсматривал с конкретным прицелом – как бы использовать. Например, меня впечатлил план «бурлящих» щупалец, когда они сбиваются в такую огромную живую массу, – и я понял, что это обязательно должно быть использовано в фильме. Если я искал большие документальные фильмы, то Александр Серков, наш специалист по компьютерной графике, нашел где-то массу маленьких видеороликов про осьминогов – по 10 секунд, по 30, по минуте. Это оказался невероятный кладезь референсов повадок, реакций – что сильно упростило коммуникацию. Допустим, я хотел, чтобы в самом финале Кракен как бы встал на дыбы перед подлодкой, – но CGI-специалисты не совсем понимали, что я имею в виду. И я просто нашел и отправил им нужный ролик с этой «позой». Еще мне очень помогла мягкая игрушка – большой розовый осьминог. Я его случайно увидел в аэропорту, сразу купил и на нем уже искал нужные точки съемки, ракурсы. Звучит смешно, но как иначе показать то, что никто не видел и каждый представляет по-своему?

Вместе с Александром Серковым мы долго придумывали, обсуждали, каким должен быть внешний вид Кракена, исходя из наших задач. Сразу договорились, что в фильме будет немного общих планов с плывущим Кракеном – потому что плывущие осьминоги невероятно грациозны и это не так визуально впечатляюще, зловеще, как, например, ползущие моллюски. Договорились, что Кракен не будет «складываться» – напротив, нам нужна такая махина почти каменистого вида. Позднее еще возникла идея сделать несколько «слоев» щупалец, что, конечно, привело к тяжелейшим проблемам с компьютерной графикой. Оказалось, просто не существует алгоритмов, которые управляют такими фантастическими существами. Это был действительно вызов – заставить ожить, правдоподобно двигаться все эти десятки щупалец. Саша говорит, что наш Кракен – это самое сложное существо в компьютерной графике в России на сегодняшний момент.

«А какой реализм, скажем, в «Давиде» Микеланджело?»

– «Кракен» еще удивителен тем, что в титрах рядом с вами стоит имя Алексея Сидорова, тоже большого режиссера, но как будто полярного по своему темпераменту. Мир сидоровских фильмов тяготеет к бинарным оппозициям, контрастам – а у вас в «Кракене» в итоге нет ни одного злодея. И адмирал-ястреб, которого играет Алексей Гуськов, пережив моральное банкротство, потом ведет себя прилично, и братья, оказывается, мучили друг друга не из ненависти, а скорее из большой любви. Вы, когда вошли в проект, испытали некоторое сопротивление сценарного материала?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Telegram-губернаторы Telegram-губернаторы

Как губернаторы в России используют Telegram?

Ведомости
Открывая космос Открывая космос

Путеводитель женщины-астронавта по миру миссий, чудес и перемен в космосе

kiozk originals
Письмо главного редактора Письмо главного редактора

Мы в мире гаджетов. Не они в нашем – уже нет. Устоявшаяся реальность

Правила жизни
Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей

Список из важнейших ошибок российских предпринимателей

Inc.
Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист

Клоун — человек, который живет тем, что делает в манеже

Коллекция. Караван историй
8 советов стоматологов, как быстро и просто улучшить состояние зубов 8 советов стоматологов, как быстро и просто улучшить состояние зубов

Как поддерживать красоту и здоровье зубов

ТехИнсайдер
Заемщики поубавили аппетит Заемщики поубавили аппетит

Почему у граждан снижаются запросы на размер кредитов наличными?

Ведомости
Сделать выбор в пользу Другого Сделать выбор в пользу Другого

Почему влюбляемся не в тех и как это исправить?

Psychologies
В средневековом европейском борделе похоронили трехмесячного мальчика В средневековом европейском борделе похоронили трехмесячного мальчика

Ученые описали захоронение младенца в средневековом борделе Бельгии

N+1
Ценный попутчик Ценный попутчик

Как путешествовать с собакой без стресса

Лиза
Робопчелу научили садиться по-комарьи Робопчелу научили садиться по-комарьи

Инженеры разработали шасси для миниатюрного орнитоптера RoboBee

N+1
Первая «пятерка» Первая «пятерка»

Мирра Андреева поставила рекорд по призовым доходам в 17 лет

Деньги
7 законов психологии, которые изменят твою жизнь: что о них нужно знать и как ими пользоваться 7 законов психологии, которые изменят твою жизнь: что о них нужно знать и как ими пользоваться

Что такое законы психологии и как правильно их применять

VOICE
Секрет похудения, который заключается не в голодании или подсчете калорий Секрет похудения, который заключается не в голодании или подсчете калорий

Какое воздействие на организм окажет один день без углеводов?

ТехИнсайдер
Колоссального кальмара впервые сняли на видео в естественной среде обитания Колоссального кальмара впервые сняли на видео в естественной среде обитания

Как удалось запечатлеть колоссального кальмара в родных для него глубинах океана

N+1
50 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории с учетом инфляции 50 самых высокооплачиваемых спортсменов в истории с учетом инфляции

Самые высокооплачиваемые и успешные спортсменов в истории

Forbes
Движение вверх Движение вверх

Почему современные мегаполисы должны делать ставку на вертикальный рост?

Ведомости
Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова Мастер игры. Андрей Аствацатуров — о слове и деле Набокова

Владимир Набоков понимал все проблемы, стоящие перед литературой ХХ века

РБК
ChatGPT: а что в сухом остатке? ChatGPT: а что в сухом остатке?

ИИ сегодня пока не более чем новый формат поисковой системы в интернете

Монокль
От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима

История первых гладиаторских боев корнями уходит еще в III век до нашей эры...

ТехИнсайдер
Заряженные капли отказались разбрызгиваться при ударе о твердую поверхность Заряженные капли отказались разбрызгиваться при ударе о твердую поверхность

Электричество вокруг заряженной капли предотвращает ее разбрызгивание

N+1
Чёрная дыра по соседству? Чёрная дыра по соседству?

Может ли рядом с нами находится еще одна сверхмассивная чёрная дыра?

Наука и жизнь
5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык 5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык

Пять психологических терминов из англоязычного интернета

РБК
Отложенный дефицит: чем чреват отказ нанимать джунов Отложенный дефицит: чем чреват отказ нанимать джунов

Почему отказ нанимать джунов — перспектива новой волны нехватки кадров

Forbes
Самые научно точные фильмы про космос Самые научно точные фильмы про космос

Существуют ли достоверные художественные фильмы про космос?

Maxim
ИИ проверят на дырки ИИ проверят на дырки

Минцифры проведет эксперимент по внедрению ИИ в региональные «Госуслуги»

Ведомости
Умер Зураб Церетели: вспоминаем 11 самых грандиозных и неоднозначных работ скульптора Умер Зураб Церетели: вспоминаем 11 самых грандиозных и неоднозначных работ скульптора

Самые яркие его шедевры художника-монументалиста Зураба Церетели

Maxim
Гарик Сукачёв: «Я одновременно и оптимист, и пессимист» Гарик Сукачёв: «Я одновременно и оптимист, и пессимист»

Гарик Сукачёв: «Что бы я ни создал, всегда критика была со знаком минус»

Караван историй
Развитие вместо красивых отчетов Развитие вместо красивых отчетов

Как Intelligence Top 100: Global NOC & IOC отражает работу нефтегазовых компаний

Эксперт
Там, где свет слушает звук Там, где свет слушает звук

Как и для чего создаются гиперспектрометры и мультиспектральные камеры

Наука и жизнь
Открыть в приложении