Список из важнейших ошибок российских предпринимателей

Inc.Бизнес

Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей

Ошибка № 5. Не задумываться о выходе на зарубежные рынки заранее

Текст: Дмитрий Торшин, предприниматель, кандидат технических наук, создатель executive-трекерства

Обложка

Специально для «Инк.» Дмитрий составил список из важнейших ошибок предпринимателей. В этой статье он рассказывает, как избежать одной из них.

Ловушка №1. Думать, что в России и так большой рынок и его достаточно для тренировки выхода за рубеж

Россия занимает первое место в Европе по числу жителей. На 1 января 2025 года население страны оценивается более чем в 146 млн человек. С одной стороны, достаточно большой рынок, чтобы открывать практически любой бизнес и продавать только внутри страны. С другой стороны, такое население создает «ментальную ловушку» для предпринимателей, которые стартуют в России и думают, что в будущем могут рассчитывать на расширение бизнеса за рубеж, когда он уже встанет на ноги.

Ловушка заключается в том, что подавляющее большинство бизнесов нуждается в локализации, то есть адаптации бизнес-моделей, позиционирования, каналов привлечения потребителей, продуктов и всего остального под реалии той страны, куда бизнес направляется.

Продукты, сделанные под совершенно особенные российские реалии, часто невозможно взять и легко локализовать. Тем более, адаптировать под глобальный рынок, где проживает в 50 раз больше человек.

Пример

Несколько лет назад я помогал выйти на зарубежные рынки IT-компании, занимающей хорошую доли рынка в России в части продажи разных предметов «на кассе». Проект нашел удачную бизнес-модель партнерств и каналов продвижения, что позволило ему привлекать сотни крупных клиентов из ретейла и иметь стабильную прибыль. Но рынок стал заканчиваться, и основатель решил попробовать себя в Европе.

Каково же было его удивление, когда оказалось, что структура работы ретейла там кардинально отличалась от российской в той части, где он оказывал услуги. Если в России все крупные ретейл-сети просто покупали его услуги «под ключ» на аутсорсе, то в Европе никто даже не думал приобретать отдельное решение на рынке под аналогичную задачу. Компании либо сами производили и продавали аналогичный товар, либо не делали так совсем. Попытка в лоб перенести бизнес в Европу мгновенно завязла в непонимании, что и кому там нужно продавать.

Если посмотреть на предпринимателей, например, из Кипра, Беларуси или Израиля, они избавлены от этой ментальной ловушки. Их локальный рынок настолько мал для того, чтобы развернуться и заработать много денег, что подавляющее большинство предпринимателей с самого старта думают о запуске продукта, который будет востребован во многих странах мира или хотя бы в отдельных больших регионах.

Пример

Павел Дуров запускал «ВКонтакте» в Санкт-Петербурге для петербуржцев и затем — для жителей России. Продукт стал успешным только в России и странах СНГ, потому что у этих государств много общего.

Осознав это, после продажи компании Павел сориентировал новый мессенджер Telegram с самого начала на весь мир: мультиязычность, подключение международных SMS-гейтов, размещение серверов в разных мировых локациях, адаптация под разные законы и ограничения стран. Telegram давно обогнал по числу активных пользователей остающийся локальным VK, но он не стал бы таким большим, удобным и популярным, если бы двигался постепенно от одной страны к другой, даже несмотря на то, что сама суть мессенджера остается похожей во всем мире.

Вывод: если вы делаете не очень маленький локальный бизнес вроде пекарни и планируете строить большую компанию, нужно сразу думать о том, как хорошо ваш продукт будет продаваться в других странах. Это позволит уже на старте задуматься и узнать, что и как нужно делать в бизнесе с прицелом на будущее.

Ловушка №2. Воспринимать выход в страну из СНГ как первый шаг к международной компании

Если бизнес в России удался, то при появлении мысли о международном бизнесе предприниматели сразу думают выходить в Казахстан, Беларусь, Узбекистан и другие страны, которые с нами дружат и соседствуют.

Обоснования такой модели лежат на поверхности:

  • там говорят по-русски, значит, будет проще;
  • продукт и бизнес в целом требуют меньше адаптации;
  • это близко географически;
  • страны находятся плюс-минус в тех же часовых поясах;
  • это дешевле;
  • там меньше конкуренция.

Но главный аргумент обычно заключается в том, что предприниматель сможет наладить в компании модель и процесс выхода на международные рынки, учитывая опыт выхода в СНГ, а потом применит к остальным странам мира.

Однако так не работает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ушёл в историю Ушёл в историю

Почему в России никогда не будет второго Горбачёва и второй перестройки

Дилетант
Женщина хочет крови: что такое femgore и как нас пугают безумными героинями в кино Женщина хочет крови: что такое femgore и как нас пугают безумными героинями в кино

Как под страшной маской femgore скрываются сатира и социальная критика

Forbes
5 лучших ролей Криспина Гловера 5 лучших ролей Криспина Гловера

4 фильма, где сыграл замечательный актер Криспин Гловер. Смотрим и вспоминаем!

Maxim
Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования

Государство хочет установить правила регулирования работы маркетплейсов

Forbes
Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций Олег Липовецкий: Режиссер – это бог в пределах своих компетенций

Олег Липовецкий рассказал, как руководящая должность сделала его мизантропом

Ведомости
Алёна Александрова: «В каждой женщине – невероятная сила» Алёна Александрова: «В каждой женщине – невероятная сила»

Главный редактор рассказала о юбилейных проектах и работе редакции «Лизы»

Лиза
Не Казань и даже не Сочи: 10 мест в России, куда мечтают поехать в отпуск россияне Не Казань и даже не Сочи: 10 мест в России, куда мечтают поехать в отпуск россияне

Лето не за горами: пора определяться с локацией для нового путешествия

Maxim
Сошедший с орбиты Сошедший с орбиты

Как австралийцы изобрели «орбитальный» двигатель внутреннего сгорания

Наука и жизнь
Мы идем своим путем Мы идем своим путем

Русская внешняя политика как культурное явление

Эксперт
Инвест-дискаунтер Инвест-дискаунтер

Как Чарльз Шваб научил инвестировать простых американцев

Деньги
3D-печать домов, роботы-диагносты, космические двигатели и сверхпрочные ткани: как российские стартапы создают будущее 3D-печать домов, роботы-диагносты, космические двигатели и сверхпрочные ткани: как российские стартапы создают будущее

Подборка историй людей, которые двигают прогресс

ТехИнсайдер
Станет белее новых: как очистить маркерную доску от старых каракулей Станет белее новых: как очистить маркерную доску от старых каракулей

Как избавиться от разводов на маркерной доске и вернуть ей прежний вид?

ТехИнсайдер
Какие ценности есть у ИИ? Ученые изучили Claude и рассказали интересные факты! Какие ценности есть у ИИ? Ученые изучили Claude и рассказали интересные факты!

Как ИИ выражает свои «принципы» в диалогах с людьми

ТехИнсайдер
Поставки по расписанию Поставки по расписанию

Что экспортировал СССР во время войны

Эксперт
Тот актер из «Большого куша»: как Стивен Грэм придумал сериал «Переходный возраст» Тот актер из «Большого куша»: как Стивен Грэм придумал сериал «Переходный возраст»

Как «бандит с экрана» смог снять сложную и злободневную картину?

Forbes
В одной упряжке В одной упряжке

Нарты и собаки: как романтика каюров стала частью туризма

Отдых в России
Европейская оборона Европейская оборона

Между выводом американских войск и «разумной достаточностью»

Деньги
Взлетная полоса Взлетная полоса

Брутальный и динамичный интерьер для молодого человека

SALON-Interior
Вклад в людей и технологии Вклад в людей и технологии

Москва поддерживает бизнес, выделяя гранты на развитие экспортной деятельности

Ведомости
Дай, Джим, на счастье Дай, Джим, на счастье

Лучше не дожидаться момента, когда за покой придется воевать

VOICE
Ценный попутчик Ценный попутчик

Как путешествовать с собакой без стресса

Лиза
Прекрасная эпоха Прекрасная эпоха

Премьерный балет «Две Анны» – посвящение двум великим женщинам Серебряного века

Grazia
Ее уже не спасти: 7 признаков того, что вам пора заменить духовку Ее уже не спасти: 7 признаков того, что вам пора заменить духовку

Признаки, сигнализирующие о том, что духовка нуждается в замене

ТехИнсайдер
Начало неолита на северо-западе Южной Азии сдвинули примерно на три тысячи лет Начало неолита на северо-западе Южной Азии сдвинули примерно на три тысячи лет

Почему ученые пересмотрели хронологию поселения Мехргарх?

N+1
6 причин, по которым простыни становятся серыми, и способы это исправить 6 причин, по которым простыни становятся серыми, и способы это исправить

Как предотвратить изменение цвета простыней

VOICE
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Проникает ли лак для ногтей в ногтевую пластину: объяснение химика-косметолога Проникает ли лак для ногтей в ногтевую пластину: объяснение химика-косметолога

Действительно ли лаки способны проникнуть в структуру ногтя и нанести ему ущерб?

VOICE
Блестящая инвестиция Блестящая инвестиция

Как грамотно вложиться в золото

Деньги
Юродивый из Лефортова Юродивый из Лефортова

Почему смерть рэпера обсуждала вся страна и что не так с молодежной политикой?

Монокль
Бренд народного происхождения Бренд народного происхождения

Как в России развиваются художественные промыслы

Эксперт
Открыть в приложении