Список из важнейших ошибок российских предпринимателей

Inc.Бизнес

Разбираем типичные проблемы российских предпринимателей

Ошибка № 5. Не задумываться о выходе на зарубежные рынки заранее

Текст: Дмитрий Торшин, предприниматель, кандидат технических наук, создатель executive-трекерства

Обложка

Специально для «Инк.» Дмитрий составил список из важнейших ошибок предпринимателей. В этой статье он рассказывает, как избежать одной из них.

Ловушка №1. Думать, что в России и так большой рынок и его достаточно для тренировки выхода за рубеж

Россия занимает первое место в Европе по числу жителей. На 1 января 2025 года население страны оценивается более чем в 146 млн человек. С одной стороны, достаточно большой рынок, чтобы открывать практически любой бизнес и продавать только внутри страны. С другой стороны, такое население создает «ментальную ловушку» для предпринимателей, которые стартуют в России и думают, что в будущем могут рассчитывать на расширение бизнеса за рубеж, когда он уже встанет на ноги.

Ловушка заключается в том, что подавляющее большинство бизнесов нуждается в локализации, то есть адаптации бизнес-моделей, позиционирования, каналов привлечения потребителей, продуктов и всего остального под реалии той страны, куда бизнес направляется.

Продукты, сделанные под совершенно особенные российские реалии, часто невозможно взять и легко локализовать. Тем более, адаптировать под глобальный рынок, где проживает в 50 раз больше человек.

Пример

Несколько лет назад я помогал выйти на зарубежные рынки IT-компании, занимающей хорошую доли рынка в России в части продажи разных предметов «на кассе». Проект нашел удачную бизнес-модель партнерств и каналов продвижения, что позволило ему привлекать сотни крупных клиентов из ретейла и иметь стабильную прибыль. Но рынок стал заканчиваться, и основатель решил попробовать себя в Европе.

Каково же было его удивление, когда оказалось, что структура работы ретейла там кардинально отличалась от российской в той части, где он оказывал услуги. Если в России все крупные ретейл-сети просто покупали его услуги «под ключ» на аутсорсе, то в Европе никто даже не думал приобретать отдельное решение на рынке под аналогичную задачу. Компании либо сами производили и продавали аналогичный товар, либо не делали так совсем. Попытка в лоб перенести бизнес в Европу мгновенно завязла в непонимании, что и кому там нужно продавать.

Если посмотреть на предпринимателей, например, из Кипра, Беларуси или Израиля, они избавлены от этой ментальной ловушки. Их локальный рынок настолько мал для того, чтобы развернуться и заработать много денег, что подавляющее большинство предпринимателей с самого старта думают о запуске продукта, который будет востребован во многих странах мира или хотя бы в отдельных больших регионах.

Пример

Павел Дуров запускал «ВКонтакте» в Санкт-Петербурге для петербуржцев и затем — для жителей России. Продукт стал успешным только в России и странах СНГ, потому что у этих государств много общего.

Осознав это, после продажи компании Павел сориентировал новый мессенджер Telegram с самого начала на весь мир: мультиязычность, подключение международных SMS-гейтов, размещение серверов в разных мировых локациях, адаптация под разные законы и ограничения стран. Telegram давно обогнал по числу активных пользователей остающийся локальным VK, но он не стал бы таким большим, удобным и популярным, если бы двигался постепенно от одной страны к другой, даже несмотря на то, что сама суть мессенджера остается похожей во всем мире.

Вывод: если вы делаете не очень маленький локальный бизнес вроде пекарни и планируете строить большую компанию, нужно сразу думать о том, как хорошо ваш продукт будет продаваться в других странах. Это позволит уже на старте задуматься и узнать, что и как нужно делать в бизнесе с прицелом на будущее.

Ловушка №2. Воспринимать выход в страну из СНГ как первый шаг к международной компании

Если бизнес в России удался, то при появлении мысли о международном бизнесе предприниматели сразу думают выходить в Казахстан, Беларусь, Узбекистан и другие страны, которые с нами дружат и соседствуют.

Обоснования такой модели лежат на поверхности:

  • там говорят по-русски, значит, будет проще;
  • продукт и бизнес в целом требуют меньше адаптации;
  • это близко географически;
  • страны находятся плюс-минус в тех же часовых поясах;
  • это дешевле;
  • там меньше конкуренция.

Но главный аргумент обычно заключается в том, что предприниматель сможет наладить в компании модель и процесс выхода на международные рынки, учитывая опыт выхода в СНГ, а потом применит к остальным странам мира.

Однако так не работает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде

Что представляет собой фашизм с философской и идеологической точки зрения

Maxim
В средневековом европейском борделе похоронили трехмесячного мальчика В средневековом европейском борделе похоронили трехмесячного мальчика

Ученые описали захоронение младенца в средневековом борделе Бельгии

N+1
Не Казань и даже не Сочи: 10 мест в России, куда мечтают поехать в отпуск россияне Не Казань и даже не Сочи: 10 мест в России, куда мечтают поехать в отпуск россияне

Лето не за горами: пора определяться с локацией для нового путешествия

Maxim
Соль земли Соль земли

Зимнее путешествие по Пермскому краю: ледяная пещера, Чердынь и виды Колвы

Отдых в России
Доходное расхождение Доходное расхождение

Как продавцы маркетплейсов объяснят расхождения в налоговых декларациях

Ведомости
Ольга Виниченко: «Беременность случилась тогда, когда я была к ней готова» Ольга Виниченко: «Беременность случилась тогда, когда я была к ней готова»

Ольга Виниченко: «Это были слезы радости и абсолютного удивления»

Караван историй
Шляпки, розы и Симона Байлз: как скачки в Кентукки стали успешным спортивным ивентом Шляпки, розы и Симона Байлз: как скачки в Кентукки стали успешным спортивным ивентом

Как на ипподроме удалось создать яркие традиции и монетизировать их

Forbes
Стоят ли дорогие фены своих денег: мнение парикмахеров Стоят ли дорогие фены своих денег: мнение парикмахеров

Нужен ли тебе фен за тридцать три, а не за три тысячи рублей? Давай разбираться!

VOICE
Бессвязные дороги Бессвязные дороги

Как обеспечить автодороги сотовой связью без переплат

Ведомости
Вклад в людей и технологии Вклад в людей и технологии

Москва поддерживает бизнес, выделяя гранты на развитие экспортной деятельности

Ведомости
От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима

История первых гладиаторских боев корнями уходит еще в III век до нашей эры...

ТехИнсайдер
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым» Никита Ефремов: «Мне кажется, важно всегда быть открытым»

Никита Ефремов о том, что общего между актерским ремеслом и дзен-буддизмом

Ведомости
6 главных ошибок во время весеннего расхламления: мнение экспертов 6 главных ошибок во время весеннего расхламления: мнение экспертов

Какие ошибки чаще всего совершают люди во время весеннего расхламления

VOICE
Зал ожиданий Зал ожиданий

Для психического здоровья фитнес даже полезнее, чем для физического

VOICE
Древние города Древние города

Что посмотреть в поселениях России, которым более тысячи лет

Лиза
Вселенная, возможно, вращается, но очень медленно Вселенная, возможно, вращается, но очень медленно

Как открытие вращения Вселенной может решить загадку «напряжения Хаббла»

ТехИнсайдер
Секрет похудения, который заключается не в голодании или подсчете калорий Секрет похудения, который заключается не в голодании или подсчете калорий

Какое воздействие на организм окажет один день без углеводов?

ТехИнсайдер
День любви День любви

Реальная история святого Валентина, не имевшая отношения к романтике

Дилетант
Мосты в голове Мосты в голове

Что такое ассоциации, как возникают, можно ли их поменять?

Grazia
Семь бед — одно вранье Семь бед — одно вранье

Почему барон Мюнхгаузен нужен во все эпохи

Weekend
Сверхурочная экономика Сверхурочная экономика

Власти и работодатели концептуально договорились об изменении Трудового кодекса

Ведомости
День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ

Что такое драфты и почему они вообще существуют?

Forbes
Рене Зеллвегер. В поисках счастья Рене Зеллвегер. В поисках счастья

Хелен Филдинг решила на этот раз не фантазировать, а списать с жизни самой Рене?

Караван историй
Почему карманы в мужских брюках глубже, чем в женских Почему карманы в мужских брюках глубже, чем в женских

Причины, по которым модельеры отказываются от глубоких карманов в женской одежде

ТехИнсайдер
Растениеводы в поисках маржи Растениеводы в поисках маржи

На чем смогут заработать аграрии в 2025 году

Агроинвестор
Впервые в лаборатории воссоздана нервная цепь человеческой боли Впервые в лаборатории воссоздана нервная цепь человеческой боли

Ученые воспроизвели важный нервный путь, из-за которого человек чувствует боль

ТехИнсайдер
Индейка на взлете Индейка на взлете

Российское производство мяса индейки выросло почти на 4%

Агроинвестор
Размеры шлемов: как подобрать мотоциклисту, как измерить голову, таблица Размеры шлемов: как подобрать мотоциклисту, как измерить голову, таблица

Как измерить голову и выбрать мотошлем нужного размера?

РБК
Автопалатка — это полная свобода Автопалатка — это полная свобода

Everest Touring выводит на рынок автопалатки с авиатехнологиями

Монокль
Открыть в приложении