Нефть на троих
Все мировые СМИ облетела фотография, запечатлевшая момент начала переговоров России и США по ситуации на Украине. На ней изображены члены российской и американской делегаций, а также представители Саудовской Аравии – страны, предоставившей площадку для диалога и выступившей в роли модератора. Не удивлюсь, если через энное количество лет какой-либо блогер или СМИ достанет это фото из своего архива и опубликует под названием что-то вроде «Новая Ялта. Представители трех стран делят между собой глобальный нефтяной рынок». И многие этому поверят, так как картинка уж очень красноречивая.
Действительно, выбор места для переговоров невольно наталкивает на мысль, что речь там могла идти (или скорее будет идти во время последующих раундов) не только о прекращении огня на Украине, но и о формировании новых контуров миропорядка и не в последнюю очередь – о будущем нефтяного рынка. Кажется, впервые за одним столом собрались высокопоставленные представители трех крупнейших нефтедобывающих стран, на которые приходится более 40% мирового производства черного золота.
Согласно официальным источникам, речь об энергетических вопросах шла и в полуторачасовом телефонном разговоре Владимира Путина и Дональда Трампа. Полтора часа – это только кажется долго, на самом деле это ничтожно мало для обсуждения всего накопившегося комплекса проблем в отношениях между двумя странами. И то, что среди первоочередных тем фигурировала энергетика, – весьма важный маркер.
В чем же могут совпасть интересы трех стран? Сегодня именно они, как никто другой, заинтересованы в стабилизации нефтяного рынка. Было много написано и сказано о том, что Трамп намерен продолжить рост американской нефтедобычи (который активно шел и при Джо Байдене), однако при этом он сталкивается с определенными трудностями. Дело в том, что появление на рынке дополнительных объемов сырья неизбежно приведет к падению цен на него, что, в свою очередь, понизит рентабельность американских сланцевых проектов. А не для того Трамп в ходе своей предвыборной кампании заручился финансовой поддержкой нефтяных компаний, чтобы снижать их прибыли после триумфального возвращения в Овальный кабинет. Поэтому надо договариваться с другими участниками рынка, в первую очередь с Россией и Саудовской Аравией, которые формируют ядро ОПЕК+. Трамп в 2020 г. уже выступал в качестве «миротворца» в конфликте между Москвой и Эр-Риядом по поводу квот на добычу, и именно благодаря его усилиям сделка тогда была перезаключена (так называемый формат ОПЕК+ 2.0). Сегодня же, будем откровенны, ОПЕК+ снова не в лучшей форме. Да, согласованные ограничения на добычу продолжают действовать, но фактически альянс исчерпал свои возможности влияния на мировую ценовую конъюнктуру, и котировки ныне в большей степени зависят не от его решений, а от политической ситуации на Ближнем Востоке и от динамики ВВП в Китае и Индии. Это явно не те факторы, которые готова принимать