Красно-белое кино
В России все чаще случаются кино-книжные коллаборации. Спустя год после выхода документального сериала «Время «Спартака» в продаже появилась книга, основанная на собранных в процессе его создания материалах

Одним из самых заметных событий российской спортивной документалистики последних лет стал сериал «Время «Спартака» – об успехах клуба в 1990-х. На создание проекта ушло три года, а в съемках было задействовано более 40 спикеров. Еще в процессе работы авторам – журналистам Сергею Бондаренко, Александру Горбачеву (считается в РФ иноагентом) и Ивану Калашникову – стало понятно, что уместить всё интересное из почти 200 часов интервью в шесть 45-минутных эпизодов не получится. Так родилась идея книги «Спартак»: один за всех», которую к концу 2024-го представило издательство Individuum. За 480 страниц (или 13 часов в аудиоверсии) разговорная перекличка участников и свидетелей событий 1990-х складывается в захватывающую историю, причем не только клуба, но целого государства. «Ведомости. Спорт» выбрал для публикации показательный в контексте пересечения сюжетных линий страны и команды отрывок – о гастролях «Спартака» в Японии весной 1991 г.
***
В полуфинале Кубка чемпионов 1990/91 «Спартаку» предстоит играть с чемпионом Франции, командой «Олимпик Марсель». Игры пройдут через три недели после сенсационной победы над «Реалом» – и в этом промежутке «Спартак» внезапно летит на товарищеские матчи в Японию.
Александр Хаджи (администратор и менеджер «Спартака» в 1983–2008 гг.): Это было по линии Горбачева. Он туда собирался с визитом же, ну и нам предложили полететь, налаживать связи. Мы не хотели, но так получилось. Надавили через кого-то – и полетели. Но футболистам-то, конечно, прекрасно было, в Японию слетать – одно удовольствие.
Валерий Шмаров (нападающий «Спартака» в конце 1980-х и середине 1990-х): Ну, я не знаю, мы тогда немного выезжали. Восприняли нормально: поедем, аппаратуру привезем, там поиграем, потренируемся, подготовимся как следует.
Александр Вайнштейн (журналист, продюсер, бизнесмен): Понятно, почему поехали: деньги. Тогда за границу мог поехать очень ограниченный круг людей – спортсмены, артисты. И кроме возможности посмотреть мир это была огромная материальная поддержка. Потому что ты мог привезти домой что-то, что после того, как ты продашь это в Советском Союзе, превратится в автомобиль «Волга», который стоил 15 000.
Я помню, один футболист меня попросил провезти чемодан, в котором было где-то двадцать пар джинсов: боялся, что их будут досматривать, а журналистов вроде не должны. А один великий баскетбольный тренер наш как-то выезжал из Италии, и его остановил итальянский таможенник, попросил открыть чемодан. Он открыл, а там тоже какое-то бесконечное количество джинсов лежало. Таможенник говорит: «Ну, непосибили». А тренер такой по плечу его похлопал, отвечает: «Посибили, посибили». И провез.
Еще была история в 1982 г. – сборная сыграла позорные 0:0 с поляками и вылетела с чемпионата мира, футболисты плакали. А наутро, когда ехали из гостиницы в аэропорт, потребовали обязательно остановиться у супермаркета, чтобы успеть купить технику. Ну это жизнь, понимаешь? Я как-то у ветеранов спартаковских спрашивал, почему СССР считался чемпионом мира по товарищеским играм. Они говорят: «Да нам платили по 300 руб. Вот мы и рвали всех».