Ведьма-атаманша: как Алена Арзамасская стала военачальницей во время восстания Разина
Личность Алены Арзамасской до сих пор вызывает споры. Для одних она «русская Жанна д’Арк», атаманша в войске Степана Разина и свободолюбивая бунтарка, бросившая вызов обществу, для других — еретичка, воровка и, наконец, ведьма, сожженная заживо за колдовство
«Старица Алена»
О жизни Алены до восстания Степана Разина известно мало. Судя по всему, она родилась в казачьем селе Выездная Слобода недалеко от города Арзамас (отсюда ее будущее прозвище «Арзамасская»). Родилась Алена в первой половине XVII века, но год ее рождения неизвестен. Родители девочки были крестьянами. Село, в котором она родилась и жила, принадлежало боярскому роду Салтыковых.
В 1649 году в России было принято Соборное уложение, которое положило начало крепостному праву. Согласно уложению, землевладелец получал право распоряжаться и имуществом, и жизнью крепостного. Женщина-крестьянка была в еще более бесправном положении, чем мужчина. Как и любого крепостного, ее могли продать или обменять. Была даже установлена фиксированная цена, за которую можно было приобрести крестьянку — пять рублей. Примерно в ту же сумму обошлись бы покупателю четыре молодых быка.
Когда Алена подросла, ее насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но брак продлился недолго: муж вскоре после свадьбы умер. В 19 лет Алена стала вдовой и столкнулась с домогательствами со стороны одного из помещиков. Чтобы обезопасить себя, она приняла монашеский постриг в соседнем Николаевском монастыре.
В монастыре Алена научилась читать и писать, а также собирать целебные травы и делали лекарственные смеси. Она быстро завоевала уважение местных жителей, ее даже прозвали «старица Алена». Однако монастырский быт был тяжелым, а Алена с детства отличалась независимостью, и ей хотелось большего.
В 1670 году началось восстание донского казака Степана Разина, ставшее крупнейшим среди казацко-крестьянских бунтов. Разин стал настоящим олицетворением казачьего свободолюбия, бросив вызов существующим порядкам, в том числе крепостничеству. Атаман говорил, что хочет дать свободу простым людям и восстановить справедливость. «Я пришел бить только бояр да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться», — заявлял Разин.
Алена вдохновилась идеями Разина и приняла решение покинуть обитель, чтобы присоединиться к восставшим. Она тайком сняла облачение, переоделась в мужскую одежду и навсегда покинула монастырь.