Устройство с умом: как технологии помогают развивать инклюзивность в образовании
Цель образования — всестороннее развитие человека, и образование — это право, а не привилегия. В справедливом и равноправном обществе, которое мы пытаемся создать в XXI веке, инклюзия — неоспоримое требование. Как в России развивается инклюзивное образование и как технологии могут его поддержать, — рассказывает СЕО «ЯКласс» Екатерина Рыжова.
В руководстве управления по стандартам в области образования Великобритании Ofsted указано, что определение инклюзивного образования включает в себя внимание к индивидуальным потребностям учащихся, а также социальное равенство. Инклюзивность предполагает не только возможность присутствовать, но и участвовать, и учиться.
Самая идея интегрированного образования содержит принцип единства образовательного процесса и предоставление равных стартовых возможностей для всех обучающихся. Такая система предполагает создание условий, которые помогут детям с особыми образовательными потребностями получить доступное и качественное образование, чтобы адаптироваться в мире и принимать полноценное участие в жизни общества, а детям без ОВЗ — сформировать социальные компетенции, то есть научиться принятию и поддержке.
В России первые инклюзивные школы появились в 1980 — 1990 годах. В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования «Ковчег».
Сегодня почти треть школ и пятая часть детских садов в России адаптированы для совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с их сверстниками. На 2021/22 учебные годы, по данным Минпросвещения России, 8000 из 35 000 детских садов, более 10 000 из 40 000 школ, а также более 500 организаций допобразования создали инфраструктуру и материально-техническую базу для инклюзивного образования.
Согласно результатам исследования, проведенного ВЦИОМ вместе с Фондом «Обнаженные сердца» и Ассоциацией «Аутизм-Регионы», у 63% родителей школьников и 65% родителей детсадовцев дети обучаются вместе с ребятами с особенностями развития, а 66% россиян в той или иной степени положительно относятся к инклюзивному обучению.
Образовательная платформа «Учи.ру» совместно с проектами «Дети mail.ru» и «Добро mail.ru» провела онлайн-опрос среди учителей и родителей из всех регионов России на тему инклюзивного образования. В ходе опроса выяснилось, что 25% респондентов из числа родителей поддерживают идею интегрированного обучения при создании специальных условий. 44% опрошенных относятся к инклюзивной модели образования нейтрально, 18% — отрицательно, а 16% участников опроса столкнулись с опытом инклюзии: у их детей есть одноклассник или одноклассники с особенностями в развитии (к слову, этот показатель на 3% выше, чем в прошлом году). 63% опрошенных учителей общеобразовательных школ имеют опыт работы с детьми с инвалидностью или ОВЗ, при этом средний стаж работы 79% педагогов составляет более 20 лет.
Как заметили преподаватели, из всех возможных форматов обучения детей с ОВЗ, которые предоставляет школа, на долю инклюзивного образования отводится 40%. Среди респондентов, не заметивших наличия особых барьеров для реализации принципов интеграции образования в своих школах (это 1 640 человек), 60% считают, что детям с ОВЗ важно развиваться со всеми остальными. Инклюзия поможет сформировать в подрастающем поколении такие качества, как доброта и терпимость (так считают 57% опрошенных, а 56% выразили уверенность, что смогут объяснить детям, как общаться друг с другом).