Успеть увидеть в театре: 10 спектаклей-открытий «Золотой маски»
Гид на национальному театральному фестивалю для тех, кто хочет смотреть все лучшее
В этом году Российская национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска» отмечает 25-летний юбилей. Конкурсная программа из порядка 80 спектаклей уже в самом разгаре, но впереди еще почти два месяца. Победителей наградят 16 апреля на исторической сцене Большого театра. У находящегося под домашним арестом Кирилла Серебренникова три номинации на «Маску». Одна за скандального «Нуреева» в Большом, две другие — за «Маленькие трагедии» в «Гоголь-центре». «Нуреев» уже прошел, а вот на «Маленькие трагедии», получившие в сумме 9 номинаций, еще можно успеть (13 и 14 апреля). Если говорить о самых громких гастролях, то это «100% Воронеж» группы Rimini Protokoll (12 марта) и «Знакомые чувства, смешанные лица» Кристофа Марталера (18 и 19 апреля). Самые именитые гости из Петербурга – это Юрий Бутусов и Андрей Могучий, хотя «гостями» обоих можно назвать с большой натяжкой. «Гамлет» Бутусова – это must see, но уже из его питерского прошлого. Скорее, имеет смысл дождаться лета и посмотреть премьеру – «Пер Гюнта» в московском Театре Вахтангова. Два эпизода «Трех Толстяков» показывают 7–9 марта. Будете в Петербурге – идите. Если нет, то можно ограничиться трансляцией (7 и 9 марта). С оперой и балетом рекомендации более-менее понятны. Говорим балет, подразумеваем – «Снегурочка» (15 и 16 марта). Говорим опера, подразумеваем – «Альцина» (17 марта). В нашей подборке мы рассказываем про 10 менее очевидных постановок, которые нужно посмотреть.
«Лицо Земли», ТЮЗ им. А.А. Брянцева, Санкт-Петербург в РАМТе 11 марта
Как должен выглядеть эко-френдли спектакль? Видимо, именно так. Вероятно, даже Леонардо Ди Каприо не столь убедителен в своем призыве к спасению амурских тигров, как «Лицо Земли». Сплав художественного, документального и перформативного вкупе с текстом Аси Волошиной действует на зрителя лучше, чем любая агитка. Выйдя из зала вы, может, и не побежите сразу записываться в Greenpeace, но призадумаетесь надолго. С визуальной стороны к «Лицу Земли» тоже, извините за каламбур, не подкопаться — эффектно и современно.
«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», Александринский театр, Санкт-Петербург в МХТ им. А.П. Чехова 13–14 марта
В программе этого года много спектаклей, обращенных к советскому наследию. В «Родине» Андрея Стадникова (3–5 апреля) звучит стенограмма заседаний Политбюро. «Диджей Павел» (28 и 29 апреля) с легкой руки драматурга Павла Пряжко «крутит» Пугачеву и Боярского. Виктор Рыжаков обращается с «Оптимистической трагедией» Всеволода Вишневского в переложении Аси Волошиной бережно, но смело. Вишневский хотел назвать пьесу «Из хаоса». Из него же, вперемешку с заимствованиями из классики (Достоевский) и масскульта (ростовой Крокодил Гена, песни Децла и Queen), Рыжаков создает музыкально-пластическую интерпретацию мифа о первых годах революции.