Белая королева
В мире немало фарфоровых мануфактур с благородной родословной, но Porzellan Manufaktur Nymphenburg — бриллиант баварской короны — сверкает куда ярче прочих
Основанная курфюрстом Баварии Максимилианом III Иосифом в 1747 году мануфактура по сей день находится в королевском дворце Нимфенбург на западе Мюнхена. Туристы приезжают сюда осматривать интерьеры в стиле рококо и гулять по парку, ставшему местом действия фильма «В прошлом году в Мариенбаде» (1961). Но главная ценность скрыта от них в одном из зданий дворцового комплекса. Простым любопытствующим доступен лишь магазин, и только клиентам показывают саму мануфактуру и великолепно оформленный шоу-рум, где разбегаются глаза: на стеллажах, уходящих под потолок, собраны тысячи образцов изделий за всю историю «Нимфенбурга». Одних только лошадей и охотничьих собак, созданных для эксцентричного Людвига II Баварского, тут не меньше сотни. Примечательно, что и сегодня фабрика находится в руках особы голубых кровей — Его Королевского Высочества принца Луитпольда Баварского, который выкупил ее в 2011 году.
Мануфактура охраняется государством и в действительности представляет собой предприятие живого наследия: такие методы производства и мастерство более не встречаются нигде в мире. На многих исторических фабриках ради картинки визитерам показывают старинные машины, на которых работает специально обученный персонал, в то время как сами изделия (чаще всего это стандартные коммерческие коллекции) производятся на современном оборудовании. Nymphenburg тоже выглядит как музей — с одной лишь разницей: все эти старинные машины (слава немецкому инженерному гению) исправно действуют с 1800-х годов. Техника работает за счет экологически чистой гидравлической энергии, ведь в Нимфенбургском парке создана система каналов, и на одном из них стоит здание мануфактуры.
Сегодня это единственная фабрика в мире, которая сама производит фарфоровую массу (а также натуральные пигменты), все остальные закупают сырье на стороне. Готовые изделия могут впечатлять красотой и тонкостью работы, но процесс создания фарфоровой массы поражает едва ли не больше — он удивительно похож на производство пасты или сыров, тут сошлись воедино гениальность природы, человеческое мастерство и даже немного мистики.
Фарфоровая масса состоит из перемолотого каолина — белой глины, полевого шпата (бес цветный минерал) и матового норвежского кварца, смешанных в особой пропорции. В течение суток эти ингредиенты жерновами перемалываются в муку. При добавлении воды (каолин впитывает ее в течение 12 часов) из этой муки получается тесто, которое вымешивается с помощью другой машины еще двое суток, а затем пропускается через сито, чтобы отделить мелкие включения. Также масса проходит через магниты, на которых остаются порой неразличимые глазом мельчайшие частички металла. В былые годы, когда требования к качеству фарфора не были столь высоки, при обжиге эти включения превращались в черные точки на белоснежной тарелке. Чтобы их скрыть, сверху рисовали цветочки. Для современной мануфактуры это однозначно брак, который подлежит утилизации.