Собрание
Пики и провалы
Вторичный часовой рынок переживает непростые времена. The Rake попросил коллекционера проанализировать результаты торгов первого полугодия.
Своей динамикой первая половина года на часовых аукционах напомнила начало 2008-го перед крахом Lehman Brothers: необычайный взлет с пиком в начале мая, пришедшимся на женевские торги всех крупнейших домов, а затем крутое пике, оставившее без достойного вознаграждения владельцев уникатов, рискнувших выставляться в июне-июле. По итогам торгов несколько тысяч часов разных эпох, снабженных всеми мыслимыми усложнениями, сменили владельцев. Среди них было немало достойных внимания моделей, включая множество инвестиционно привлекательных Rolex Daytona Paul Newman или Patek Philippe. В галопирующих скачках цен можно выделить очевидные тенденции.
Тенденция первая – сталь. Стальные корпуса в центре внимания коллекционеров. Но касается это не всех часов, а только раритетных моделей Patek Philippe. Таких, как первый известный стальной хронограф реф. 530, выпущенный в 1938-м и проданный на майских торгах Christie’s в Женеве. Классические хронографы сейчас невероятно популярны, а этот легко побил прежний ценовой рекорд для своей модели благодаря отличному состоянию, сверхкрупному для той эпохи размеру (36,5 мм в диаметре, на полмиллиметра больше, чем стандартные 530-е), уникальному разделенному на зоны циферблату, да еще и маркировке итальянского магазина Astrua Torino в позиции 6 часов. При оценке в 500 000–800 000 франков часы ушли за 1 205 000. Сталь, правда, немецких кровей, была предложена и на июньских торгах Christie’s в Нью-Йорке. Стальные корпуса у моделей A. Lange & Söhne – большая редкость, поэтому стальные классические Lange 1 диаметром 38,5 мм с черным циферблатом и большой датой (реф. 101.026) были оценены в $200 000–400 000, хотя по итогам торгов «взяли» лишь 233 000. Скорее всего, на невысокой относительно ожиданий цене сказалось лето и общее падение рынка.
В случае еще одного экземпляра от Patek Philippe без рекорда не обошлось – никогда за часы в стальном корпусе с тремя стрелками (т.е. без усложнений) не платили 1 445 000 франков, как это было на женевских торгах Phillips. Даже если это крайне редкие, выпущенные в 1941-м классические часы Calatrava, реф. 530, диаметром 36,5 мм с лакированным черным циферблатом. Эстимейт в 300 000–600 000 франков был превышен более чем вдвое. Расточительность это или перспективное вложение – покажет время.