Судебный квест. Как основатель «Клаустрофобии» пытается отсудить деньги за продажу бизнеса у известного девелопера
В 2019 году основатели первой в России сети квестов «Клаустрофобия» решили продать бизнес. О сделке в рассрочку договорились с крупным девелопером и по совместительству франчайзи «Клаустрофобии» Александром Ручьевым. Но в марте 2020 года, когда начался карантин, Ручьев сообщил, что не готов выплачивать оставшуюся сумму и хочет пересмотреть условия сделки.
Inc. поговорил с обеими сторонами конфликта и рассказывает, зачем вообще продавалась «Клаустрофобия», что происходит с этим делом в суде и почему джентльменские договоренности — это всегда опасно.
Что такое «Клаустрофобия»
«Клаустрофобия» — первая в России сеть так называемых квестов в реальности. В конце 2013 года ее запустили три друга: бывший программист «Яндекса» и руководитель спецпроектов в «Студии Артемия Лебедева» Богдан Кравцов и совладельцы компании по производству настольных игр Stupid Casual Сергей Кузнецов и Тимур Кадыров. Идея принадлежала Кравцову — он поиграл в квест в Будапеште и решил, что нужно запускать аналог в России.
Первые квесты «Клаустрофобии» — «Психиатрическая больница» и «Советская квартира» — открылись в центре дизайна и архитектуры Artplay. Сценарии для них партнеры писали втроем, потратив на это «пару вечеров». В старт вложили около 1,2 млн руб.
Первый франчайзинговый договор основатели компании подписали уже через месяц после запуска, а через год под брендом «Клаустрофобия» работало 59 квестов и один перформанс в 14 городах России, Украины и Эстонии.
По итогам 2015 года выручка двух основных юрлиц головной компании «Клаустрофобии» (ООО «Клаустрофобия» и ООО «Клаустрофобия-В») составила 29,2 млн руб., прибыль — 5,6 млн руб. На момент продажи сеть включала в себя около 200 квестов в 7 странах мира, выручка головной компании, судя по отчетности двух основных юрлиц, в 2019 году составила 85,7 млн руб., прибыль — 2,8 млн руб. (данные СПАРК).
Богдан Кравцов, сооснователь «Клаустрофобии»:
Почему решили продать бизнес
У нас с Сергеем Кузнецовым и Тимуром Кадыровым [сооснователи «Клаустрофобии» — прим. Inc.] были примерно равные доли в бизнесе [по данным СПАРК, в основных юрлицах проекта, ООО «Клаустрофобия» и ООО «Клаустрофобия В», до декабря 2019 года Тимуру Кадырову и Сергею Кузнецову принадлежали доли в 32,14 %, Богдан Кравцов владел 35,71% компании — прим. Inc.]. Продать проект мы решились в 2019 году. Не потому что дела шли плохо — тот год не сильно отличался от предыдущих по выручке: общий оборот по сети составлял примерно 500 млн руб., около 100 млн руб. было у головной компании.
В первые 4-5 лет работы проекта я плотно занимался его развитием и был гендиректором. Но потом немного подустал и решил перейти в статус человека, который приезжает только на ежемесячные заседания совета директоров. Тимур тоже переключился в режим экономии внимания. Текущие важные решения мы обсуждали по телефону. Мы пробовали нанять исполнительных директоров: где-то удачно, где-то неудачно, но, в общем, к 2019 году бизнесом фактически руководил третий наш партнер Сергей Кузнецов.
Тимур первым заговорил о продаже своей доли. Он планировал развивать другие проекты, на это нужны были деньги, и он решил, что раз «Клаустрофобия» не занимает его внимание, можно этот кусочек бизнеса продать. В итоге мы с Сергеем к нему присоединились (об обстоятельствах, нас к этому подтолкнувших, расскажу дальше) и решили продавать весь бизнес целиком.
Как искали покупателя
Публично мы о продаже не объявляли. Сергей Кузнецов, который фактически руководил бизнесом и имел больше контактов с потенциальными покупателями, рассказал об этом нашим франчайзи и партнерам. И вот один из франчайзи — Александр Ручьев — выразил желание купить компанию. Раньше у него была своя маленькая сеть квестов в Москве «Серьезные игры». В 2018 или 2019 году, когда ажиотажный бум на рынке квестов уже стих и даже хорошие московские квесты вне «Клаустрофобии» не могли себе обеспечить достаточную загрузку, он вошел к нам в сеть со своими точками в качестве франчайзи и продолжал работать от имени своего прежнего юрлица.
Работал Ручьев как франчайзи довольно успешно [чистая прибыль ООО «Серьезные игры» за 2019 год составила 23,4 млн руб., согласно данным СПАРК — прим. Inc.], имел большой опыт в индустрии (ей было тогда около 6 лет, а Ручьев на рынке работал — 5) и понимал как устроены квесты.
Мы знали, что он серийный предприниматель, у него много денег, в подробности не вдавались. В общем, подозрений он не вызвал.
Александр Ручьев — крупная фигура на российском девелоперском рынке. 49-летний предприниматель окончит факультет аэрофизики и космических исследований МФТИ и в 1994 году, когда ему был всего 21 год, основал девелоперскую компанию ГК «Мортон».
«Мортоном» Ручьев управлял в течение 22 лет, в своем время компания входила в тройку крупнейших застройщиков московского региона. В 2016 году он продал этот бизнес группе «ПИК» (сделка оценивалась в 165 млрд руб.) и вместе с бывшими акционерами «Мортона» создал финансово-промышленный холдинг ГК «Основа». Последние проекты «Основы», упоминавшиеся в СМИ, — строительство «красной высотки» на Садовом кольце (2018 год) и апарт-комплекса на 15 тыс. кв. м. в Чехии (2021 год). Компания управляет более 130 тыс. кв.м коммерческой недвижимост, за 2021 год ее выручка составила 4,5 млрд руб., прибыль — 523,5 млн руб.