Собственный корреспондент «Вокруг света» в Забайкалье: поиски и обретения Николая Янькова
С журналом «Вокруг света» за его 160-летнюю историю сотрудничало множество замечательных личностей — журналистов, путешественников, художников. Издание постоянно открывало новые имена, способствовало развитию талантов, поддерживало их творческий огонь. Одним из таких людей был журналист, писатель, фотограф и страстный путешественник Николай Дмитриевич Яньков, которому в этом году исполнилось бы 85 лет. Яньков был настоящим мастером слова, открывшим советским гражданам сокровенные уголки и сокровища не только своей любимой родины, Забайкалья, но и Восточной Сибири.
Путь Янькова в литературу начался еще в детстве. Будучи школьником, Николай самостоятельно научился фотографировать, стал писать статьи и заметки в школьную газету, иллюстрировать их. Уже в старших классах он писал и фотографировал для районной «Петровск-Забайкальской правды», а сразу после окончания школы начал работать фотокорреспондентом этой газеты. Одновременно сотрудничал с газетами «Комсомолец Забайкалья», «Знамя труда». Тогда в печать вышли его первые рассказы о природе, охоте, людях родного края.
В конце 1950-х — начале 1960-х рассказы, очерки, фельетоны Янькова публиковались в районных газетах и главной областной газете «Забайкальский рабочий», звучали на радио. Материалы для творчества он черпал в путешествиях, поездках в отдаленные уголки края, в общении с охотниками, рыбаками, пастухами, крестьянами. Из каждого путешествия привозил что-нибудь новое, необычное: то выразительный портрет убеленного сединами старца, то легенду или рассказ из прошлого.
В 1961 году в Чите он совершил, пожалуй, одно из главных своих открытий: встретил в клубе очаровательную девушку, пригласил на танец, познакомился. Ее звали Люба, и она работала в областной типографии, где как раз печатали «Комсомолец Забайкалья». Совпадение, судьба? Возможно. Так или иначе молодые начали встречаться и вскоре поженились. В свадебное путешествие отправились в красночикойскую тайгу. Молодежены восхищались могучими кедровыми лесами, реками, в голубых струях которых плескались искрящиеся всеми цветами радуги таймени, а еще традициями и укладом жизни семейских старообрядцев. У пары появилась необычная мечта: пожить в заповедном Красном Чикое, глубже познать