Режиссер Вера Кричевская наконец закончила свой фильм о телеканале «Дождь»

VogueОбщество

Страстная Вера

Режиссер Вера Кричевская наконец закончила свой фильм о телеканале «Дождь», рабочая версия уже потрясла Москву. Ксения Соловьёва выяснила, какое кино — и какую Россию — увидят в итоге зрители на Западе.

Шерстяное платье, Saint Laurent by Anthony Vaccarello; cерьги из розового золота с бриллиантами, Chopard.

Люди, которые всю жизнь снимают документальное кино, смеются между собой: это магия. Никогда не знаешь, куда тебя приведет та или иная история. Ровно это произошло с фильмом Веры Кричевской о Наташе Синдеевой и телеканале «Дождь». Вера была уверена, что делает кино «о конце предприятия». В оптимистичном 2010‑м она в качестве главного режиссера начинала канал вместе с Синдеевой и ее мужем Александром Винокуровым. Драматично уходила с него в вегетарианском апреле 2011‑го, после визита в студию президента Дмитрия Медведева. Немедленно примчалась помогать ему, когда «Дождь» в крымнашевском 2014‑м выгнали с «Красного Октября».

«Кажется, впервые о фильме я задумалась летом 2019‑го, — рассказывает мне сейчас Кричевская. — Я приехала в Москву из Лондона. Накануне ареста Ивана Голунова (по сфабрикованному делу о наркотиках. — Прим. Vogue) мы встретились с Наташей. Она была в несвойственном ей состоянии. Плохом. Неважно выглядела. Сказала: «Я не хочу больше ходить на работу». Потом случился Голунов. Двое или трое суток Синдеева не вылезала с работы. Она снова зажглась. «Дождь» топил со страшной силой, в редакцию приходила Галина Тимченко (основательница медиаресурса «Медуза», корреспондентом которого служил Иван Голунов. — Прим. Vogue). Наташа преобразилась от всего этого кошмара. Но все равно меня не покидало то ее «больше не хочу». Весь 2019‑й Наташа периодически повторяла: «Я не знаю. Больше все это невозможно по разным причинам». Журналист Анна Монгайт рассказывает в фильме Веры, что в какой-то момент Синдеева даже поставила редакции условие: «Если в ближайший год вы не сделаете меня счастливой, я все это на хрен закрою».

Вера Кричевская и Наталья Синдеева. Кабинет Синдеевой на «Красном Октябре», апрель 2010‑го, до запуска «Дождя» остается месяц.

Пока редакция пыталась исполнить наказ, Вера уговорила Наташу снимать про «Дождь» кино: в мире не много вещей, способных помешать блистательной Синдеевой быть в центре внимания.

А 2 декабря 2019‑го Наташа узнала, что у нее рак груди. 3 декабря она провела с сотрудниками давно запланированную семичасовую стратегическую сессию, на которой в очередной раз решали, как нам обустроить «Дождь» и что делать с его бизнес-моделью. Команда Кричевской все это снимала. В перерыве Синдеева неожиданно отвела оператора в сторону и записала для Веры, которая была в Лондоне, видеообращение о своей болезни. С того момента и до самой операции в Университетской клинике Фрайбурга они не разговаривали, Кричевская лишь переписывалась с Винокуровым. «В какой-то момент он написал, что они только что были на консультации. «Ну и как?» — спрашиваю. «Я лучше тебе скажу, на каких словах я вышел из кабинета, а ты сама реши как. Наташа долго интересовалась у врача, можно ли одновременно с операцией сделать пластику груди». Это был такой выдох! В общем, я сказала Саше: «Теперь Синдеева канал точно не закроет. Она ведь Девушка Наоборот. Теперь вы будете терпеть это много лет».

К весне 2021‑го фильм, который назвали F@ck this job, был почти закончен, но вышел слишком длинным. Кричевская ломала голову, где бы ей найти правильного «киллера» — так документалисты называют людей, которые без присущего авторам сожаления отрезают лишнее. Тем более что кино предполагалось заявить на несколько летних европейских фестивалей (Кричевская с самого начала делала продукт в первую очередь для западного зрителя). И тут в апреле F@ck this job раз — и показали на закрытии московского Artdocfest Виталия Манского. Там же, к слову, четыре года назад столице представляли еще один Верин фильм, сделанный вместе с ведущим «Дождя», бывшим главным редактором русского Newsweek Михаилом Фишманом, — «Слишком свободный человек» о Борисе Немцове. Показывать свою новую работу в Москве Кричевская не хотела: фильм сыроват, плюс есть риск испортить прокатную судьбу.

Но Манский настаивал, а западные продюсеры Кричевской неожиданно его поддержали: «Для тебя это отличная возможность обкатать кино». К тому же показ в стране производства конкурсного фильма до премьеры на самом фестивале многие зарубежные смотры не запрещают.

«Наверное, по тем отзывам, которые я получила, можно сказать, что это успех, — рассказывает Вера. — Но назвать это успехом неправильно — в зале была самая лояльная аудитория из возможных, эдакий междусобойчик».

Жакет и шорты-бермуды из шерсти, Low Classic; хлопковая рубашка, Izeta; cумка из кожи и парусины, Jil Sander by Lucie and Luke Meier; очки, Burberry; колье из розового золота и керамики, Chopard.

Мы беседуем с ней в раппопортовской «Белуге» с видом на невегетарианский Кремль 2021‑го и ковыряем котлеты из судака с вареной картошкой в сливочном масле. На Кричевской черное платье в горох с пышными рукавами-фонариками. Непокорные рыжие волосы забраны наверх. Губы чуть подведены. На хрупкой коже проступают нежные сосуды. В ее образе нет ни намека на сложносочиненность, но кадр выстроен безупречно — была бы я режиссером-документалистом, немедленно схватилась бы за камеру, а не за судака.

Важнее всего для Веры было то, как примет фильм главная героиня. Нет, Синдеева, конечно, догадывалась, что главный зал «Октября» увидит, как она, голая, залезает в аппарат радиооблучения и что одна грудь у нее значительно меньше другой и вся в швах. «Хотя, зная Наташу, можно было предположить, что голая грудь беспокоит ее меньше всего на свете», — смеется Вера. Дело не в том, насколько документальным получился фильм. А в том, что он в принципе остался документальным. Время от времени я рассказываю в своих текстах, как непросто бывает упросить героя минимизировать правки, не вычеркивать подробности биографии, о которых он нашел смелость рассказать под диктофон, а теперь, видя на экране «Ворда», стремится вырубить топором. Кричевской повезло: впервые в ее профессиональной биографии герой кино не попросил посмотреть, что там вышло, хоть одним глазком. «Наташа вообще не знала, про что фильм, — говорит Вера. — Я почему-то думала, что она мне многое не простит и с этим придется смириться. А если простит, то выйдет на сцену и начнет танцевать (во время реабилитации после операции Синдеева увлеклась танго. — Прим. Vogue). Но она была очень молчалива. На всех фотографиях с премьеры — их штук тридцать — закрывает лицо, смотрит в пол. В обычной жизни Наташа любит занимать собой все пространство сцены. А тут ей явно хотелось спрятаться». Не ясно только, за кого — Винокуров на премьеру не пришел.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На чем свет стоит На чем свет стоит

Мы вспомнили главное, что определяло картину жизни нулевых

Tatler
Изменение климата вынудило иберийских неандертальцев заселить леса Изменение климата вынудило иберийских неандертальцев заселить леса

Палеоботаники проанализировали пыльцу с древних стоянок

N+1
Мать честная Мать честная

Яна Рудковская впервые показывает миру лицо младшего сына Арсения

Vogue
Мой веселый, звонкий мяч Мой веселый, звонкий мяч

У тенниса появился серьезный конкурент

Tatler
Площади — наши палитры Площади — наши палитры

Нижний Новгород уже стал модной точкой на туристической карте России

Vogue
Мейд-кафе, многоэтажные караоке и другие странные развлечения Японии Мейд-кафе, многоэтажные караоке и другие странные развлечения Японии

Такие странные способы отдыха, как в Японии, редко встретишь в других странах

Вокруг света
Вышел из сумерек Вышел из сумерек

Актер Роберт Паттинсон об искренности на съемочной площадке и взрослении

Vogue
7 суперспособностей человеческого мозга, о которых ты не подозревал 7 суперспособностей человеческого мозга, о которых ты не подозревал

Ученые открывают все новые удивительные способности человека

Maxim
Волшебный фонарь Волшебный фонарь

Варвара Мельникова — о жизни большого экрана в мире пандемии и урбанистике

Vogue
«Катар разбил «стеклянный потолок»: директор Института кино в Дохе о том, как меняется положение арабских женщин «Катар разбил «стеклянный потолок»: директор Института кино в Дохе о том, как меняется положение арабских женщин

О «новой волне» арабского кино и роли женщин в его развитии

Forbes
На свою голову На свою голову

Модные укладки без ущерба для природы

Vogue
Земля в иллюминаторе: был ли Ричард Брэнсон в космосе? Земля в иллюминаторе: был ли Ричард Брэнсон в космосе?

Так побывал ли USS Unity в космосе и почему это так важно?

Esquire
Смогут ли роботы заменить домашних животных Смогут ли роботы заменить домашних животных

Вытеснят ли удобные роботы четвероногих питомцев из наших сердец?

Популярная механика
Мудборд: каким был Уимблдон и теннисисты в семидесятых Мудборд: каким был Уимблдон и теннисисты в семидесятых

Каким Уимблдон был в семидесятые — знаковый период для большого тенниса

Esquire
«Вот будет лето, поеду на дачу!»: фильмы и сериалы про дачный отдых «Вот будет лето, поеду на дачу!»: фильмы и сериалы про дачный отдых

Фильмы и сериалы, где важной для сюжета локацией становилась дача

Cosmopolitan
Какая зубная паста тебе подходит? Какая зубная паста тебе подходит?

Как выбирать средства гигиены, чтобы они не навредили здоровью полости рта?

Лиза
На солнечной стороне На солнечной стороне

Дом архитектора Александра Дорохова, руководителя бюро «AD Project»

Seasons of life
Блогер Блогер

Секреты блогеров: как попасть в тренды и сколько можно заработать?

Лиза
Почему нам всем не хватало «Чудаков» Почему нам всем не хватало «Чудаков»

Почему сейчас самое время для продолжения безумной серии «Чудаков»

GQ
5 ошибок Марии Скуровой, основательницы Perfluence и Mamsy 5 ошибок Марии Скуровой, основательницы Perfluence и Mamsy

Мария Скурова рассказала, какие ошибки совершила за 10 лет своего бизнеса

Inc.
Солнце, ветер и воздух для добычи воды Солнце, ветер и воздух для добычи воды

С каждым годом дефицит водных ресурсов на планете только усиливается

Наука и жизнь
«Конфиденциальный поставщик механизмов»: CEO Parmigiani Fleurier Гвидо Террени о настоящем и будущем мануфактуры «Конфиденциальный поставщик механизмов»: CEO Parmigiani Fleurier Гвидо Террени о настоящем и будущем мануфактуры

Гвидо Террени — как превратить мануфактуру в лидера рынка?

Forbes
Катерина Кузнецова: Мне не больно, я не скучаю Катерина Кузнецова: Мне не больно, я не скучаю

Рассказ «Графские похороны» о потере, который хочется перечитывать снова и снова

СНОБ
Мужчина не дарит цветы. Как это изменить? Мужчина не дарит цветы. Как это изменить?

Многим женщинам хочется получать цветы не только на праздники

Psychologies
В поисках радости В поисках радости

Что ещё сделать с собой, чтобы стать лучше, эффективнее, быстрее, выше, сильнее?

Домашний Очаг
Время для нового старта: о чем стоит задуматься в 35 лет? Время для нового старта: о чем стоит задуматься в 35 лет?

35 лет — подходящий момент, чтобы понять, как начать жить лучше

Psychologies
Психотерапия правда помогает? Вот что думает наука Психотерапия правда помогает? Вот что думает наука

Что ученые думают о пользе психотерапии?

Популярная механика
10 типов волос: как определить свой и почему это важно 10 типов волос: как определить свой и почему это важно

Как разобраться в классификации волос и определить свой тип стайлинга

Cosmopolitan
Заминка после бега: что это и зачем это нужно Заминка после бега: что это и зачем это нужно

Что наука думает о заминке после бега

Playboy
Адвокат, миллионер, подсудимый: чем известен украинский политик Виктор Медведчук Адвокат, миллионер, подсудимый: чем известен украинский политик Виктор Медведчук

Чем известен Виктор Медведчук, кроме кумовства с Путиным?

Forbes
Открыть в приложении