Владимир Варнава, Алексей Никитин Nocow
Фестиваль электронной музыки Present Perfect Festival в сентябре 2022-го открылся коллаборацией года: балет пришел на рейв. Под лайв авангардного музыканта Алексея Никитина Nocow хореограф Владимир Варнава поставил танцевальный перформанс. В кабельном цеху «Севкабель порта» внутри мультимедиа-инсталляции A. R. R. C 2.0 из 36 неоновых плит 36 танцовщиков двигались то в упорядоченном, то в бессознательном танце. Соединить постиндустриальный пейзаж, обрядовый рейв и ритуалы контемпорари — идея-восторг и новая глава в истории танца в Петербурге.
Владимир Варнава
Хореограф, танцовщик и актер, дважды лауреат «Золотой маски» и автор балетов «Ярославна», «Дафнис и Хлоя» и «Бык на крыше» для Мариинского театра хорошо знаком еще и массовыми перфомансами: на московском фестивале «Форма» поставил движения для 150 человек в шоу «Коллайдер» Максима Диденко, для группы Shortparis сочинил часовой перформанс для 50 лысых парней, а для сериала «Балет» — все танцы, сыграв в нем одну из ролей.
Как поставить монументальный перфоманс
Мне очень понравился контекст, в котором мы работали: электронная музыка и звук Алексея Никитина, артиста, невероятно мне симпатичного, световая концепция и мультимедиа-инсталляция, посвященная внутренней творческой эволюции и революции человека. Было категорически важно, чтобы перформанс был встроен в эти условия. Сначала я планировал позвать всего несколько танцовщиков, но когда увидел огромную площадку и сет, то понял, что мы потеряемся, и число участников возросло до 12. Но и этого оказалось мало: композиция пространства представляла собой матрицу из 36 световых точек, поэтому мне захотелось, чтобы артисты захватили все — и число перформеров возросло до 36. Форма нашего представления — это абстрактно сменяющиеся картины. Ими я пытался максимально зацепить зрительскую эмпатию, охотился за ней. Я бы хотел продолжать наше сотрудничество — возможно, и в стенах академического театра.
Рейв как зов предков
Мы работали с архаикой. Я не занимался сторителлингом, а искал и добывал танцевальные формы, которые казались мне интересными и сочетались бы с пространством звука и света. Мне хотелось, чтобы люди от просмотра танца чувствовали изменения на физическом уровне, чтобы откликнулось их нутро. То, что люди не уходили в бар, а смотрели шоу, мне кажется, можно квалифицировать как успех. Музыка — самый первобытный союзник танца, они идут рука об руку. От степени их единения зависит сила впечатления, которое получат и участники процесса, и люди в зале. Мне вообще кажется, что рейвы и контемпорари — это современная модификация шаманизма, там аккумулируется энергия. Сейчас слова