Алексей Гориболь
Имя этого пианиста (и культуртрегера!) очень тесно связано с музыкальной жизнью Петербурга на протяжении нескольких десятилетий. На его концерты, тонко балансирующие на грани с перформансом, где всегда есть культурно-историческая интрига, собираются полные залы меломанов и поклонников. В третьем десятилетии XXI века на концерты Алексея Гориболя билетов по-прежнему не достать, а география его проектов — от Алтая до Плеса: только в мае он выступил на вечере к 100-летию со дня рождения Исаака Шварца в концертном зале его имени в Сиверском, открыл в Выборге усадьбу Монрепо после длительной реставрации и блистал в Piano Gala к 10-летию Новой сцены Александринского театра.
Часть первая. Марафон фортепианных дуэтов, роман с балетом и гастроли в Алтайском крае
Часто ты заглядываешь в Репино?
Последние 30 лет — по несколько раз в году, а с начала пандемии и по сей день постоянно приезжаю сюда, в знаменитый 20‑й коттедж, в котором 14 лет останавливался и работал Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Практически весь «поздний Шостакович» так или иначе написан здесь, в этом коттедже. Здесь он занимался со своими ленинградскими учениками — Борисом Тищенко, Владиславом Успенским, Вадимом Биберганом. Сюда, на веранду к Шостаковичу, приходила Анна Ахматова. В этом коттедже жили и сочиняли Андрей Петров, Валерий Гаврилин, Сергей Баневич, дважды приезжали Родион Щедрин с Майей Плисецкой. Дух захватывает…
Это правда. Как прошел твой минувший год?
Интенсивность моей концертной жизни вроде как выросла, география выступлений расширилась и приросла, например, Филармонией Алтайского края, где в прошлом году мы провели фестиваль Микаэла Таривердиева, а в этом — Сергея Рахманинова. Барнаул — красивый и чистый город с интереснейшей сталинской и старой купеческой архитектурой, с замечательным концертным залом и новеньким «Стейнвеем». А Дворец культуры в Бийске, где состоялся один из концертов, просто ошарашил. Представь себе широкую алтайскую степь, и при въезде в город посреди нее стоит красавец-дворец с потрясающим залом, с роскошно расписанным плафоном — выдающийся образец сталинского ампира, абсолютный архитектурный шедевр. В 1963 году его открывала сама Любовь Орлова.
Расширяешь знания о просторах необъятной родины?
Да, в Рубцовске, в том же Алтайском крае, во Дворце культуры более позднего времени меня впечатлили удобные артистические, просторные репетиционные залы, фрески на стенах в фойе и, почти как в Большом театре, помпезный расшитый занавес. С удовольствием приезжаю туда третий год подряд. Совсем недавно меня принял, наконец, и Новосибирск, куда я был приглашен на фестиваль «мАРТовский код», придуманный главой сибирской музыковедческой школы Владимиром Калужским, худруком филармонии. Там я провел авторские вечера Леонида Десятникова и Александра Чайковского, а также представил программу музыки ХХ века со скрипачом Айленом Притчиным.