Искусствовед Сергей Попов — о диктате денег в современном арт-мире

СНОБКультура

Неподкупное содержание

Текст: Юля Крюкова. Фото: Марго Кирилина

Галерее современного искусства pop/off/art Сергея Попова в этом году исполняется 20 лет. За это время она закрепила за собой флагманские позиции на актуальной арт-сцене, а в 2023 году обзавелась филиалом для расширения работы с наследием классиков российского искусства. «Сноб» поговорил с основателем галереи, искусствоведом Сергеем Поповым о диктате денег в современном арт-мире, инерции массового вкуса и поисках бессмертия в искусстве и за его пределами.

Вы галерист с профессиональным искусствоведческим образованием. Ранее вы говорили, что для успешного ведения бизнеса в сфере современного искусства оно не имеет принципиального значения. Ваша позиция не изменилась?

Скорее всего, я кокетничал и говорил именно в контексте западного рынка — искусствоведческие познания там не обязательны: европейские галеристы растут в правильной среде и могут целиком сосредоточиться на управлении бизнес-процессами, а искусствоведов просто нанять. В России все иначе. В глобальном смысле для нас этот бизнес новый, соответствующей для его полноценного развития среды никогда не было. Галерея pop/off/art была основана 20 лет назад: я зашел в бизнес, когда искусствоведческие знания были принципиальны, и они мне помогли. Сейчас обходиться без этого в бизнесе проще, потому что появилось больше общепризнанных авторитетных имен, которым найдется не так много альтернатив. Список таких художников будут возглавлять Эрик Булатов, Илья Кабаков, Иван Чуйков, Михаил Рогинский. Бизнес-процессы на российском рынке все еще обязательно должны базироваться на искусствоведческой основе — это поможет избежать ошибок.

Наша страна испытывает огромные проблемы с корректным восприятием истории искусства. В России люди воспитываются даже не на картинах Шишкина и Айвазовского, а на салонной живописи типа Юлия Клевера или соцреализме как приоритетных для покупки работах. Это влияет на рынок: большинство его участников не учится видеть флагманов искусства, вкус остается «подвешенным». Сомневающихся много. Речь не только о новых коллекционерах, но и о людях на уровне директоров региональных музеев. Профессионалов, которые являются «инстанцией вкуса», в том числе искусствоведов, никто не слушает. Приходится тратить много усилий, чтобы доказать: экспертность является принципиальной, смыслообразующей для рынка.

Обозначенные вами проблемы касаются только России или можно провести параллели в разрезе международного опыта?

Наш набор проблем похож на ситуацию в Восточной Европе, с которой мы переживали аналогичные общественно-политические процессы. Тот же дефицит экспертности, обстоятельства «разорванной» истории искусства переживают и молодые рынки глобального Юга, в первую очередь Индии, Китая, арабских стран.

На европейском рынке, передовом в сфере искусства, царит абсолютная власть экспертизы. Мы понимаем, за счет чего она складывалась: музейной культуре в Европе несколько сотен лет. В этом плане, казалось бы, мы Европе не уступаем. Музеи изымают из рынка культурные объекты, возвышают их над всем остальным и тем самым создают ориентиры. Как раз здесь самая большая проблема: музеи у нас есть, но что туда попадало на протяжении XX века, вызывает большой вопрос. Если представлять историю искусства XX века в общих чертах — у нее модернистская сердцевина. То, чем занималась Третьяковская галерея и остальные наши музеи в период Советского Союза, это откровенно антимодернистские стратегии. Вторая часть проблемы — кризис авторитетной легитимной критики, которую нам так и не удалось наработать. Когда критика коррумпирована и некомпетентна, разрушается система, позволяющая отделять важное от второстепенного. В начале нулевых эти процессы в нашей стране вы страивались намного лучше, чем сейчас.

Вы сказали, что сейчас мнение профессиональных искусствоведов не всегда приоритетно. В таком случае что в большей степени влияет на рыночные процессы?

Арт-рынок многие вопросы стал решать деньгами. Это можно наблюдать не только в России. Если работы какого-то вторичного художника хорошо продаются, рынок вынужден с этим считаться. Возьмем, например, Анну Вейант, которую продвигает влиятельнейшая галерея Gagosian — совершенно очевидно, что этой фигуры в принципе не должно быть на территории современного искусства. Популярность художницы зашкаливает за счет вложенных в нее финансов, и мнение искусствоведов становится неважным. Другой хороший пример — арт-рынок Китая. Там много наглых, рукастых, но совершенно бессмысленных с какой-то контекстной точки зрения художников, абсорбирующих большие деньги на рынке, что позволяет им становиться влиятельными фигурами. Сам китайский рынок в мировом масштабе продвигает много вторичных трендов, которые за счет гигантского объема влитого в них капитала устанавливают какое-то свое управление. В этом отчасти можно упрекнуть и американский рынок: на нем тоже есть диктат денег, но все же власть экспертизы там гораздо сильнее.

Если подводить под этим какой-то итог, я поделил бы искусство и культуру в целом на более коммерческую и более неподкупную с точки зрения содержания. В мире, в том числе и в России, идет борьба между этими полюсами. В искусстве можно обозначить это противостояние в глобальном рынке на уровне, скажем, с одной стороны, Герхарда Рихтера и Дэвида Хокни, с другой стороны — Джеффа Кунса и Дэмиена Херста. Последних я вполне уважаю, они как раз идеально выражают тренд на коммерциализацию и программно заявленную вторичность — эффектную визуальность, за которой следуют большие коллекционеры. Я бы предпочел, чтобы на «вершине Олимпа» были другие художники, но кто я такой, чтобы противостоять гигантскому количеству денег, вливаемых в коммерциализированных художников за счет рекламной индустрии на протяжении 30–40 лет?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Королеву — под нож Королеву — под нож

Какой была жизнь и смерть Марии-Антуанетты

Дилетант
Налог на бездетность и запрет на самогоноварение: 5 странных законов времен СССР Налог на бездетность и запрет на самогоноварение: 5 странных законов времен СССР

О 5 самых странных законах, которые советские граждане были обязаны соблюдать

ТехИнсайдер
Современные ценности Современные ценности

Что сейчас модно, актуально и сколько все это стоит?

СНОБ
Надо радоваться Надо радоваться

Оксана Лаврентьева уверяет: любые кризисы – вовсе не повод предаваться унынию

VOICE
Есть свет для бедных и свет для богатых Есть свет для бедных и свет для богатых

Правда ли, что человечество слепнет, и можно ли вернуть зрение слепому человеку?

Наука
Жители острова Пасхи смешались с коренными американцами задолго до прибытия европейцев Жители острова Пасхи смешались с коренными американцами задолго до прибытия европейцев

На острове Пасхи не было демографического кризиса в 1600-х годах

N+1
Гений, миллиардер, плейбой: уроки пикапа от Илона Маска Гений, миллиардер, плейбой: уроки пикапа от Илона Маска

Как сделать так, чтобы на тебя обратили внимание? Учит Илон Маск

Maxim
Мне нужна твоя одежда Мне нужна твоя одежда

Глеб Клинов смело заглянул в глубины шкафа и непостижимой женской души

VOICE
Делиться, не владеть: как меняется рынок шеринга в России и в мире Делиться, не владеть: как меняется рынок шеринга в России и в мире

Почему рынок шеринга переживает бурный рост во всем мире?

ТехИнсайдер
Родителям: как останавливать конфликты между сестрами и братьями Родителям: как останавливать конфликты между сестрами и братьями

Не усугубляете ли вы с помощью этих фраз конфликты между вашими детьми?

Psychologies
Неожиданные концовки в литературе: книги, которые взорвали наши умы Неожиданные концовки в литературе: книги, которые взорвали наши умы

Произведения, которые оставляют долгий след в памяти благодаря своим финалам

Maxim
Микроэлектронику растят льготами Микроэлектронику растят льготами

Радиоэлектронная промышленность получит дополнительные преференции

Монокль
5 бытовых приборов, которые потребляют больше всего энергии (и разоряют ваш кошелек) 5 бытовых приборов, которые потребляют больше всего энергии (и разоряют ваш кошелек)

Какая техника ежемесячно покушается на ваши сбережения

ТехИнсайдер
«Комната по соседству» в Венеции: как живой классик Альмодовар осмысляет тему смерти «Комната по соседству» в Венеции: как живой классик Альмодовар осмысляет тему смерти

Почему «Комнату» классика Педро Альмодовара определенно стоит смотреть?

Forbes
Всем — «Хорриот» Всем — «Хорриот»

С 1 сентября сельхозживотных нужно маркировать в обязательном порядке

Агроинвестор
Таинственный организм, обнаруженный в озере Моно, может переписать историю жизни Таинственный организм, обнаруженный в озере Моно, может переписать историю жизни

Ученые обнаружили в озере Моно новый вид одноклеточных организмов

ТехИнсайдер
Ученые доказали эффективность наночастиц золота при лечении рака Ученые доказали эффективность наночастиц золота при лечении рака

Как ученые доказали результативность наночастиц золота для борьбы с раком

ТехИнсайдер
Гробницы первых Гробницы первых

В чем уникальность формации Джоггинса?

Наука и техника
Ультануть перед подростком: какие слова нужно выучить, чтобы понимать поколение альфа Ультануть перед подростком: какие слова нужно выучить, чтобы понимать поколение альфа

Как ультануть перед ребенком и почему вайб теперь может оказаться с минусом

Forbes
Не только скорость Не только скорость

Скорость у лодок Pershing не является альтернативой эстетики и комфорта

Y Magazine
Дорога жизни Дорога жизни

Сильное интервью с Александром Ильиным о роли в сериале “Трасса”

Men Today
Как стирать рубашки: 8 советов сотрудников прачечной Как стирать рубашки: 8 советов сотрудников прачечной

Рубашки определенно нуждаются (и заслуживают!) в особой процедуре стирки

VOICE
Все побежали — и я побежал: кому нужны онлайн-марафоны, а кому они только навредят Все побежали — и я побежал: кому нужны онлайн-марафоны, а кому они только навредят

Почему не стоит верить марафонам желаний?

VOICE
Не по-нашему. 5 минусов скандинавского стиля в интерьере Не по-нашему. 5 минусов скандинавского стиля в интерьере

Рассмотрим минусы скандинавского стиля интерьера в российских реалиях

Лиза
«Подай знак»: режиссерский дебют актрисы Зои Кравиц о злоупотреблении властью «Подай знак»: режиссерский дебют актрисы Зои Кравиц о злоупотреблении властью

Как фильм «Подай знак» привлекает к проблеме гендерного неравенства?

Forbes
Плоды просвещения Плоды просвещения

При всей работоспособности Дмитрий Волков был истинным сыном века

Дилетант
Единичный случай Единичный случай

Что означает число 1 в ангельской нумерологии и как этим правильно пользоваться

Лиза
«Часы мозга» показывают, насколько быстро он стареет «Часы мозга» показывают, насколько быстро он стареет

Стареет ли мозг человека отдельно от его тела?

ТехИнсайдер
10 поступков женщин на первом свидании, которые отталкивают всех мужчин 10 поступков женщин на первом свидании, которые отталкивают всех мужчин

Первые свидания все время заканчиваются неудачно?

Psychologies
Эксперты назвали максимально надежные автомобили. Их продают в России Эксперты назвали максимально надежные автомобили. Их продают в России

Какие самые надежные новые и подержанные автомобили выделяют эксперты?

РБК
Открыть в приложении