«Секретики»: советский андеграунд и размышления об изоляции
Вместе с музеем современного искусства «Гараж» рассказываем, как работы из экспозиции «Секретики: копание в советском андеграунде» связаны с сегодняшними самоизолированными буднями, о чем размышляли в них советские художники и что отзывается в нас.
Выставка «Секретики: копание в советском андеграунде 1966–1988» наводит на размышления о пределах личного пространства в условиях вынужденной самоизоляции. Сейчас, когда мы уже несколько месяцев не покидаем своих квартир, доказывать актуальность этих размышлений не нужно. Из дома мы выстраиваем связи с коллегами, поддерживаем отношения с друзьями и близкими, ищем развлечений онлайн. И этот новый опыт тоже может стать основой для художественного высказывания, как стали им «секретики».
Название выставки вдохновлено простой, известной каждому советскому ребенку одноименной игрой, где самое драгоценное по детским меркам — фантики, фигурки солдатиков, машинки, лепестки и прочие находки — оказывалось сокрыто в укромном месте двора в ямке под бутылочным стеклышком. Показать друзьям такой секретик значило проявить высшую степень доверия. Похожим образом выстраивалась и художественная жизнь 60–80-х годов. Искусство, которое создавали советские неофициальные художники, редко выходило за пределы квартирных выставок и кухонных посиделок, чаще всего из-за несоответствия официальной художественной повестке и отсутствия свободных и публичных пространств для экспозиций.
Поэмы в кубе
В структуру «секретика» изначально зашита идея его уничтожения. Создавая такой, вы соглашаетесь на риск: рано или поздно тайное станет явным. Соблазн поделиться своей тайной или раскрыть чужую может быть велик. Сейчас мы можем только смотреть на кубо-поэмы, как их сама назвала художница Римма Герловина, в витрине музея, но когда-то совершенно простые по своему устройству объекты, визуальные эксперименты с прозой и поэзией можно было держать в руках, открывать или производить с ними другие манипуляции.