Три страсти безраздельно владели Юрием Анненковым

Караван историйЗнаменитости

Юрий Анненков. Вкус жизни

Три страсти безраздельно владели Юрием Анненковым: искусство, коллекционирование знаменитостей и женщины. И если две первые он удовлетворял открыто, то о третьей предпочитал помалкивать.

Татьяна Миргородская

Фото: В. Песня/РИА новости/выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью» в музее Русского Импрессионизма

Он невредимым прошел через все события тревожной эпохи, состоялся во всех видах творчества, какие выбирал, и при парадоксальной внешней неказистости был героем удивительных любовных историй. Космополит, богач, счастливчик, он остался в истории. Картинами. Фильмами. Спектаклями. Мемуарами.

К мемуарам под названием «Дневник моих встреч», впрочем, у современников имелся большой критический счет: Анненкова обвиняли в лукавстве и приукрашивании, в жонглировании фактами и датами, выпячивании своей роли и присвоении чужих воспоминаний. Однако они действительно художественное произведение. А люди, которых Анненков запечатлевал на бумаге кистью, пером или литыми буковками пишущей машинки, были действительно живой историей.

Это началось с самого детства. В конце концов — даже родиться Юрию повезло в семье примечательной. Отец Павел Семенович, потомственный дворянин, был родом из тех самых Анненковых: родственник декабриста и первого издателя Пушкина. Представление о свободе он впитал с пеленок, в юности закономерно вошел в «Народную волю», тесно сдружился с Александром Ульяновым и Верой Фигнер (ее фотография с нежной дарственной надписью будет потом стоять на почетном месте в доме Анненковых, а сама знаменитая бомбистка, гостившая у них после выхода из заключения, улыбчиво спросит Юру: «Слышала, вы уже революционер?»). За организацию студенческих беспорядков был сослан в Сибирь, затем переведен в Петропавловск. Там женился на Зинаиде Александровне Маковой — родители ее тоже были революционерами: мать сидела в Петропавловской крепости, отец прошел сибирскую ссылку. В браке родилось пятеро детей. Второй по старшинству, Юрий, при крещении названный Георгием, появился на свет одиннадцатого июля 1889-го. Жизнь ссыльного, пусть и из благородных, подразумевала переезды, так что ранние годы Юрия прошли в Самаре. Там Павел Семенович служил в страховом обществе и упрямо поддерживал связи с неблагонадежными. Среди них был и Владимир Ульянов-Ленин. Спустя годы, в 1920-м, вождь, узнав о смерти давнего знакомца, назначит пенсию Зинаиде Александровне — как вдове революционера, даром что Павел Анненков Октябрьскую революцию не принял категорически.

Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. Фото: Fine Art Images/legion-media

Это была типичная интеллигентская семья — к книгам, выставкам, музыке, театру детей приобщали с малых лет. Возможностей прибавилось, когда Павлу Семеновичу позволили вернуться в Петербург: первой картиной, которую увидел в своей жизни Юрий Анненков, были васнецовские «Богатыри», выставленные в Академии художеств.

Спустя три года очередной, казалось бы, драматический поворот — новая высылка отца из столицы за подпись под коллективным письмом в защиту манифестантов — обернулся впоследствии поистине судьбоносными возможностями. В 1901 году Павел Семенович переехал в недавно построенный дачный дом в финском поселке Куоккала, куда к нему на лето приезжала жена с детьми. Куоккала была тогда местом, где соседствовали Илья Репин, Даниил Андреев, Максим Горький, Цезарь Пуни. Совсем молодой Корней Чуковский снимал у Анненковых флигель. Был среди тогдашних обитателей поселка и уже зна- комый Павлу Семеновичу Владимир Ленин. И со всеми этими знаменитостями Анненковы приятельствовали. Они и стали первыми «экземплярами» коллекции живых легенд, которую до конца своих дней собирал Юрий.

С Горьким он подружился в одиннадцать лет и с энтузиазмом принимал участие во всех развлечениях, затеянных Алексеем Максимовичем. Городки, казаки-разбойники, переодевания в индейцев или пиратов, французская борьба, которую писатель всегда судил самолично и давал участникам прозвища. Однажды чудом успел спасти Юру, получившего кличку Гроза Финляндии, когда противник придушил его до потери сознания.

Несколькими годами позже Юрий не без влияния Горького и отца увлекся романтикой подпольной борьбы. За что и пострадал: серия политических карикатур в рукописном журнале обернулась исключением из гимназии. Горький его похвалил: мол, эдак Юра и в «университет» попадет скоро. Пояснив, что под университетом подразумевает одиночную камеру.

Этого не случилось. А с Алексеем Максимовичем жизнь сводила еще не раз: в предреволюционном Петербурге, в трудное время военного коммунизма и в солнечном Сорренто. Анненков будет иллюстрировать книги старшего друга, а его портрет Горького станет одним из самых известных и «живых».

Фото: Юрий Анненков. Зимний пейзаж. 1910 г. Холст, масло, 89 X 58. Государственная Третьяковская галерея /предоставлено Музеем Русского Импрессионизма 

Но все это позже. Пока же нужно было думать о будущем, и Юрий выбрал юридическую карьеру. Правда пришлось сдать выпускные экзамены для получения аттестата. Ему вновь повезло — попечителем округа в Петербурге в то время был Иннокентий Анненский. В его присутствии Юрий позорно завалил математику, следующий экзамен — латынь — был уже проформой. Однако на нем Анненков и зачитал собственный перевод Овидия, и знаменитый поэт так впечатлился, что переправил единицу за математику на тройку с минусом, обеспечив юноше право поступления в университет.

Эскиз костюма Амедео Модильяни к фильму «Монпарнас,19». Юрий Анненков. Амедео Модильяни. Эскиз костюма к фильму «монпарнас, 19». 1956 г. бумага, гуашь, 56 x 28. Собрание М.В. Сеславинского/предоставлено музеем Русского Импрессионизма

Ах, что за прекрасные времена настали! Юридическая премудрость, правда, в голове не помещалась, зато увлекали параллельные занятия в художественной мастерской, где однокашником Юрия был Марк Шагал. Студенты бредили тогда Блоком, читали его стихи ночи напролет на пирушках. «Незнакомка» была у всех на устах, молодежь, спешившая по вечерам из Театра Комиссаржевской, где гремели пьесы Метерлинка и Ибсена в постановке Мейерхольда, в пивные и кабачки, то и дело наталкивалась на проституток. «Девочка» Ванда у ресторана шептала юнцам: «Я уесь Незнакоумка. Хотите ознакоумиться?», «девочка» Мурка просила: «Угостите Незнакомочку. Я прозябла!», а «девочки» Сонька и Лайка с черными страусовыми перьями на шляпах улыбались: «Мы пара Незнакомок, можете получить электрический сон наяву. Жалеть не станете, миленький-уса- тенький!» Их «зеленый» клиент Юра Анненков и мечтать не смел, что однажды подружится с Блоком и Мейерхольдом и будет иметь самое непосредственное отношение к Театру Комиссаржевской.

Он рисовал одержимо, все больше увлекаясь, в 1909 году попробовал поступить в Высшее художественное училище, да не взяли из-за неблагонадежности. Два года Юрий посещал частную студию Яна Ционглинского, новатора-импрессиониста, среди учеников которого числились Билибин, Филонов, Лансере. В 1911-м случилось сразу два события. Во-первых, его исключили из университета за неуплату. А во-вторых, Ционглинский настоятельно рекомендовал ехать учиться в Париж. Так Анненков и поступил. В мировой столице искусства он свел знакомство с Модильяни, Цадкиным и Архиповым, а заодно закрутил роман с легендарной натурщицей Генриеттой Мавью. В 1913 году несколько его работ отобрали для «Весеннего салона», и Юрий вернулся в Россию уже как признанный художник.

С Алексеем Максимовичем жизнь сводила не раз. Анненков будет иллюстрировать книги старшего друга, а его портрет Горького станет одним из самых известных и «живых». Фото: Юрий Анненков. Портрет А.М. Горького. 1920 г. бумага, чернила, тушь, акварель, 42,5 x 34,5. Музей А.М. Горького Института мировой литературы Российской Академии Наук/предоставлено Музеем Русского Импрессионизма

В любимой Куоккале возобновились «среды» у Репина и странные вегетарианские обеды с «супом из сена», пропагандируемые его женой Натальей Нордман. К кругу гостей Анненковых присоединились Хлебников, Маяковский и Бурлюк. Друг дома Чуковский свел Юрия с издателем «Нового Сатирикона», опубликованные там карикатуры поспособствовали знакомству с театральными режиссерами Николаем Евреиновым, Федором Комиссаржевским и Никитой Балиевым. Жизнь Анненкова забила ключом — он печатался в журналах, иллюстрировал книги, делал декорации, экспериментировал с разными техниками, изобразил Чуковского в стиле кубофутуризма и оставил несколько шаржей в его домашнем альбоме, впоследствии ставшем знаменитой «Чукоккалой».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пора включить мозг Пора включить мозг

Татьяна Черниговская объясняет, кого возьмут в будущее

Собака.ru
Моисей и все-все-все! Кто такие евреи и почему о них все время говорят? Моисей и все-все-все! Кто такие евреи и почему о них все время говорят?

Разбираемся в том, почему еврейский вопрос всегда актуален

Maxim
Анастасия Вертинская: Анастасия Вертинская:

Анастасия Вертинская вспоминает свое детство и рассказывает о родителях

Караван историй
Юлий Гусман: «С детства не выношу, когда меня незаслуженно обижают» Юлий Гусман: «С детства не выношу, когда меня незаслуженно обижают»

Мы надели парадные пиджаки и пошли гулять по Ленинскому проспекту

Караван историй
Розамунд Пайк. Блондинка с секретом Розамунд Пайк. Блондинка с секретом

Розамунд Пайк к сорока годам получила роли, которых долго ждала

Караван историй
Кровавые распри, интриги, секс: 10 исторических костюмных сериалов на любой вкус Кровавые распри, интриги, секс: 10 исторических костюмных сериалов на любой вкус

Десять костюмных сериалов на любой вкус: из разных эпох и в разных жанрах

Esquire
Юлия Хлынина и Алексей Гуськов. Разговор по душам Юлия Хлынина и Алексей Гуськов. Разговор по душам

Разговор актрисы Юлии Хлыниной с народным артистом Алексеем Гусковым

Караван историй
Тонкий момент: 5 причин не покупать ультрабук Тонкий момент: 5 причин не покупать ультрабук

Несколько существенных недостатков модных ультрабуков

CHIP
Денис Родькин и Элеонора Севенард: Денис Родькин и Элеонора Севенард:

Он хотел стать машинистом, она же с детства мечтала о балете

Караван историй
Как прекратить бесконечные чаепития и перерывы в компании? Введите «внутренюю валюту» Как прекратить бесконечные чаепития и перерывы в компании? Введите «внутренюю валюту»

Как заставить всех сотрудников компании работать эффективно?

Forbes
Размер не имеет значения Размер не имеет значения

10 правил организации пространства на маленькой кухне

Добрые советы
Как раскрутить Instagram-аккаунт: 7 советов экспертов Как раскрутить Instagram-аккаунт: 7 советов экспертов

Собрали основные советы из книги «Миллион подписчиков»

РБК
История освобождения танкера «Московский университет» от сомалийских пиратов, рассказанная участниками событий История освобождения танкера «Московский университет» от сомалийских пиратов, рассказанная участниками событий

Самая успешная операция в истории борьбы с сомалийским пиратством

Maxim
Кристофер Мискья и его машина, которая сама себя отключает Кристофер Мискья и его машина, которая сама себя отключает

Норвежец Кристофер Мискья – инженер до мозга костей

Популярная механика
Криптовалюты Telegram не будет — Павел Дуров закрыл проект TON Криптовалюты Telegram не будет — Павел Дуров закрыл проект TON

История TON привлекла много внимания не только со стороны рынка криптовалют

Популярная механика
Пользователи твиттера запустили флешмоб #МояСтыднаяИстория. Они делятся самыми неловкими историями из своей жизни Пользователи твиттера запустили флешмоб #МояСтыднаяИстория. Они делятся самыми неловкими историями из своей жизни

Самые неловкие истории из жизни пользователей рунета

Esquire
Как сделать свой мозг стрессоустойчивым: 6 техник, которые работают Как сделать свой мозг стрессоустойчивым: 6 техник, которые работают

Стань хозяином своего душевного равновесия

Playboy
Как помочь партнеру с социофобией? Как помочь партнеру с социофобией?

Социофобия — не просто застенчивость, а настоящее психическое расстройство

Psychologies
5 новых книг об искусстве, которые стоит прочитать 5 новых книг об искусстве, которые стоит прочитать

Пять книг, которые помогут вам открыть новые области в мире искусства

Esquire
В путь зовет кино В путь зовет кино

В каких странах можно побывать с помощью фильмов?

Лиза
Бежать по первому писку или оставить проплакаться? Бежать по первому писку или оставить проплакаться?

Во всем работает правило золотой середины, в воспитании детей тоже

Psychologies
Эффект природы Эффект природы

Современный минималистский интерьер Максима Гаевского

SALON-Interior
До лампочки: вредно ли ездить с пустым баком До лампочки: вредно ли ездить с пустым баком

Часто водители ездят до момента, пока не загорается лампа низкого уровня топлива

Популярная механика
Каково это — едва не погибнуть, снимая войну в Афганистане. Прямая речь фотокорреспондента The New York Times Жуана Сильвы Каково это — едва не погибнуть, снимая войну в Афганистане. Прямая речь фотокорреспондента The New York Times Жуана Сильвы

Фотокорреспондент рассказывает о том, как он стал инвалидом в Афганистане

Esquire
Неудачные браки и внезапная смерть Олега Даля Неудачные браки и внезапная смерть Олега Даля

Подробности несчастной судьбы Олега Даля

Cosmopolitan
Выхода нет: 4 самые неприступные тюрьмы мира Выхода нет: 4 самые неприступные тюрьмы мира

Тюрьмы супермаксимальной безопасности, из которых невозможно сбежать

Maxim
6 забавных историй про животных на карантине 6 забавных историй про животных на карантине

Месяцы изоляции многие коротают наедине с питомцами

Psychologies
Текущий момент Текущий момент

Недержание мочи – нарушение распространенное

Лиза
На что берут кредиты россияне с не очень высокой зарплатой: 8 реальных историй На что берут кредиты россияне с не очень высокой зарплатой: 8 реальных историй

Вещи, опрометчиво приобретенные в кредит гражданами с не очень высокой зарплатой

Esquire
Бойкот — форма насилия в паре? Бойкот — форма насилия в паре?

Возможно, пора задуматься, а не манипулирует ли вами близкий человек

Psychologies
Открыть в приложении