Три страсти безраздельно владели Юрием Анненковым

Караван историйЗнаменитости

Юрий Анненков. Вкус жизни

Три страсти безраздельно владели Юрием Анненковым: искусство, коллекционирование знаменитостей и женщины. И если две первые он удовлетворял открыто, то о третьей предпочитал помалкивать.

Татьяна Миргородская

Фото: В. Песня/РИА новости/выставка «Юрий Анненков. Революция за дверью» в музее Русского Импрессионизма

Он невредимым прошел через все события тревожной эпохи, состоялся во всех видах творчества, какие выбирал, и при парадоксальной внешней неказистости был героем удивительных любовных историй. Космополит, богач, счастливчик, он остался в истории. Картинами. Фильмами. Спектаклями. Мемуарами.

К мемуарам под названием «Дневник моих встреч», впрочем, у современников имелся большой критический счет: Анненкова обвиняли в лукавстве и приукрашивании, в жонглировании фактами и датами, выпячивании своей роли и присвоении чужих воспоминаний. Однако они действительно художественное произведение. А люди, которых Анненков запечатлевал на бумаге кистью, пером или литыми буковками пишущей машинки, были действительно живой историей.

Это началось с самого детства. В конце концов — даже родиться Юрию повезло в семье примечательной. Отец Павел Семенович, потомственный дворянин, был родом из тех самых Анненковых: родственник декабриста и первого издателя Пушкина. Представление о свободе он впитал с пеленок, в юности закономерно вошел в «Народную волю», тесно сдружился с Александром Ульяновым и Верой Фигнер (ее фотография с нежной дарственной надписью будет потом стоять на почетном месте в доме Анненковых, а сама знаменитая бомбистка, гостившая у них после выхода из заключения, улыбчиво спросит Юру: «Слышала, вы уже революционер?»). За организацию студенческих беспорядков был сослан в Сибирь, затем переведен в Петропавловск. Там женился на Зинаиде Александровне Маковой — родители ее тоже были революционерами: мать сидела в Петропавловской крепости, отец прошел сибирскую ссылку. В браке родилось пятеро детей. Второй по старшинству, Юрий, при крещении названный Георгием, появился на свет одиннадцатого июля 1889-го. Жизнь ссыльного, пусть и из благородных, подразумевала переезды, так что ранние годы Юрия прошли в Самаре. Там Павел Семенович служил в страховом обществе и упрямо поддерживал связи с неблагонадежными. Среди них был и Владимир Ульянов-Ленин. Спустя годы, в 1920-м, вождь, узнав о смерти давнего знакомца, назначит пенсию Зинаиде Александровне — как вдове революционера, даром что Павел Анненков Октябрьскую революцию не принял категорически.

Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков. Фото: Fine Art Images/legion-media

Это была типичная интеллигентская семья — к книгам, выставкам, музыке, театру детей приобщали с малых лет. Возможностей прибавилось, когда Павлу Семеновичу позволили вернуться в Петербург: первой картиной, которую увидел в своей жизни Юрий Анненков, были васнецовские «Богатыри», выставленные в Академии художеств.

Спустя три года очередной, казалось бы, драматический поворот — новая высылка отца из столицы за подпись под коллективным письмом в защиту манифестантов — обернулся впоследствии поистине судьбоносными возможностями. В 1901 году Павел Семенович переехал в недавно построенный дачный дом в финском поселке Куоккала, куда к нему на лето приезжала жена с детьми. Куоккала была тогда местом, где соседствовали Илья Репин, Даниил Андреев, Максим Горький, Цезарь Пуни. Совсем молодой Корней Чуковский снимал у Анненковых флигель. Был среди тогдашних обитателей поселка и уже зна- комый Павлу Семеновичу Владимир Ленин. И со всеми этими знаменитостями Анненковы приятельствовали. Они и стали первыми «экземплярами» коллекции живых легенд, которую до конца своих дней собирал Юрий.

С Горьким он подружился в одиннадцать лет и с энтузиазмом принимал участие во всех развлечениях, затеянных Алексеем Максимовичем. Городки, казаки-разбойники, переодевания в индейцев или пиратов, французская борьба, которую писатель всегда судил самолично и давал участникам прозвища. Однажды чудом успел спасти Юру, получившего кличку Гроза Финляндии, когда противник придушил его до потери сознания.

Несколькими годами позже Юрий не без влияния Горького и отца увлекся романтикой подпольной борьбы. За что и пострадал: серия политических карикатур в рукописном журнале обернулась исключением из гимназии. Горький его похвалил: мол, эдак Юра и в «университет» попадет скоро. Пояснив, что под университетом подразумевает одиночную камеру.

Этого не случилось. А с Алексеем Максимовичем жизнь сводила еще не раз: в предреволюционном Петербурге, в трудное время военного коммунизма и в солнечном Сорренто. Анненков будет иллюстрировать книги старшего друга, а его портрет Горького станет одним из самых известных и «живых».

Фото: Юрий Анненков. Зимний пейзаж. 1910 г. Холст, масло, 89 X 58. Государственная Третьяковская галерея /предоставлено Музеем Русского Импрессионизма 

Но все это позже. Пока же нужно было думать о будущем, и Юрий выбрал юридическую карьеру. Правда пришлось сдать выпускные экзамены для получения аттестата. Ему вновь повезло — попечителем округа в Петербурге в то время был Иннокентий Анненский. В его присутствии Юрий позорно завалил математику, следующий экзамен — латынь — был уже проформой. Однако на нем Анненков и зачитал собственный перевод Овидия, и знаменитый поэт так впечатлился, что переправил единицу за математику на тройку с минусом, обеспечив юноше право поступления в университет.

Эскиз костюма Амедео Модильяни к фильму «Монпарнас,19». Юрий Анненков. Амедео Модильяни. Эскиз костюма к фильму «монпарнас, 19». 1956 г. бумага, гуашь, 56 x 28. Собрание М.В. Сеславинского/предоставлено музеем Русского Импрессионизма

Ах, что за прекрасные времена настали! Юридическая премудрость, правда, в голове не помещалась, зато увлекали параллельные занятия в художественной мастерской, где однокашником Юрия был Марк Шагал. Студенты бредили тогда Блоком, читали его стихи ночи напролет на пирушках. «Незнакомка» была у всех на устах, молодежь, спешившая по вечерам из Театра Комиссаржевской, где гремели пьесы Метерлинка и Ибсена в постановке Мейерхольда, в пивные и кабачки, то и дело наталкивалась на проституток. «Девочка» Ванда у ресторана шептала юнцам: «Я уесь Незнакоумка. Хотите ознакоумиться?», «девочка» Мурка просила: «Угостите Незнакомочку. Я прозябла!», а «девочки» Сонька и Лайка с черными страусовыми перьями на шляпах улыбались: «Мы пара Незнакомок, можете получить электрический сон наяву. Жалеть не станете, миленький-уса- тенький!» Их «зеленый» клиент Юра Анненков и мечтать не смел, что однажды подружится с Блоком и Мейерхольдом и будет иметь самое непосредственное отношение к Театру Комиссаржевской.

Он рисовал одержимо, все больше увлекаясь, в 1909 году попробовал поступить в Высшее художественное училище, да не взяли из-за неблагонадежности. Два года Юрий посещал частную студию Яна Ционглинского, новатора-импрессиониста, среди учеников которого числились Билибин, Филонов, Лансере. В 1911-м случилось сразу два события. Во-первых, его исключили из университета за неуплату. А во-вторых, Ционглинский настоятельно рекомендовал ехать учиться в Париж. Так Анненков и поступил. В мировой столице искусства он свел знакомство с Модильяни, Цадкиным и Архиповым, а заодно закрутил роман с легендарной натурщицей Генриеттой Мавью. В 1913 году несколько его работ отобрали для «Весеннего салона», и Юрий вернулся в Россию уже как признанный художник.

С Алексеем Максимовичем жизнь сводила не раз. Анненков будет иллюстрировать книги старшего друга, а его портрет Горького станет одним из самых известных и «живых». Фото: Юрий Анненков. Портрет А.М. Горького. 1920 г. бумага, чернила, тушь, акварель, 42,5 x 34,5. Музей А.М. Горького Института мировой литературы Российской Академии Наук/предоставлено Музеем Русского Импрессионизма

В любимой Куоккале возобновились «среды» у Репина и странные вегетарианские обеды с «супом из сена», пропагандируемые его женой Натальей Нордман. К кругу гостей Анненковых присоединились Хлебников, Маяковский и Бурлюк. Друг дома Чуковский свел Юрия с издателем «Нового Сатирикона», опубликованные там карикатуры поспособствовали знакомству с театральными режиссерами Николаем Евреиновым, Федором Комиссаржевским и Никитой Балиевым. Жизнь Анненкова забила ключом — он печатался в журналах, иллюстрировал книги, делал декорации, экспериментировал с разными техниками, изобразил Чуковского в стиле кубофутуризма и оставил несколько шаржей в его домашнем альбоме, впоследствии ставшем знаменитой «Чукоккалой».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Основина: «Не терплю, когда называют артисткой» Ирина Основина: «Не терплю, когда называют артисткой»

Узнавать на улицах ее стали после выхода на экраны фильма Александра Рогожкина

Караван историй
Анатомия оргазма: каков механизм удовольствия и зачем он нам Анатомия оргазма: каков механизм удовольствия и зачем он нам

Что общего у оргазма с чиханием?

Популярная механика
Анна Михалкова: «Иногда развод – единственное правильное решение» Анна Михалкова: «Иногда развод – единственное правильное решение»

Анна Михалкова абсолютно естественна и в жизни, и на экране

Psychologies
Сбежала с акробатом: 7 громких секс-скандалов в королевских семьях разных стран Сбежала с акробатом: 7 громких секс-скандалов в королевских семьях разных стран

Скандалы в королевских семьях чаще всего связаны с любовными похождениями

Cosmopolitan
Розамунд Пайк. Блондинка с секретом Розамунд Пайк. Блондинка с секретом

Розамунд Пайк к сорока годам получила роли, которых долго ждала

Караван историй
Тогда и сейчас: как выглядят самые крепкие голливудские пары Тогда и сейчас: как выглядят самые крепкие голливудские пары

Они повстречали друг друга в молодости и с тех пор не расставались

Cosmopolitan
Smart ЗОЖ: Мой путь к здоровью Smart ЗОЖ: Мой путь к здоровью

Алёна Мурлаева рассказывает свою историю болезни и создания системы питания

Домашний Очаг
Художник Михаил Цатурян рассказал, как устроить выставку в Minecraft Художник Михаил Цатурян рассказал, как устроить выставку в Minecraft

Выставка в игре, на которой выступали рэперы и стендап-комики

GQ
Лечиться по-другому Лечиться по-другому

Физические и психические болезни взаимосвязаны

Psychologies
Психолог Яков Кочетков: «Не надо сейчас жить так, будто это конец света. Это не он» Психолог Яков Кочетков: «Не надо сейчас жить так, будто это конец света. Это не он»

О правилах психологической самопомощи во время эпидемии

Reminder
Несъедобное название Несъедобное название

Что не так с эскимо?

Огонёк
«Да нормальный я!»: что мешает нам обратиться к психиатру «Да нормальный я!»: что мешает нам обратиться к психиатру

С посещением психиатра до сих пор связано множество мифов и предубеждений

Psychologies
Колоссальная неопределенность: от чего зависит курс рубля и что с ним будет к концу года Колоссальная неопределенность: от чего зависит курс рубля и что с ним будет к концу года

От чего зависят валютные курсы, надолго ли доллар останется главной валютой мира

Forbes
«Самые хрупкие в мире плечики»: эксклюзивная публикация писем Эдуарда Лимонова графине Елене Щаповой де Карли «Самые хрупкие в мире плечики»: эксклюзивная публикация писем Эдуарда Лимонова графине Елене Щаповой де Карли

Отрывки из писем Эдуарда Лимонова графине Елены Щаповой де Карли

Forbes
«Это просто удавка». Новый штраф для автомобилистов пропишут в КоАП «Это просто удавка». Новый штраф для автомобилистов пропишут в КоАП

Всех автомобилистов за езду без пропусков предложили штрафовать до 5 000 рублей

РБК
Сил моих больше нет! Сил моих больше нет!

Что делать, если дети доводят тебя до белого каления

Лиза
Memento Vivere Memento Vivere

Фантастический рассказ о странном пациенте Крисе

Наука и жизнь
«Вы находитесь здесь»: почему первый пилотируемый запуск SpaceX важен для Илона Маска и что он будет делать дальше «Вы находитесь здесь»: почему первый пилотируемый запуск SpaceX важен для Илона Маска и что он будет делать дальше

Илон Маск может стать первым «космическим предпринимателем»

VC.RU
Светлая полоса: фальшивый номер газеты Светлая полоса: фальшивый номер газеты

Как советские журналисты придумали способ обойти государственную цензуру

Esquire
Как поменять установки в свой адрес и повысить самооценку Как поменять установки в свой адрес и повысить самооценку

Почему нужно поменять внутреннего критика на внутреннего друга

РБК
Война без особых причин Война без особых причин

Киберспорт гораздо раньше, чем ожидалось, становится главным в нашем мире

GQ
6 причин, почему ты несчастлив на своей работе (и что с этим делать) 6 причин, почему ты несчастлив на своей работе (и что с этим делать)

Какие причины могут вызвать неудовлетворение своей работой и что с этим делать?

Playboy
Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х

Нефтяные котировки рухнули до уровней 2000-х, а цены на бензин не снижаются

Forbes
«Умная» одежда: 10 предметов из будущего, доступных уже сейчас «Умная» одежда: 10 предметов из будущего, доступных уже сейчас

Технологичные предметы гардероба, которые значительно упрощают жизнь

РБК
Мультиплан: безумный самолет с 1000 крыльев Мультиплан: безумный самолет с 1000 крыльев

Некоторые изобретатели верили, что чем больше крыльев в самолете, тем лучше

Популярная механика
Как Германия возрождает европейский футбол Как Германия возрождает европейский футбол

Об опыте немцев, которые планируют возобновить футбольный чемпионат уже 16 мая

GQ
Не в деньгах счастье: олигархи, которые покончили с собой, от Босова до Уилсона Не в деньгах счастье: олигархи, которые покончили с собой, от Босова до Уилсона

Даже управляя бизнес-империями, можно быть совершенно несчастным

Cosmopolitan
Как ужиться с пожилыми родственниками под одной крышей Как ужиться с пожилыми родственниками под одной крышей

Как не ссориться с бабушками и дедушками, которые живут с вами

Psychologies
7 новых турецких сериалов, от которых невозможно оторваться 7 новых турецких сериалов, от которых невозможно оторваться

Турецкие сериалы с захватывающим сюжетом

Cosmopolitan
Таких не берут в психонавты Таких не берут в психонавты

Стинг, Бен Стиллер и принцесса Лея рассказывают, как употребляли галлюциногены

СНОБ
Открыть в приложении