Что общего между литературой, рекламой и пещерными рисунками

Русский репортерБизнес

Такие разные истории

Что общего между литературой, рекламой и пещерными рисунками

Олеся Остапчук

Формат сторителлинга становится все популярнее — компании рекламируют себя через истории о своих успехах и провалах, а в журналистике на смену репортажам и очеркам приходят истории. «Русский репортер» поговорил с писателем, одним из пионеров рунета, основателем маркетингового агентства SKCG и умного лагеря «Марабу» Сергеем Кузнецовым о взаимосвязях рекламы и литературы и новых медиаплатформах

Сергей, недавно вы выступали на конференции «Люди и смыслы», где рассказывали о нарратологии в рекламе и литературе. Можно ли сказать, что границы между жанрами размываются и что сейчас главное — просто интересно рассказать историю?

Мне кажется, что всегда было важно рассказать интересную историю. В этом смысле я не вижу разницы между тем, что сейчас, и тем, что было раньше. Люди рассказывают истории с тех времен, когда сидели у костра в пещере или рисовали на стенах этих пещер. Потом они пели песни, потом записывали что-то, снимали кино... Все это истории, просто в разном виде. Они основаны на глубинных вещах, которые никуда не уходят со сменой эпох. На конфликте и борьбе. Истории живут долго, потому что мы в них нуждаемся.

О новом запросе на истории говорить не приходится — мода на них была всегда. Это все равно что обсуждать, почему у людей сейчас есть потребность путешествовать. Она всегда была, просто мир меняется: раньше имелись серьезные ограничения, сейчас их гораздо меньше. Реклама часто основана на методах, которые уже существовали. Но задача маркетинга в том, чтобы рассказать о старом новыми способами. Это своего рода искусство. Важно не обманывать в рекламе, но притом подать свой рассказ интересно, сделать так, чтобы человек досмотрел ролик до конца.

Многие платформы, например «Яндекс.Дзен», сейчас начинают технически подстраиваться под формат историй. Насколько платформа влияет на восприятие истории читателем?

Конечно, читателю важно, как будет выглядеть история. К примеру, сейчас есть кино, а раньше была только литература. Это разные виды искусства. То же самое с рекламой. Конечно, сегодня мы будем использовать более современные форматы публикации. Но современное — это не всегда хорошо. Если история сама по себе хорошая, то формат может быть неважен.

Вместе с Антоном Носиком в 90-е вы составляли справочник «Интернет для журналиста». Если бы вы писали его сегодня, то какие основные правила выделили бы?

Сейчас мы бы такой справочник выпускать не стали. Это был справочник — рассказ для журналистов о том, что есть интернет. Мол, можно с ним так и вот так работать. Это такой автомобиль для журналистов: если ты поедешь в нем на задание, ты доедешь быстрее. Но сейчас такие «автомобили» есть у всех журналистов. Поэтому справочник сегодня, скорее, назывался бы «Как журналистика должна жить в эпоху большого количества информации». Если в двух словах, никто не придумал волшебной палочки. Люди с большим интересом читают эмоционально насыщенные тексты. Авторские колонки любят больше, чем просто факты.

Почему рекламщики не могут писать романы и наоборот?

Художественный текст и журналистский или маркетинговый текст имеют разную структуру, у них разное целеполагание. У одного читатель тот, которого автор нарисовал себе в голове, а у другого — тот, чье внимание он хочет захватить. И у писателя читатель может быть разным — в зависимости от того, какое произведение он пишет. Писатель хочет поделиться с читателем своими мыслями, а в рекламе с помощью чужих идей нужно завлекать аудиторию.

Как писателю стоит себя рекламировать в России?

В этом плане я попытался себя отдалить от рекламы на максимальное расстояние. Мое дело как писателя — создавать тексты. Что с ними будет дальше, конечно, интересно... но если я буду заниматься этим сам, то это будет плохо. Если речь идет о начинающем писателе, можно писать на Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Будешь интересно писать — тебя будут читать.

Сергей Юрьевич Кузнецов

Российский культуролог, писатель, журналист, известный сетевой деятель

В 1983 году закончил школу № 2 в Москве, затем учился на химическом факультете МГУ. В первой половине 90-х занимался филологической работой: писал монографию о поэтике Иосифа Бродского, изучал творчество Томаса Пинчона (и впоследствии написал комментарии к русским переводам романов «V» и «Выкрикивается лот сорок девять»), переводил Стивена Кинга и Сьюзен Зонтаг. Много лет работал журналистом, писал преимущественно о кино и книгах. Совместно с Антоном Носиком составил справочник «Интернет для журналиста». В 2003 году основал компанию SKCG для работ, связанных с крупными журналистскими проектами в интернете, а также для работы в соцсетях и блогах. В 2006 г. основал и возглавил проект «Букник» — ежедневно обновляемый сайт, посвященный популяризации еврейской культуры, и выпускаемое по его материалам бумажное ежеквартальное издание. Автор нескольких нон-фикшн книг и 5 романов. 

Библиография 

  • Шкурка бабочки 
  • Нет (в соавторстве с Линор Горалик)
  • Подобно тысяче громов
  • Гроб хрустальный: версия 2.0
  • Серенький волчок
  • Ощупывая слона: заметки по истории русского интернета (2004)
  • Хоровод воды
  • Живые и взрослые
  • Живые и взрослые: по ту строну
  • Калейдоскоп: расходные материалы 

Фотографии: Александр Уткин/РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дело «Сети»* как зеркало, но не революции Дело «Сети»* как зеркало, но не революции

Почему за нереальные преступления дают нереальные сроки

Русский репортер
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
В авиастроении сменился командный состав В авиастроении сменился командный состав

Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

Монокль
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
Get ready with me: в чем смысл тренда и почему люди показывают, как готовятся выйти из дома Get ready with me: в чем смысл тренда и почему люди показывают, как готовятся выйти из дома

Почему видеоролики, в которых блогеры одеваются, становятся вирусными?

Psychologies
Не только бизнес Не только бизнес

Любовь, дружба и другие нетрудовые отношения в офисе

Men Today
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться

Что делать, когда реакция организма на перемены становится чрезмерной?

Psychologies
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане 6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане

Фильмы и сериалы, которые стоит пересмотреть ради заднего плана

Maxim
Нужно ли удалять аденоиды или само пройдёт? Нужно ли удалять аденоиды или само пройдёт?

Что такое аденоиды и может ли ребенок их «перерасти»?

Здоровье
4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо» 4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо»

Как быть, если в нужный момент не найти нужных слов благодарности?

Psychologies
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Сергей Вялов: «Прибегать к Сергей Вялов: «Прибегать к

Нужно ли чистить печень? Отвечает врач гепатолог-гастроэнтеролог

Здоровье
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом

«Антон тут рядом» системно поддерживает людей с аутизмом и дает им рабочие места

Forbes
Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон

Как в России реагируют на инклюзию в велнес-индустрии?

Forbes
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Открыть в приложении