Что общего между литературой, рекламой и пещерными рисунками

Русский репортерБизнес

Такие разные истории

Что общего между литературой, рекламой и пещерными рисунками

Олеся Остапчук

Формат сторителлинга становится все популярнее — компании рекламируют себя через истории о своих успехах и провалах, а в журналистике на смену репортажам и очеркам приходят истории. «Русский репортер» поговорил с писателем, одним из пионеров рунета, основателем маркетингового агентства SKCG и умного лагеря «Марабу» Сергеем Кузнецовым о взаимосвязях рекламы и литературы и новых медиаплатформах

Сергей, недавно вы выступали на конференции «Люди и смыслы», где рассказывали о нарратологии в рекламе и литературе. Можно ли сказать, что границы между жанрами размываются и что сейчас главное — просто интересно рассказать историю?

Мне кажется, что всегда было важно рассказать интересную историю. В этом смысле я не вижу разницы между тем, что сейчас, и тем, что было раньше. Люди рассказывают истории с тех времен, когда сидели у костра в пещере или рисовали на стенах этих пещер. Потом они пели песни, потом записывали что-то, снимали кино... Все это истории, просто в разном виде. Они основаны на глубинных вещах, которые никуда не уходят со сменой эпох. На конфликте и борьбе. Истории живут долго, потому что мы в них нуждаемся.

О новом запросе на истории говорить не приходится — мода на них была всегда. Это все равно что обсуждать, почему у людей сейчас есть потребность путешествовать. Она всегда была, просто мир меняется: раньше имелись серьезные ограничения, сейчас их гораздо меньше. Реклама часто основана на методах, которые уже существовали. Но задача маркетинга в том, чтобы рассказать о старом новыми способами. Это своего рода искусство. Важно не обманывать в рекламе, но притом подать свой рассказ интересно, сделать так, чтобы человек досмотрел ролик до конца.

Многие платформы, например «Яндекс.Дзен», сейчас начинают технически подстраиваться под формат историй. Насколько платформа влияет на восприятие истории читателем?

Конечно, читателю важно, как будет выглядеть история. К примеру, сейчас есть кино, а раньше была только литература. Это разные виды искусства. То же самое с рекламой. Конечно, сегодня мы будем использовать более современные форматы публикации. Но современное — это не всегда хорошо. Если история сама по себе хорошая, то формат может быть неважен.

Вместе с Антоном Носиком в 90-е вы составляли справочник «Интернет для журналиста». Если бы вы писали его сегодня, то какие основные правила выделили бы?

Сейчас мы бы такой справочник выпускать не стали. Это был справочник — рассказ для журналистов о том, что есть интернет. Мол, можно с ним так и вот так работать. Это такой автомобиль для журналистов: если ты поедешь в нем на задание, ты доедешь быстрее. Но сейчас такие «автомобили» есть у всех журналистов. Поэтому справочник сегодня, скорее, назывался бы «Как журналистика должна жить в эпоху большого количества информации». Если в двух словах, никто не придумал волшебной палочки. Люди с большим интересом читают эмоционально насыщенные тексты. Авторские колонки любят больше, чем просто факты.

Почему рекламщики не могут писать романы и наоборот?

Художественный текст и журналистский или маркетинговый текст имеют разную структуру, у них разное целеполагание. У одного читатель тот, которого автор нарисовал себе в голове, а у другого — тот, чье внимание он хочет захватить. И у писателя читатель может быть разным — в зависимости от того, какое произведение он пишет. Писатель хочет поделиться с читателем своими мыслями, а в рекламе с помощью чужих идей нужно завлекать аудиторию.

Как писателю стоит себя рекламировать в России?

В этом плане я попытался себя отдалить от рекламы на максимальное расстояние. Мое дело как писателя — создавать тексты. Что с ними будет дальше, конечно, интересно... но если я буду заниматься этим сам, то это будет плохо. Если речь идет о начинающем писателе, можно писать на Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Будешь интересно писать — тебя будут читать.

Сергей Юрьевич Кузнецов

Российский культуролог, писатель, журналист, известный сетевой деятель

В 1983 году закончил школу № 2 в Москве, затем учился на химическом факультете МГУ. В первой половине 90-х занимался филологической работой: писал монографию о поэтике Иосифа Бродского, изучал творчество Томаса Пинчона (и впоследствии написал комментарии к русским переводам романов «V» и «Выкрикивается лот сорок девять»), переводил Стивена Кинга и Сьюзен Зонтаг. Много лет работал журналистом, писал преимущественно о кино и книгах. Совместно с Антоном Носиком составил справочник «Интернет для журналиста». В 2003 году основал компанию SKCG для работ, связанных с крупными журналистскими проектами в интернете, а также для работы в соцсетях и блогах. В 2006 г. основал и возглавил проект «Букник» — ежедневно обновляемый сайт, посвященный популяризации еврейской культуры, и выпускаемое по его материалам бумажное ежеквартальное издание. Автор нескольких нон-фикшн книг и 5 романов. 

Библиография 

  • Шкурка бабочки 
  • Нет (в соавторстве с Линор Горалик)
  • Подобно тысяче громов
  • Гроб хрустальный: версия 2.0
  • Серенький волчок
  • Ощупывая слона: заметки по истории русского интернета (2004)
  • Хоровод воды
  • Живые и взрослые
  • Живые и взрослые: по ту строну
  • Калейдоскоп: расходные материалы 

Фотографии: Александр Уткин/РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 вопросов Михаилу Дмитриеву, экономисту 7 вопросов Михаилу Дмитриеву, экономисту

О том, что принесет 2020 год российской экономике и рядовому кошельку

Русский репортер
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
«Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе «Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе

Как участники рынка детской розницы справляются с рыночной турбулентностью

Монокль
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
«Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли…» «Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли…»

А. С. Грибоедову 230 лет

Знание – сила
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения 6 источников неприятного запаха в посудомоечной машине и способы их устранения

Почему от посудомоечной машины плохо пахнет: причины и их устранение

ТехИнсайдер
Вотум недоверия: с чем сталкиваются 20-летние, становясь руководителями Вотум недоверия: с чем сталкиваются 20-летние, становясь руководителями

Эйджизм и дискриминация: проблемы молодых управленцев

Forbes
10 советов, как сбросить вес после новогодних праздников 10 советов, как сбросить вес после новогодних праздников

Как вернуться к нормальному состоянию тела после длительных праздников?

Psychologies
Не стать аутсайдером на растущем рынке Не стать аутсайдером на растущем рынке

Как бизнес превращает свои риски в стратегические преимущества?

Монокль
Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают? Помнить все: действительно ли есть люди, которые никогда ничего не забывают?

Способен ли человеческий мозг хранить мельчайшие подробности всей своей жизни

ТехИнсайдер
25 дней под землей 25 дней под землей

«Ведомости. Спорт» вспоминает подробности похищения звезды «Барселоны» — Кини

Ведомости
Нет вайба Нет вайба

Что делать, если пропало желание работать

Лиза
Работаем на результат. 9 советов, которые помогут получить повышение на работе Работаем на результат. 9 советов, которые помогут получить повышение на работе

Разбираемся, как быстрее продвинуться по карьерной лестнице

Лиза
7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег 7 дорогих бьюти-процедур, которые однозначно стоят своих денег

Что действительно нужно для получения результата и своевременного омоложения

VOICE
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Границы адаптации Границы адаптации

Как повысить работоспособность космонавтов

Санкт-Петербургский университет
Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман

Остроумный дебютный роман поэта Михаила Левантовского о волшебном превращении

СНОБ
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов Аналоги YouTube в России в 2025 году: 5 альтернативных сервисов

Какие аналоги видеохостинга могут стать конкурентами YouTube

Inc.
Разбитое сердце Брэда Питта Разбитое сердце Брэда Питта

Каково будущее у Брэда Питта, который в 61 год должен строить жизнь заново?

Караван историй
Контролируя неравновесность Контролируя неравновесность

Программа для анализа CO₂ поможет в космосе и на Земле

Санкт-Петербургский университет
Открыть в приложении