Что общего между литературой, рекламой и пещерными рисунками

Русский репортерБизнес

Такие разные истории

Что общего между литературой, рекламой и пещерными рисунками

Олеся Остапчук

Формат сторителлинга становится все популярнее — компании рекламируют себя через истории о своих успехах и провалах, а в журналистике на смену репортажам и очеркам приходят истории. «Русский репортер» поговорил с писателем, одним из пионеров рунета, основателем маркетингового агентства SKCG и умного лагеря «Марабу» Сергеем Кузнецовым о взаимосвязях рекламы и литературы и новых медиаплатформах

Сергей, недавно вы выступали на конференции «Люди и смыслы», где рассказывали о нарратологии в рекламе и литературе. Можно ли сказать, что границы между жанрами размываются и что сейчас главное — просто интересно рассказать историю?

Мне кажется, что всегда было важно рассказать интересную историю. В этом смысле я не вижу разницы между тем, что сейчас, и тем, что было раньше. Люди рассказывают истории с тех времен, когда сидели у костра в пещере или рисовали на стенах этих пещер. Потом они пели песни, потом записывали что-то, снимали кино... Все это истории, просто в разном виде. Они основаны на глубинных вещах, которые никуда не уходят со сменой эпох. На конфликте и борьбе. Истории живут долго, потому что мы в них нуждаемся.

О новом запросе на истории говорить не приходится — мода на них была всегда. Это все равно что обсуждать, почему у людей сейчас есть потребность путешествовать. Она всегда была, просто мир меняется: раньше имелись серьезные ограничения, сейчас их гораздо меньше. Реклама часто основана на методах, которые уже существовали. Но задача маркетинга в том, чтобы рассказать о старом новыми способами. Это своего рода искусство. Важно не обманывать в рекламе, но притом подать свой рассказ интересно, сделать так, чтобы человек досмотрел ролик до конца.

Многие платформы, например «Яндекс.Дзен», сейчас начинают технически подстраиваться под формат историй. Насколько платформа влияет на восприятие истории читателем?

Конечно, читателю важно, как будет выглядеть история. К примеру, сейчас есть кино, а раньше была только литература. Это разные виды искусства. То же самое с рекламой. Конечно, сегодня мы будем использовать более современные форматы публикации. Но современное — это не всегда хорошо. Если история сама по себе хорошая, то формат может быть неважен.

Вместе с Антоном Носиком в 90-е вы составляли справочник «Интернет для журналиста». Если бы вы писали его сегодня, то какие основные правила выделили бы?

Сейчас мы бы такой справочник выпускать не стали. Это был справочник — рассказ для журналистов о том, что есть интернет. Мол, можно с ним так и вот так работать. Это такой автомобиль для журналистов: если ты поедешь в нем на задание, ты доедешь быстрее. Но сейчас такие «автомобили» есть у всех журналистов. Поэтому справочник сегодня, скорее, назывался бы «Как журналистика должна жить в эпоху большого количества информации». Если в двух словах, никто не придумал волшебной палочки. Люди с большим интересом читают эмоционально насыщенные тексты. Авторские колонки любят больше, чем просто факты.

Почему рекламщики не могут писать романы и наоборот?

Художественный текст и журналистский или маркетинговый текст имеют разную структуру, у них разное целеполагание. У одного читатель тот, которого автор нарисовал себе в голове, а у другого — тот, чье внимание он хочет захватить. И у писателя читатель может быть разным — в зависимости от того, какое произведение он пишет. Писатель хочет поделиться с читателем своими мыслями, а в рекламе с помощью чужих идей нужно завлекать аудиторию.

Как писателю стоит себя рекламировать в России?

В этом плане я попытался себя отдалить от рекламы на максимальное расстояние. Мое дело как писателя — создавать тексты. Что с ними будет дальше, конечно, интересно... но если я буду заниматься этим сам, то это будет плохо. Если речь идет о начинающем писателе, можно писать на Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Будешь интересно писать — тебя будут читать.

Сергей Юрьевич Кузнецов

Российский культуролог, писатель, журналист, известный сетевой деятель

В 1983 году закончил школу № 2 в Москве, затем учился на химическом факультете МГУ. В первой половине 90-х занимался филологической работой: писал монографию о поэтике Иосифа Бродского, изучал творчество Томаса Пинчона (и впоследствии написал комментарии к русским переводам романов «V» и «Выкрикивается лот сорок девять»), переводил Стивена Кинга и Сьюзен Зонтаг. Много лет работал журналистом, писал преимущественно о кино и книгах. Совместно с Антоном Носиком составил справочник «Интернет для журналиста». В 2003 году основал компанию SKCG для работ, связанных с крупными журналистскими проектами в интернете, а также для работы в соцсетях и блогах. В 2006 г. основал и возглавил проект «Букник» — ежедневно обновляемый сайт, посвященный популяризации еврейской культуры, и выпускаемое по его материалам бумажное ежеквартальное издание. Автор нескольких нон-фикшн книг и 5 романов. 

Библиография 

  • Шкурка бабочки 
  • Нет (в соавторстве с Линор Горалик)
  • Подобно тысяче громов
  • Гроб хрустальный: версия 2.0
  • Серенький волчок
  • Ощупывая слона: заметки по истории русского интернета (2004)
  • Хоровод воды
  • Живые и взрослые
  • Живые и взрослые: по ту строну
  • Калейдоскоп: расходные материалы 

Фотографии: Александр Уткин/РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Театр Театр

Театральный обозреватель Елена Смородинова о спектаклях, которые стоит посетить

Русский репортер
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Чубайс в дверь, проблемы в окно Чубайс в дверь, проблемы в окно

Посмеиваясь над испанскими энергетиками, мы упускаем из виду нашу энергосистему

Монокль
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Книги Книги

Как количество преступлений связано с устройством города?

Правила жизни
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
«Меняются материалы, а круг образов всегда один» «Меняются материалы, а круг образов всегда один»

Художник Борис Кочейшвили — о том, что рай — это состояние

Weekend
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Недолгий триумф «арийской физики» Недолгий триумф «арийской физики»

В какой тупик может завести себя наука, если станет служанкой нацизма

Знание – сила
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Ад и рай Чехова Ад и рай Чехова

Дом-музей Антона Чехова — как жил и творил великий писатель?

Отдых в России
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении