Театр

Русский репортерРепортаж

Театр / Мнение

«Маска» для мамые

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Когда вручают любую премию — даже мастерам котиковедения или пирожкоедения, — всегда находятся недовольные. Иначе что это за премия? Недовольные после «Золотой Маски» есть всегда. Но в этом году их вдруг оказалось особенно много.

Так получилось, что на этот раз список претендентов на награды был необычайно длинный. С одной стороны, это показатель того, что с театром в стране все более чем в порядке — тем более что в маленьких городах, до которых скачи и не доскачешь, нашелся театр не просто столичного — европейского уровня. С другой стороны, было очевидно, что длинный список — компромисс экспертного совета, «усиленного» консерваторами так, что режиссеры Серебренников и Богомолов еще на старте отказались от «масочной» гонки. То есть картинка уже была неполной. И все равно выбирать драматическому жюри было из чего. Но того, что главным триумфатором, собравшим три награды («Лучший спектакль большой формы», «Лучший драматург» и «Лучшая женская роль») станет «Русский роман» Московского Театра им. Вл. Маяковского, ожидать было трудно. И дело не в том, что спектакль плохой, — спектакль замечательный. Любимый театралами тандем ироничных литовцев (драматурга Марюса Ивашкявичюса и режиссера, худрука Маяковки Миндаугаса Карбаускиса) предлагает зрителям историю семьи Толстого, переплетенную с линиями из «Анны Карениной». Софья Толстая, которую исступленно безупречно играет Евгения Симонова, ревнует к романной Анне, ненавидит библиографа Черткова и всячески объясняет, почему фраза «чтоб ты замуж вышла» может быть проклятием. Когда у меня спрашивают, на какой «красивый нормальный спектакль по классике, с хорошими актерами и без всех этих штучек» сводить маму, я горячо советую «Русский роман». Но все-таки мне кажется, что премии нужны в том числе и для того, чтобы поддержать занимающихся поиском и рефлектирующих о дне сегодняшнем. Поэтому мне грустно за драматурга Наталью Ворожбит, написавшую «Саша, вынеси мусор» про недавние события на Украине так, что нет там правых и виноватых, но есть ком, который подкатывает к горлу в самом начале небольшого, на час с хвостом спектакля. Грустно за Ксению Раппопорт, играющую в расколовшем театральное сообщество «Гамлете» Льва Додина Гертруду. Гертруда Раппопорт — леди Макбет с шармом женщины, любящей и любимой — настоящий двигатель этого весьма и весьма неожиданного «Гамлета». Грустно за похожую на палехскую шкатулку «Грозу» Андрея Могучего, через фольклорные мотивы выпускающую на свет то страшное, что таится где-то на дне загадочной русской души еще со времен язычества… Мне безмерно радостно за вдруг получившее «Золотую Маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы» «Магадан. Кабаре» театрального мага Юрия Погребничко, три десятка лет творящего чудеса в маленьком подвале в Вознесенском переулке. Но вместе с тем — безмерно жалко главного фаворита номинации, феноменальных «Трех сестер» Тимофея Кулябина, в которых актеры пытаются играть текст Чехова на русском жестовом и вдруг дают ему возможность прозвучать свежо и ново. 

А более всего жалко, что при наличии всех этих и других спектаклей получился старый добрый «Русский роман». Мама, кстати, очень рада.

Аудиенция

Москва, Театр Наций

Режиссер Глеб Панфилов

25, 27, 28 апреля

Вот уже больше шестидесяти лет каждый вторник английская королева принимает премьер-министра. Когда-то о ситуации в стране рассказывал Уинстон Черчилль, теперь это делает Тереза Мэй, но напротив неизменно Елизавета II.

В «Аудиенции» автор сценариев фильма «Королева» и сериала «Корона», драматург и сценарист Питер Морган написал о холодной войне, атомной бомбе и отношениях с Россией. В лондонском театре «Гилгуд», а затем на Бродвее роль Елизаветы сыграла Хелен Миррен. Но волею судеб Морган оказался в Москве, познакомился с Инной Чуриковой — и понял, что и тут встретил свою королеву. А после этой встречи вместе с режиссером Глебом Панфиловым адаптировал пьесу для московской сцены.

Катерина Ильвовна

Москва, «Табакерка», Сцена на Сухаревской

Режиссер Алла Сигалова

29, 30 апреля

Режиссер и хореограф Алла Сигалова превращает жуткий очерк Лескова в хореографическую драму. На выходе — разгул страстей и зарисовки из жизни русской провинции XIX века.

Драматические актеры воплощают весь ряд событий, разворачивающихся вокруг главной героини, Катерины Измайловой, убившей свекра, мужа и племянника, под изысканный музыкальный ряд, основанный на русском фольклоре. В роли Катерины — приглашенная из МХТ им. Чехова Ирина Пегова, в роли ее любовника Сергея — Александр Горбатов, муж Аксиньи из «Тихого Дона» Сергея Урсуляка.

В прошлом году в Мариенбаде

Санкт-Петербург, Александринский театр

Режиссер — Дмитрий Волкострелов

25, 26 апреля

На самой технически оснащенной театральной площадке России, Новой сцене Александринского театра, режиссер Дмитрий Волкострелов и художница Ксения Перетрухина, получившие в 2013 году спецприз «Золотой Маски» как тандем авангардистов, разбираются с шедевром европейского киномодернизма шестидесятых. И пытаются найти театральный эквивалент киноязыку Алена Рене. Учитывая, что Перетрухина — дипломированный киновед, а Волкострелов регулярно обращается к опыту шестидесятых, получится как минимум любопытно.

На вынос

Санкт-Петербург

Режиссер — Алексей Ершов

30 апреля, 7, 14 мая

Каждое воскресенье москвич Алексей Ершов, бывший актер театра Йозефа Бойса в Москве и студент режфака РГИСИ в Питере, играет новый спектакль-акцию на грани социального и документального театра и стрит-арта прямо на петербургских улицах.

«Я встречаю в городе людей, знакомлюсь с ними на улице и предлагаю стать героями спектакля. Жизнь в городе ведет нас к тому, что мы все время дистанцируемся от того, что нам неприятно и страшно. Я намеренно сокращаю эту дистанцию, знакомлюсь, начинаю диалог с людьми, с которыми никогда бы раньше не познакомился… Мне интересна повседневность и то, что простая человеческая история — это уже искусство», — говорит Ершов.

Фотографии: American Movie Classics; MGM Television; EUE/Sokolow/Fox 21 Television Studios/Imagine Television; Amazon Studios; Company Pictures/Playground Entertainment/Starz!;Кирилл Пономарев/Театр Наций; Анастасия Брюханова/Александринский театр; Алексей Ершов; Ксения Бубенец/«Табакерка»; Кирилл Каллиников/РИА Новости

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инвалидная коляска вышибает дверь Инвалидная коляска вышибает дверь

Как айтишник в розовых очках придумал инклюзивный мультсериал

Русский репортер
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
В сосновом бору В сосновом бору

Настоящий гимн природе в интерьере загородного дома в пригороде Новосибирска

SALON-Interior
Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль» Никита Кологривый: «Не шагнешь с высоты бесстрашно — не сыграешь роль»

Никита Кологривый: Непрост? Да. С характером? Да. Талантлив? Безусловно

Караван историй
Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей

Социальное поведение ложныех вампиров оказалось неожиданно сложным

N+1
Жизнь без гаджетов Жизнь без гаджетов

Как прекратить сидеть в телефоне: 9 шагов к цифровой свободе

Лиза
Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана

Список из самых распространенных атак телефонных мошенников

Maxim
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета

Почему телефонные будки Лондона окрашены именно в яркий красный цвет?

ТехИнсайдер
Доставка опережает Доставка опережает

Из-за чего этот труд курьеров перестает быть высокооплачиваемым

Ведомости
От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой

Киногерои, чье бездействие стало зеркалом тревог и надежд целых поколений

Правила жизни
Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети? Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети?

ИИ-агенты сильно упростят нам жизнь — если, конечно, научатся корректно работать

CHIP
5 книг, которые советует основатель архитектурного бюро «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов 5 книг, которые советует основатель архитектурного бюро «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов

Книги, которые помогают по-другому взглянуть на лидерство, воспитание и себя

Inc.
Комфорт под ногами Комфорт под ногами

Как не ошибиться с выбором напольного покрытия

Лиза
Человек слова Человек слова

Жизненная философия американского топ-теннисиста 1960–1970-х – Артура Эша

Ведомости
Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать

Первые доказательства: диета может возникать раньше физической адаптации

ТехИнсайдер
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Как запустить свое производство Как запустить свое производство

Как оформить и запустить свое производство с нуля и на что обратить внимание

Inc.
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение» Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение»

Пожалуйста, дайте мне какую-нибудь дрянь сыграть!

Коллекция. Караван историй
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината

Как выбрать идеальную мясорубку, чтобы она не стала пылесборником на полке

ТехИнсайдер
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Греки на краю мира Греки на краю мира

Какие сокровища нашлись у северных берегов Чёрного моря, но не в Греции?

Наука и жизнь
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
На веки ваши На веки ваши

Как ухаживать за кожей вокруг глаз?

Лиза
Жизнь на несколько биографий Жизнь на несколько биографий

В Череповце показывают этюды Василия Верещагина

Weekend
«Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров «Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров

С чем путают «близнецовое пламя» и что в этих подходах противоречит

VOICE
Ученые выяснили, почему сложно простить себя за ошибки и как это сделать Ученые выяснили, почему сложно простить себя за ошибки и как это сделать

Почему одни застревают в самоосуждении, а другие находят способ простить себя?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении