Семен Шустер: Я пытаюсь людей заставить забыть внешний мир

Русский репортерСтиль жизни

«Комик — как дорогой коньяк»

Семен Шустер: Я пытаюсь людей заставить забыть внешний мир

Олеся Остапчук

Под крышей московского Vegas City Hall показывают акробатические номера, жонглируют бутылками и разыгрывают зрителей. Шоу Avizzo, которое будет идти до 25 марта, — пример того, как традиционный цирк сохраняет свою концепцию, не отказываясь от ярких костюмов и стандартных номеров. «Русский репортер» поговорил с комиком Семеном Шустером (Housch-ma-Housch) о том, востребован ли традиционный цирк сегодня и почему людей стало сложнее рассмешить

Вы выступали во французском кабаре Lido, гастролировали со своим спектаклем и вот сейчас играете в московском Avizzo — вам есть с чем сравнивать. На каком уровне находится российский цирк?

В советское время его финансировало государство. В других странах цирк существовал в основном где-то на окраинах города, его не поддерживали на таком уровне. Традиционных цирков высокого класса в мире штук десять. Поэтому наш цирк до сих пор уважают.

Разве пестрые костюмы с блестками, однотипные номера не надоели зрителю?

Нет, традиционный цирк, если он классно сделан, не может состариться. В новаторском цирке (cirque nouveau) нет костюмов, реквизита. Но целостность образа — это не блестки, это персонаж. Современный цирк, на мой взгляд, часто воспринимается как единая масса, а мне хочется увидеть личность.

На гастролях со швейцарским цирком Knie мы стояли возле оперы пять недель, без выходных. Традиционный цирк, с лошадками и шапито. И к нам ходили красиво одетые, элегантные зрители. Это высшего класса эстетика, без блесток.

Приходится ли корректировать номера, когда гастролируешь в других странах, зависит ли восприятие публики от менталитета?

В том же Lido в зале сидели люди из разных стран. У всех скорость восприятия разная. Пошутишь, кто-то засмеется быстрее, а кому-то надо осмыслить. Я в своих номерах стараюсь найти средний темп. В Avizzo главное не тормозить: чуть потерял темп — дети отвлеклись, родители стали их успокаивать, ты их уже не интересуешь.

Ваш персонаж больше на кого направлен, на детей или взрослых?

На всех. Я стараюсь, чтобы мой номер был интересен и детям, и взрослым. Взрослые могут посмеяться над ассоциацией, дети же ее не улавливают — их больше интересует сам персонаж. Например, смешит голос Дональд Дака. У меня и была задача создать своего персонажа, такого как заяц из «Ну, погоди!» или Микки Маус.

И какой же он, ваш Хуш-ма-Хуш?

В этом образе — синтез клоуна и персонажа. Я пытаюсь людей заставить забыть внешний мир и прийти в мой, сказочный. Мой персонаж — это я сам, но какой-то измененный, сценический.

Вы продумывали за этого героя его судьбу, как обычно делают драматические актеры по системе Станиславского?

Для сольного спектакля — да. Но в цирковом это невозможно передать: времени мало. В Lido можно показать публике образ героя, как он спит, как ест, откуда он. Визуальная комедия — это вообще предельно сложно. Да и смешить людей стало тяжелее: информации невероятное количество. Стендап-комики, сериалы, шутки в соцсетях… А у меня история без слов.

На основании чего придумываются комические сценки, где берете идеи?

Комик как дорогой коньяк — чем старше, тем лучше. Каждая деталь формируется на протяжении десятилетий. Писатель, прежде чем написать что-то, прочитает множество произведений. Так и я: хожу в театры, на выставки. В Третьяковской галерее, в Лувре можно увидеть разные образы, разных персонажей. Понемногу собирается багаж.

Лучший генератор идей — дети. Они непосредственные, им не надо ничего играть. У меня сын в пять лет сказал: «Пап, я тебе расскажу сказку. Послушай. Летела Баба-яга, упала и потеряла сознание. Полежала, отряхнулась, встала, нашла сознание и полетела дальше».

А вы сами, когда были ребенком, шутили, подражали?

Было завидно, когда другим ребятам говорили: «не клоунничай», а мне нет. Мне нравилось подражать. В классе кто-то шутил так, что все смеялись, и я думал — это лучшее, что может быть. Но мне это давалось сложно.

Мой друг смешил многих в классе, а вот на сцене у него не получалось. Тогда я подумал: есть какой-то секрет. Стал интересоваться биографией известных комиков и понял: никто из них в жизни не «комиковал». Я вне сцены тоже спокойный.

Фотография: Avizzo

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Книги Книги

Подборка новых книг от книжного обозревателя Константина Мильчина

Русский репортер
5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт 5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт

Подборка полезной и надежной техники для ремонта

CHIP
Кофемания Кофемания

Учимся гадать на кофейной гуще: азы и основные приемы

Лиза
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Сердце африканского духа Сердце африканского духа

У трапа Париж – Кайенна пассажиры словно по команде достают зеленые буклеты

Вокруг света
Как понять, хорошо ли работает ваш директор по развитию Как понять, хорошо ли работает ваш директор по развитию

Какие KPI нужно измерять у директора по развитию, чтобы бизнес развивался

Inc.
Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал

Гендиректор фонда Дом.РФ — какие арендные проекты поддерживает государство

Ведомости
Эффект рататуя Эффект рататуя

Как вкусы из детства могут формировать наш характер и модель поведения

Grazia
«Я, наверное, вас удивлю…» «Я, наверное, вас удивлю…»

Ирина Безрукова — о возрасте, красоте и женской силе

OK!
Немедикаментозное снижение массы обрекло канадца на хроническую боль Немедикаментозное снижение массы обрекло канадца на хроническую боль

Почему может развиться хроническая боль на фоне снижения массы тела

N+1
Мария Порошина Мария Порошина

«Людмила Ставская взяла меня за руку, а я чувствовала себя как слепой котенок»

Караван историй
Запечатанный воздух Запечатанный воздух

Японские семейные тайны Сахалина

Weekend
Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты

Как «матюки» во время физических нагрузок помогают превзойти свои возможности

Maxim
Всё в цвету Всё в цвету

Обсудили с экспертом, как защитить чувствительную кожу в сезон пыльцы

Лиза
Право на смелость Право на смелость

Певица Люся Чеботина и психолог Анетта Орлова — о любви к себе и сепарации

Psychologies
От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима

История первых гладиаторских боев корнями уходит еще в III век до нашей эры...

ТехИнсайдер
Российское бьюти-чудо: как меняется отечественная индустрия косметики Российское бьюти-чудо: как меняется отечественная индустрия косметики

Как российская косметика становится полноценным трендсеттером

РБК
От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад

Оригинальные проекты, переосмысливающие классические сказки в неожиданном ключе

Правила жизни
Как Шаболовка, но в 4 раза выше: мы нашли самый высокий гиперболоид мира Как Шаболовка, но в 4 раза выше: мы нашли самый высокий гиперболоид мира

Canton Tower – самый высокий гиперболоид мира

ТехИнсайдер
«Картинки» натуралиста «Картинки» натуралиста

Что отражено в русских названиях птиц из семейства куликов?

Наука и жизнь
Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты» Елизавета Юрьева: «Гордость зачастую – это способ защиты»

Елизавета Юрьева рассказывает, как она стала цыганкой

Ведомости
Беззубый театр. Беседа на спорные темы Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – сила
10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана 10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана

Как спортсмены увековечивают в брендах не только свое имя, но и игровой номер

Forbes
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная» «Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»

О работе самого большого промышленного холдинга страны, госкорпорации «Ростех»

Эксперт
Заемщики поубавили аппетит Заемщики поубавили аппетит

Почему у граждан снижаются запросы на размер кредитов наличными?

Ведомости
Химики надышали аммиака в микрокапли воды Химики надышали аммиака в микрокапли воды

Что они представляют собой заряженные частицы, детектируемые с микрокаплями воды

N+1
Техпарад Техпарад

Выстрел «Авророй», космос на 3D-принтере и тактильные виртуальные переживания

ТехИнсайдер
Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега Язык и окружающая среда: почему у одних народов больше слов для обозначения любви, а у других – для снега

Как окружающая среда влияет на словарный запас?

ТехИнсайдер
Беспределы роста. Для избранных? Беспределы роста. Для избранных?

Как будет развиваться глобальная энергетика в ближайшую четверть века

Монокль
«Впервые играю героя, переполненного любовью» «Впервые играю героя, переполненного любовью»

Андрей Максимов — о Маяковском, театре и байопике «Лиля»

OK!
Открыть в приложении