RR Люкс.Личности.Бизнес.Стиль жизни
Вспомним Энтони Бурдена
Создатель гастрономического телеграм-канала «Соль» Иван Глушков как следует расперчил мифы о современной Японии, попутно пояснив, почему великий шеф и рассказчик Бурден был прав
Все говорят: «Япония — страна будущего». Первый раз в Японию я приехал почти 20 лет назад, в 2005-м. И вот тогда это правда была страна будущего. Наши примитивные телефоны (кажется, тогда их принято было называть «труба») не работали. Повсюду — реально! — были роботы: рекламировали газировку, декламировали объявления на вокзалах, просто мигали глазами-лампами. Автобусы без водителей. В поездах — светодиодные табло и телевизоры! А я прямо с самолёта прыгнул в знаменитый скоростной синкансэн и проехал на нём полстраны, за 4 года до первого «Сапсана». Ну и вишенка на торте — монорельс, который идёт из второго аэропорта в центр: сейчас составы заменили, а тогда они были один в один как в блокбастере «Вспомнить всё».
Каждый следующий визит космическая страна всё больше становилась просто очень комфортной и удобной, пусть и самобытной: телефоны заработали, роботы попрятались, скоростные поезда и монорельсы теперь и в Москве есть, а местные — по крайней мере, в отелях и ресторанах — и вовсе английский выучили. Так что градус космоса здесь заметно понизился. А вот второй, противоположный, традиционный компонент здешней уникальной атмосферы, кажется, даже усилился: люди в национальной одежде ходят не только на фотосессии в храмы (хотя и их надо посетить), но и просто за пивом, национальная еда повсюду (о ней позже), как и бездны сувениров (ну это для нас они сувениры, для местных просто — одежда, посуда, игрушки). Второй пустой чемодан очень рекомендуется.
Роскошь, как мы с вами понимаем, не в том, чтобы получать самое дорогое. А в том, чтобы получать самое лучшее. Япония, вопреки опять-таки мифам, — страна, не требующая скруджмакдаковского кошелька: сказались экономический кризис и падение курса йены. Но это страна безупречного качества, которое вы получите решительно везде. На знаменитом туристическом рынке Цукидзи самого лучшего, отборного тунца вы попробуете просто на ходу, в обычном рыночном ларьке, из пластиковой одноразовой коробки. А пройдёте до нового рынка Тоёсу — увидите, во-первых, что все крыши этого огромного комплекса засажены рисом (вот вам и традиции, и будущее), а во-вторых, точно не пропустите потрясающий Daiwa Sushi — лучшее место с сырой рыбой, куда можно попасть без записи.
К слову, про еду (знаю, вы ждёте от меня именно таких рассказов). Ещё один миф гласит: «Япония — страна суши и рамена». Как же это далеко от истины! Вспомним великого Энтони Бурдена, который говорил: «Любой шеф, с кем я разговаривал, на вопрос: “Если отныне и до конца своих дней ты будешь есть еду только из одной страны, что это будет за страна?” — всегда отвечал: “Япония”». И можно понять почему. Японская кухня легко, как вакуум, поглощает все иностранные веяния и вкусы, от китайской лапши до португальских сладостей, перерабатывает их, делая абсолютно своими. Да что там: в Японии не кухня, а целое собрание кухонь. Тут не бывает поваров — есть лапшичник, есть сушист, есть темпурье (термины, если что, мои, придуманные, не ругайтесь), а уж кондитеры — это вообще отдельная каста.