Романская империя: что Роман Абрамович значит для футбола
28 мая Роман Абрамович выпустил заявление после продажи футбольного клуба «Челси» бизнесмену Тодду Боэли. Миллиардер подчеркнул, то «Быть частью этого клуба — честь на всю оставшуюся жизнь». Болельщики не скупились на комментарии, назвав Романа Аркадьевича «незаменимым» и подчеркнув, что «ему надо поставить памятник». Мы попросили спортивного журналиста Сурена Аванесьяна объяснить, за что болельщики полюбили Абрамовича и что вообще миллиардер значит для футбола.
«Футбольный рынок превратился в Советский Союз, где не хватало ни денег, ни товаров. Роман Абрамович откроет новый мир, с икрой и водкой» — это фраза Ксавье Ривуа от 2003 года — журналиста французской спортивной газеты L’Equipe. Репортер отреагировал на новость из Англии, где лондонский «Челси» вдруг превратился в The Roman Empire — так гласил баннер на домашнем стадионе команды, «Стэмфорд Бридж».
С чего началась любовь Абрамовича к футболу, неизвестно. К 2003 году Роман подошел губернатором Чукотки и директором «Сибнефти» — ни одна из должностей олигарха не была напрямую связана со спортом. Партнер бизнесмена Евгений Тененбаум рассуждал: «Роман любит погружаться в новые сферы. Думаю, поэтому он и полюбил футбол. Он знает, что в футболе нет точной формулы победы». Герман Ткаченко, приятель Абрамовича и владелец агентства ProSports Management, уверен: на предпринимателя повлиял конкретный футбольный матч (речь об игре между «Манчестер Юнайтед» и мадридским «Реалом» в 2003 году).
Британская и испанская команды выдали крупную перестрелку в Лиге чемпионов, самом статусном футбольном турнире Европы. На двоих «МЮ» и «Реал» забили семь мячей. Два гола обеспечил Дэвид Бекхэм, еще три — Роналдо. Абрамович наблюдал за игрой вживую. «Когда устал в бизнесе, ты можешь проявлять себя здесь, в конкурентной среде, и становиться лучше. Футбол для мужчины — в какой-то мере секс. И я уверен, после того матча Роман Аркадьевич задумался о покупке клуба», — рассказывал Герман Ткаченко, который посетил матч вместе с Абрамовичем, в интервью Sports.ru. «Я купил «Челси» не ради денег. В мире есть и более надежные способы заработать. Разбрасываться средствами не буду, но главная цель — веселиться, а значит, и побеждать», — косвенно подтверждал Роман в 2003-м.
«Челси» был не первым клубом, который привлек Абрамовича. В 2003-м Роман рассматривал несколько футбольных проектов, включая российские. Олигарх окружил себя советниками (от тренера сборной Англии Свен-Йорана Эрикссона до аналитиков UBS) и погрузился в поиски. Бизнесмен остановился на Великобритании. «Любая команда, даже из самого мелкого британского городка, может свести матч с «Челси» к ничье и подарить радость, создать уникальную атмосферу. В этом — красота местного футбола», — объяснял он выбор в 2006 году.
Сначала Абрамович задумался о покупке впечатлившего «Манчестер Юнайтед». По словам Кена Бейтса, бизнесмена, у которого Роман выкупил «Челси», олигарха оттолкнула атмосфера домашнего стадиона «МЮ», «Олд Траффорд». «Ему понравилась игра, но не обстановка на арене», — утверждал Бейтс в разговоре с BBC.
Альтернативой для Романа оказался «Тоттенхэм», клуб крылатой фразы из фильма «Залечь на дно в Брюгге». Не сложилось: местный управленец отказал в продаже контрольного пакета, а Абрамович на меньшее не соглашался. Результат — футбольный агент Пини Захави свел олигарха с «Челси».
К 2003 году будущий актив Романа оказался в двояком положении. С одной стороны, команда достигла первых успехов на международном уровне: в 1998-м выиграла Кубок обладателей кубков и Суперкубок УЕФА. С другой — «Челси» медленно тонул в долгах, а клубный директор Марк Тейлор признавал, что будет вынужден продавать футболистов.