Ролики в перерыве: как Супербоул стал популярен во всем мире благодаря рекламе
Интерес к американскому футбольному турниру Супербоул давно вышел за пределы США благодаря необычной и часто провокационной рекламе, которую бренды снимают специально для финала. О том, как Супербоул мотивирует компании делать яркие ролики и можно ли повторить подобное в России, для Forbes Life рассказывает Артем Жданов, режиссер и продюсер, основатель студии видеопродакшена Yes, Today! Film.
В ночь с 12 на 13 февраля состоялось главное телесобытие США — финал соревнования по американскому футболу Super Bowl. Российские каналы его не транслировали, но все поклонники турнира посмотрели игру в интернете. В 57-м Супербоуле команда «Канзас-Сити» победила «Филадельфию», став чемпионом Национальной футбольной лиги США. Однако турнир ценят не только за незабываемые спортивные моменты. Отдельным развлечением давно стал просмотр рекламных роликов в перерывах, которые бренды начинают готовить чуть ли не за год до события.
Чтобы понять, почему компании проявляют такой интерес к Супербоулу, важно знать несколько особенностей турнира. Во-первых, соревнование проводит самая финансово успешная спортивная лига США — Национальная футбольная лига (НФЛ). Во-вторых, Супербоул привлекает внимание огромной аудитории. Так, в 2015 году его прямая трансляция побила все рекорды по числу просмотров на телевидении, кроме показа высадки американских астронавтов на Луну. Тогда финал игры посмотрели 114,4 млн человек, а в 2022 году — 112,3 млн человек.Для сравнения, рекорд просмотра трансляции кинопремии «Оскар» — 57 млн зрителей, и случился он еще в прошлом веке, в 1998 году.
В-третьих, участие в Суперкубке в любом формате — это настолько престижно, что даже звезды мирового масштаба не берут гонорары за выступления в перерыве между периодами. НФЛ лишь покрывает затраты на организацию концерта. Тем не менее, обычно это окупается. Так, участие в Супербоуле 2020 года принесло Шакире рост прослушиваний на Spotify на 230%, а Дженнифер Лопес — на 335%.
Сколько стоит реклама на Супербоуле
Реклама во время трансляции Супербоула традиционно стоит очень дорого. Даже во время первого турнира в 1967 году 30-секундный ролик можно было разместить за $37 500 на телеканале NBC и $42 500 на CBS (около $350 000 по сегодняшнему курсу).
С тех пор значимость рекламы на Супербоуле выросла еще сильнее. К этому привели два события. Первое — перенос трансляции матча на вечер. НФЛ приняла такое решение в 1978 году, чтобы увеличить число зрителей и рекламодателей. Вторым знаковым событием стал показ на Супербоуле в 1984 году ролика Apple про компьютер Macintosh. Его режиссер Ридли Скотт вдохновился романом «1984», сумев создать зловещую атмосферу тоталитарного будущего. В итоге в 1985 году произошел самый резкий рост цен на рекламные слоты: до $525 000 за 30-секундный рекламный ролик, а само спортивное событие превратилось в нечто вроде фестиваля креативной рекламы.