Константин Синюшин — об инвестициях в искусственный интеллект и нормах этики

РБКHi-Tech

Сохранить лицо

Константин Синюшин — об инвестициях в искусственный интеллект и нормах этики.

0:00 /
511.478
Фото: Юлия Спиридонова для РБК

Правильно ли оценивать технологию лишь в разрезе ее возможной монетизации или же нужно подумать о моральной составляющей дела? Венчурный инвестор Константин Синюшин рассказал, как найти баланс между практическими и этическими соображениями при инвестировании в технологии распознавания лиц.

Моральная дилемма

Пандемия подлила масла в неутихающую дискуссию об этической стороне разработки систем искусственного интеллекта. Использование ИИ-технологий для отслеживания контактов заразившихся коронавирусом, обнаружения новых случаев и анализа данных массового тестирования вызвало новую волну вопросов о приватности личных данных. Большинство из них сводятся к тому, сможет ли вклад ИИ в борьбу с вирусом перевесить ограничение прав человека на частную жизнь.

Печально известный кейс: алгоритм канадского ИИ-стартапа BlueDot обнаружил вспышку вируса в Ухане примерно за десять дней до того, как китайские власти объявили о ней. А китайская интернет-компания Alibaba заявила о разработке ИИ-системы, идентифицирующей коронавирус на снимках компьютерной томографии за 20 секунд и с 96-процентной точностью. Нужно ли разрабатывать такие системы? Думаю, да.

В то же время, чтобы сдержать распространение вируса и мониторить соблюдение карантина, Китай мобилизовал различные ИИ-системы слежения за населением — от дронов до CCTV-камер (камеры видеонаблюдения. — РБК). Другие страны, включая Израиль, Сингапур, Южную Корею и Германию, используют комбинации геолокационных данных, видео с CCTV-камер, данных кредитных карт и других источников, чтобы отслеживать распространение вируса.

Этично ли следить за людьми в этом контексте? Кажется, общество уже нашло свой ответ. Проблема не в разработанной технологии, а в том, кем она используется и какой цели служит. Большинство населения упомянутых стран может одобрять слежение через CCTV-камеры и системы распознавания лиц, но лишь временно, пока вирус не взят под контроль. Однако поддержат ли они использование таких систем на постоянной основе, в «мирное» время? И как будут храниться и защищаться данные, собранные во время пандемии? На эти вопросы ответов пока нет, равно как и на опасения, что усиленный видеомониторинг станет новой нормой.

И из этого рождается еще один вопрос: как именно такие данные будут использоваться после пандемии и о чем они будут информировать власти? К примеру, в сенате США уже не первый год обсуждается вопрос о том, как именно ФБР использует многомиллионную базу данных изображений и водительских удостоверений. Одна из главных претензий — ошибки при идентификации личности и задержании людей на основе данных системы. А власти Великобритании пытаются разобраться, как лучше использовать обновленные CCTV-камеры со встроенной технологией распознавания лиц и не навлечь на себя гнев налогоплательщиков. Безопасность и защита прав и свобод человека, к слову, указываются как основные принципы развития искусственного интеллекта в России — по крайней мере, в тексте Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

В целом машинное зрение, на котором строятся технологии распознавания лиц, отлично работает для множества прикладных задач — от разблокировки телефона и осуществления платежей до пограничного контроля и медицинских исследований. Но только если у человека есть возможность дать или не дать согласие на обработку своих данных. И здесь мы подходим к ключу моральной дилеммы — проблемы возникают тогда, когда этого согласия не спрашивают.

Выбор инвесторов

Венчурные инвесторы, для которых ИИ — один из наиболее освоенных сегментов, тоже стоят перед дилеммой. С одной стороны, искусственный интеллект прокладывает себе путь в здравоохранении и финансах. С другой — правительства заинтересованы в другом его приложении — автономном оружии.

Семь ключевых игроков — США, Китай, Россия, Великобритания, Франция, Израиль и Южная Корея — уже вступили в так называемую гонку ИИ-вооружений. Однако, по аналогии с гонкой ядерных вооружений, инвестиции в такое приложение искусственного интеллекта создают угрозу человечеству. В этой «гонке» скорость разработки имеет приоритет над безопасностью и этическими соображениями и в конечном счете вредит самой индустрии. ИИ-стартапы и инвестирующие в них фонды в массовом сознании ассоциируются с пособниками Большого Брата, которые прикрывают реальные цели своих разработок мирными приложениями.

С другой стороны, не инвестировать в искусственный интеллект — значит, оставаться за бортом мирового технологического рынка. Несмотря на снижение активности во втором квартале 2020 года (объем сделок с ИИ-стартапами достиг трехлетнего минимума в $7,2 млрд), это по-прежнему один из крупнейших сегментов венчурных инвестиций. За последние десять лет $61 млрд венчурных денег, причем центры притяжения инвестиционной активности довольно разнообразны: Европа, Китай, США.

На разработках в сфере искусственного интеллекта фокусируется и фонд the Untitled Ventures. В нашем портфолио — ИИ-проекты из Восточной Европы, включая разработчика маркетинговых решений Sarafan, сервис для подбора размерного ряда Sizolution, система персонализированного контента Adnetic, AI-генератор модных образов SuitApp. Эти проекты имеют конкретное коммерческое приложение и обрабатывают данные лишь после согласия пользователя.

С точки зрения венчурного инвестора, новые технологии хороши сами по себе, потому что они открывают целый спектр новых возможностей. Крупные сделки последних лет — когда Toyota вложила $400 млн в китайского разработчика беспилотных автомобилей Pony.ai в феврале 2020 года или раунд на $319 млн в туристический стартап Vacasa — лишь доказывают это.

Если инвестор сталкивается с моральной дилеммой, решая, инвестировать ли в искусственный интеллект, рекомендую ответить на следующие вопросы. Они помогут расставить приоритеты.

  • Это конкретное приложение ИИ способствует свободе человека или скорее ограничивает ее?
  • Разработчики технологии предусмотрели, как получить согласие пользователя на сбор и обработку личных данных?
  • Не противоречит ли применение технологии вашим личным моральным принципам?

Если уж речь зашла о приоритетах, наиболее интересно сейчас выглядит применение ИИ, интернета вещей (IoT) и машинного зрения для построения «умных» технологических линий на производстве. Промышленная робототехника развивается в сторону компоновки производственных линий под малую серию или даже индивидуальные заказы. Такие линии из автономных универсальных роботов могут обслуживать кастомизированные заказы и сокращать затраты на логистику. Стартапы, разрабатывающие такие системы, потенциально могут принести больше пользы обществу, чем те, что работают над распознаванием лиц с камер видеонаблюдения.

Константин Синюшин — серийный ИТ-предприниматель, бизнес-ангел в области интернет- и мобильных решений, управляющий партнер фонда the Untitled Ventures, специализирующегося на инвестициях в стартапы на посевных стадиях.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Успеть за 15 секунд Успеть за 15 секунд

Людям надоело притворяться – в TikTok они остаются собой

Популярная механика
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Даже лучший алгоритм может навредить человеку Даже лучший алгоритм может навредить человеку

Олег Бяхов — об этичных трендах и общении с искусственным интеллектом

РБК
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Рейтинг доверия Рейтинг доверия

Дмитрий Марков — о рисках и преимуществах биометрических систем

РБК
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

Список главных трендов года

РБК
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Давид Ян: «В мире появится движение Robot lives matter» Давид Ян: «В мире появится движение Robot lives matter»

Давид Ян уверен, что нейросети нужен эмоциональный интеллект

РБК
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Восстановлению подлежит Восстановлению подлежит

Отечественной промышленности приходится возвращать утраченные компетенции

Эксперт
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
«Золотой» автобан «Золотой» автобан

Дорожное строительство в стране оказалось фактически парализовано

Эксперт
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Знай наших Знай наших

Уникальные достижения отечественных ученых

Популярная механика
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Деньги на стойку Деньги на стойку

Как ГК Key Point развивает региональную сеть центров обработки данных

Ведомости
«“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе» «“Майбахи” не нужны в лесу, по волчьему дерьму ездить можно и на вездеходе»

Как иркутский предприниматель превратил свои детские хобби в большой бизнес

Монокль
Мирные переговоры войне не помеха Мирные переговоры войне не помеха

История завершения военных конфликтов с участием СССР и США

Монокль
Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
История любви История любви

Почему личные фонды — альтернатива западным трастам и частным фондам?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях» «Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях»

Актер Илья Любимов — о плате за гениальность и упрощении поп-культуры

СНОБ
Меню по сезону Меню по сезону

Зачем менять систему питания в зависимости от времени года?

Лиза
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Хронический стресс ухудшил слух мышей Хронический стресс ухудшил слух мышей

У мышей под действием хронического стресса ухудшился слух

N+1
Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу» Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу»

Если бы не он, не бывать мне артисткой. Соломин стал моим ангелом-хранителем

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении