Константин Синюшин — об инвестициях в искусственный интеллект и нормах этики

РБКHi-Tech

Сохранить лицо

Константин Синюшин — об инвестициях в искусственный интеллект и нормах этики.

0:00 /
511.478
Фото: Юлия Спиридонова для РБК

Правильно ли оценивать технологию лишь в разрезе ее возможной монетизации или же нужно подумать о моральной составляющей дела? Венчурный инвестор Константин Синюшин рассказал, как найти баланс между практическими и этическими соображениями при инвестировании в технологии распознавания лиц.

Моральная дилемма

Пандемия подлила масла в неутихающую дискуссию об этической стороне разработки систем искусственного интеллекта. Использование ИИ-технологий для отслеживания контактов заразившихся коронавирусом, обнаружения новых случаев и анализа данных массового тестирования вызвало новую волну вопросов о приватности личных данных. Большинство из них сводятся к тому, сможет ли вклад ИИ в борьбу с вирусом перевесить ограничение прав человека на частную жизнь.

Печально известный кейс: алгоритм канадского ИИ-стартапа BlueDot обнаружил вспышку вируса в Ухане примерно за десять дней до того, как китайские власти объявили о ней. А китайская интернет-компания Alibaba заявила о разработке ИИ-системы, идентифицирующей коронавирус на снимках компьютерной томографии за 20 секунд и с 96-процентной точностью. Нужно ли разрабатывать такие системы? Думаю, да.

В то же время, чтобы сдержать распространение вируса и мониторить соблюдение карантина, Китай мобилизовал различные ИИ-системы слежения за населением — от дронов до CCTV-камер (камеры видеонаблюдения. — РБК). Другие страны, включая Израиль, Сингапур, Южную Корею и Германию, используют комбинации геолокационных данных, видео с CCTV-камер, данных кредитных карт и других источников, чтобы отслеживать распространение вируса.

Этично ли следить за людьми в этом контексте? Кажется, общество уже нашло свой ответ. Проблема не в разработанной технологии, а в том, кем она используется и какой цели служит. Большинство населения упомянутых стран может одобрять слежение через CCTV-камеры и системы распознавания лиц, но лишь временно, пока вирус не взят под контроль. Однако поддержат ли они использование таких систем на постоянной основе, в «мирное» время? И как будут храниться и защищаться данные, собранные во время пандемии? На эти вопросы ответов пока нет, равно как и на опасения, что усиленный видеомониторинг станет новой нормой.

И из этого рождается еще один вопрос: как именно такие данные будут использоваться после пандемии и о чем они будут информировать власти? К примеру, в сенате США уже не первый год обсуждается вопрос о том, как именно ФБР использует многомиллионную базу данных изображений и водительских удостоверений. Одна из главных претензий — ошибки при идентификации личности и задержании людей на основе данных системы. А власти Великобритании пытаются разобраться, как лучше использовать обновленные CCTV-камеры со встроенной технологией распознавания лиц и не навлечь на себя гнев налогоплательщиков. Безопасность и защита прав и свобод человека, к слову, указываются как основные принципы развития искусственного интеллекта в России — по крайней мере, в тексте Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

В целом машинное зрение, на котором строятся технологии распознавания лиц, отлично работает для множества прикладных задач — от разблокировки телефона и осуществления платежей до пограничного контроля и медицинских исследований. Но только если у человека есть возможность дать или не дать согласие на обработку своих данных. И здесь мы подходим к ключу моральной дилеммы — проблемы возникают тогда, когда этого согласия не спрашивают.

Выбор инвесторов

Венчурные инвесторы, для которых ИИ — один из наиболее освоенных сегментов, тоже стоят перед дилеммой. С одной стороны, искусственный интеллект прокладывает себе путь в здравоохранении и финансах. С другой — правительства заинтересованы в другом его приложении — автономном оружии.

Семь ключевых игроков — США, Китай, Россия, Великобритания, Франция, Израиль и Южная Корея — уже вступили в так называемую гонку ИИ-вооружений. Однако, по аналогии с гонкой ядерных вооружений, инвестиции в такое приложение искусственного интеллекта создают угрозу человечеству. В этой «гонке» скорость разработки имеет приоритет над безопасностью и этическими соображениями и в конечном счете вредит самой индустрии. ИИ-стартапы и инвестирующие в них фонды в массовом сознании ассоциируются с пособниками Большого Брата, которые прикрывают реальные цели своих разработок мирными приложениями.

С другой стороны, не инвестировать в искусственный интеллект — значит, оставаться за бортом мирового технологического рынка. Несмотря на снижение активности во втором квартале 2020 года (объем сделок с ИИ-стартапами достиг трехлетнего минимума в $7,2 млрд), это по-прежнему один из крупнейших сегментов венчурных инвестиций. За последние десять лет $61 млрд венчурных денег, причем центры притяжения инвестиционной активности довольно разнообразны: Европа, Китай, США.

На разработках в сфере искусственного интеллекта фокусируется и фонд the Untitled Ventures. В нашем портфолио — ИИ-проекты из Восточной Европы, включая разработчика маркетинговых решений Sarafan, сервис для подбора размерного ряда Sizolution, система персонализированного контента Adnetic, AI-генератор модных образов SuitApp. Эти проекты имеют конкретное коммерческое приложение и обрабатывают данные лишь после согласия пользователя.

С точки зрения венчурного инвестора, новые технологии хороши сами по себе, потому что они открывают целый спектр новых возможностей. Крупные сделки последних лет — когда Toyota вложила $400 млн в китайского разработчика беспилотных автомобилей Pony.ai в феврале 2020 года или раунд на $319 млн в туристический стартап Vacasa — лишь доказывают это.

Если инвестор сталкивается с моральной дилеммой, решая, инвестировать ли в искусственный интеллект, рекомендую ответить на следующие вопросы. Они помогут расставить приоритеты.

  • Это конкретное приложение ИИ способствует свободе человека или скорее ограничивает ее?
  • Разработчики технологии предусмотрели, как получить согласие пользователя на сбор и обработку личных данных?
  • Не противоречит ли применение технологии вашим личным моральным принципам?

Если уж речь зашла о приоритетах, наиболее интересно сейчас выглядит применение ИИ, интернета вещей (IoT) и машинного зрения для построения «умных» технологических линий на производстве. Промышленная робототехника развивается в сторону компоновки производственных линий под малую серию или даже индивидуальные заказы. Такие линии из автономных универсальных роботов могут обслуживать кастомизированные заказы и сокращать затраты на логистику. Стартапы, разрабатывающие такие системы, потенциально могут принести больше пользы обществу, чем те, что работают над распознаванием лиц с камер видеонаблюдения.

Константин Синюшин — серийный ИТ-предприниматель, бизнес-ангел в области интернет- и мобильных решений, управляющий партнер фонда the Untitled Ventures, специализирующегося на инвестициях в стартапы на посевных стадиях.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг доверия Рейтинг доверия

Дмитрий Марков — о рисках и преимуществах биометрических систем

РБК
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год Глобальный сдвиг или глубочайший кризис: каким будет 2021 год

Список главных трендов года

РБК
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Давид Ян: «В мире появится движение Robot lives matter» Давид Ян: «В мире появится движение Robot lives matter»

Давид Ян уверен, что нейросети нужен эмоциональный интеллект

РБК
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Даже лучший алгоритм может навредить человеку Даже лучший алгоритм может навредить человеку

Олег Бяхов — об этичных трендах и общении с искусственным интеллектом

РБК
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Кость даю Кость даю

Семейная коллекция северного косторезного искусства Михаила Карисалова

Forbes
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Полимер ждет строгих мер Полимер ждет строгих мер

Какие новые материалы придут на смену пластику

РБК
Музыка — не в нотах Музыка — не в нотах

Что мы потеряли в музыке за последние сто лет, педантично следуя нотам?

СНОБ
Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях» Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях»

Собеседник РБК — третье поколение алгоритма по обработке естественного языка

РБК
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать Недетский полет: 5 вопросов о прыжках с парашютом в тандеме для тех, кто хочет попробовать

Кому можно прыгать с парашютом и как это делается

ТехИнсайдер
Не время паниковать: почему осенью волосы начинают выпадать сильнее Не время паниковать: почему осенью волосы начинают выпадать сильнее

Рассказываем, почему осенью волос на расческе остается больше обычного

ТехИнсайдер
Боевые инвестиции Боевые инвестиции

Сколько денег приносит бокс

Деньги
Недообход Хабаровска Недообход Хабаровска

Почему трасса обхода Хабаровска не привела и улучшению автодорожной ситуации

Монокль
Кардиналы визажа Кардиналы визажа

Как менялись мейкап-тенденции в ХХ–ХХI веках

Moodboard
От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер От Голливуда до слухов про лоботомию: печальная история успеха Фрэнсис Фармер

Правда о трагедии женщины, чей образ исказили газетные мифы

ТехИнсайдер
Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом Пора переходить из Google в Яндекс Документы: гид по работе с сервисом

Почему Яндекс Документы — выбор для бизнеса в России

Inc.
Лица против мошенников Лица против мошенников

Эксперты по информационной безопасности не уверены в абсолютной защите биометрии

Ведомости
Деньги за парковку: как власти в регионах борются с засильем машин Деньги за парковку: как власти в регионах борются с засильем машин

Какие города России оказались в лидерах по устройству парковочных мест?

ФедералПресс
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении