Какие цифровые данные оставляют пользователи в Сети и для чего их собирают

РБКHi-Tech

Попали в историю

Какие цифровые данные ежедневно оставляют пользователи в Сети и для чего их собирают

Автор: Антон Алексеенко

Практически каждое действие, которое мы совершаем в интернете, оставляет свой цифровой след. Храниться он может бесконечно долго. Вопрос лишь в том, когда и кто решит воспользоваться этой информацией без нашего ведома.

Посещая сайты, подписываясь на рассылки или публикуя сообщения в социальных сетях, около 5,2 млрд пользователей интернета по всему миру постоянно распространяют информацию о себе, иногда даже не подозревая об этом. В России на начало 2024 года насчитывалось 130,4 млн интернет-пользователей, и каждый из них в той или иной мере оставлял свой след в сети. Разберемся в том, что такое цифровой след, можно ли его «замести» и как сбор информации о пользователях регламентирован с точки зрения закона.

Виды цифровых следов

Цифровой след — это информация, которая остается в интернете или компьютерных системах в результате действий человека. Существует два типа цифрового следа — активный и пассивный.

Активный состоит из сведений, которые пользователь публикует в Сети по собственной инициативе. Сюда относятся посты в соцсетях, заявки на участие в конкурсах, заполненные формы и анкеты.

Пассивный цифровой след — это сведения, которые собирают сайты, приложения или «умные» устройства. Это могут быть:

  • персональные данные (имя, возраст, пол);
  • поведенческие данные (история поиска, просмотренные страницы);
  • финансовые данные (история покупок, информация о банковских картах);
  • геолокационные сведения (местоположение, IP-адрес);
  • технические данные (тип устройства, операционная система).

Анализируя действия пользователя в интернете, можно влиять на его поведение, предлагать ему услуги и товары, в которых есть актуальная потребность. Такие данные используются компаниями для лучшего таргетирования (адресации) рекламы, а также для сбора аналитики, необходимой для принятия бизнес-решений.

Например, пользователь посетит сервис по поиску авиабилетов, ничего не купит, но его интерес уже будет зафиксирован различными системами. С большой степенью вероятности этот человек уже в ближайшее время увидит на разных сайтах рекламу рейсов в город, который его интересовал, расположенных там гостиниц или доступных экскурсий. А когда все-таки купит билет, получит от банка ненавязчивое сообщение: «Собираетесь в путешествие? Не забудьте купить страховку».

Методы сбора информации

Самый распространенный способ собрать информацию о пользователях — это куки-файлы (cookies). Так называется инструмент, который позволяет владельцам сайтов отслеживать активность на их страницах. Они фиксируют, какие действия пользователь совершал и какие настройки устанавливал. Скажем, для сервиса поиска авиабилетов из примера выше будут собраны такие данные, как язык браузера, валюта для оплаты, планируемые к посещению города, даты путешествия, а также характеристики заказа, добавленного в корзину.

Куки могут интегрироваться с другими данными. Так, если пользователь входит в учетную запись через аккаунт соцсети, владелец сайта видит не анонимного посетителя, а вполне конкретного человека с набором личной информации. Эти сведения можно использовать для персонализации контента, который видит пользователь.

В теории согласие на обработку куки-файлов — дело добровольное, и пользователь может его не давать. Но в реальности многие сайты перестают работать корректно, если отказаться от использования cookies, ведь благодаря их передаче ускоряется авторизация, сохраняются персональные настройки страниц.

Есть и другие способы отслеживания активности в интернете, и один из них — через разрешения, которые пользователи дают мобильным приложениям. Приложения чаще всего передают информацию о местонахождении пользователя — такие сведения помогают рекламодателям точнее таргетировать объявления. Например, показать рекламу торгового центра в тот момент, когда пользователь находится недалеко от него.

Кроме того, приложения могут получить информацию об истории интернет-заказов и поиска, а также финансовых транзакциях. По данным платформы для проведения рыночных исследований Gitnux, мобильные устройства к началу 2024 года генерировали 53,3% мирового интернет-трафика. Так что с их помощью бизнес также может получить большой объем информации, полезной для использования в маркетинговых целях.

А еще, добавляет Statista, в мире уже работают более 15 млрд устройств IoT (интернета вещей), иными словами — «умных» девайсов, которыми пользователь может управлять через глобальную сеть. И все они агрегируют информацию о своем владельце и его пользовательских привычках. Поэтому-то фитнес-трекер знает все о здоровье и местонахождении человека, а устройства «умного» дома — о режиме дня хозяина жилья: когда и как глубоко он спит, в каком парке бегает, в какие часы уходит на работу и возвращается с нее.

Уникальный след обычного пользователя

Среднестатистический пользователь смартфона может оставлять более 180 цифровых следов каждый день, используя всего девять приложений разных типов: соцсеть, поисковик, аудио- и видеостриминги, агрегатор путешествий, мессенджер, маркетплейс, банковское приложение и сервис доставки. Чаще всего пользователи могут «наследить» в соцсетях, музыкальных и поисковых приложениях, меньше всего — в сервисах доставки.

Некоторые данные генерируются сразу, как только человек открыл приложение, другие — в процессе использования. Среди них могут быть, например, имя, данные банковской карты, адрес, список контактов и многое другое. В среднем каждый из этих типов данных используется семью приложениями.

Евгений Черешнев, основатель и генеральный директор компании Future Crew («Экипаж будущего»), член правления, вице-президент по стратегии и инновациям МТС: «Нужно исходить из логики бритвы Оккама («все лишнее не должно существовать»), спрашивая себя, зачем сервис просит предоставить ваши данные. Например, если это служба доставки еды, то помимо почты и номера мобильного телефона понадобится адрес проживания. Без знания последнего компания не сможет оказать услугу. А если сетевой ретейлер при оформлении скидочной карты просит помимо номера телефона указать дату рождения, адрес, второй контакт, то это уже просто маркетинговая активность. Лучший способ не допустить утечки данных — попросту их никому не давать».

В одних только США более 500 компаний продают пользовательские данные, доступные через интернет. Крупнейший брокер данных в мире — Acxiom. Он хранит информацию о более чем 2,5 млрд человек из 62 стран, и его данными в маркетинговых целях пользуются, в частности, крупнейшие социальные сети. Его и несколько других крупных брокеров данных, например, Experian, Equifax и Epsilon, критикуют за непрозрачность. Одна из главных претензий заключается в том, что такие компании не заинтересованы во взаимодействии с людьми, данные которых они собирают и продают.

Что можно противопоставить такой заинтересованности компаний в ваших данных? Вот несколько простых советов:

  • не публикуйте личную информацию в соцсетях,
  • не загружайте подозрительные приложения и не регистрируйтесь на сомнительных сайтах,
  • удаляйте онлайн-аккаунты, которыми не пользуетесь,
  • выходите в интернет через браузеры с инструментами блокировки трекеров и рекламы.

Как не наследить в цифровом мире

Главная проблема, которая может возникнуть при сборе информации о пользователе, — это нарушение конфиденциальности и несанкционированный доступ к личной информации. Если меры безопасности в компании, собирающей информацию, недостаточны, данные могут быть украдены или скомпрометированы. Кроме того, сбор данных можно использовать для создания профилей пользователей и потенциальной дискриминации, манипулирования выбором и поведением людей, например, с помощью навязчивой рекламы. Пользователи могут нести и финансовые потери, если чувствительная информация попадает к мошенникам. Не стоит недооценивать и психологические последствия из-за потери чувства конфиденциальности.

Заботиться о сохранности чувствительной информации о себе важно и самому пользователю: например, использовать сложные и уникальные пароли, включить двухфакторную аутентификацию, регулярно обновлять программное обеспечение, с осторожностью делиться личной информацией публично, удалять историю браузера и чистить куки-файлы. Старые аккаунты и посты в социальных сетях, которые сегодня могут навредить, лучше тоже удалить.

Для компаний, собирающих информацию о пользователях, важно использовать шифрование, многоуровневую аутентификацию для доступа к данным и регулярно проводить аудит безопасности.

Евгений Черешнев: «Компании мирового уровня, та же Google, за годы своей деятельности изобрели методологии работы с данными, которые систематически показывают свою надежность. Тратится много времени и сил, чтобы каждому новому сотруднику компании привить понимание рисков, связанных с утечками, и объяснить базовые правила цифровой гигиены. Это дает прекрасные результаты в паре с таким инструментом, как «второй ключ»: когда для доступа к данным недостаточно быть топ-менеджером Google, необходимо присутствие в офисе двух и более сотрудников, которые обязаны подтвердить права друг друга для определенных операций».

Следование букве закона

На распространение своего цифрового следа можно влиять. Около ста стран мира приняли законы о защите данных и конфиденциальности. Например, один из самых строгих и всеобъемлющих законов о защите данных — GDPR (Общий регламент по защите данных), который действует в Европейском союзе. Он предоставляет пользователям права на то, чтобы:

  • запросить копию своих личных данных;
  • потребовать исправления неточных данных;
  • потребовать удаления своих данных; ограничить обработку своих данных;
  • переносить свои данные от одного сервиса к другому;
  • возражать против определенных форм обработки данных.

Благодаря GDPR обработка пользовательских данных стала прозрачнее, теперь проще отказаться от нежелательных электронных писем и подписок, которые больше не актуальны, и запретить компаниям использовать личные данные без разрешения. Кроме того, за нарушения требований закона легко подать жалобу — это можно сделать по месту жительства, работы или по месту нарушения.

В июле 2019 года самый крупный штраф в истории GDPR — 183 млн британских фунтов — получила авиакомпания British Airways. Причиной стало нарушение безопасности, в результате которого произошла утечка персональных данных более 500 тыс. клиентов.

В других странах также существуют свои законы и нормативные акты. Например PIPEDA (Personal Information Protection and Electronic Documents Act) в Канаде устанавливает правила сбора, использования и раскрытия личной информации в ходе коммерческой деятельности. Организациям, собирающим персональные сведения, необходимо выполнить ряд требований, чтобы соответствовать закону. В частности, они должны получить согласие человека на передачу его личной информации. Сам пользователь, если захочет, может запросить доступ к своим персональным данным, которые хранятся в организации, и оспорить их точность.

LGPD (Lei Geral de Proteção de Dados Pessoais) в Бразилии схож с GDPR — благодаря ему граждане страны получают возможность контролировать свои персональные данные, а национальные регулирующие органы получают полномочия жестко штрафовать организации-нарушителей на сумму до 50 млн бразильских реалов (более 900 млн руб.), или 2% от оборота компании.

В России основным законом, регулирующим обработку личных сведений, является федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ. Он требует получать согласие у граждан на сбор и обработку их данных, а на компании, собирающие такую информацию, возлагает обязанность хранить ее безопасно. Кроме того, в законе обозначены права граждан на доступ к своим данным, их исправление или удаление. Например, заводя карту в медицинской клинике или заселяясь в отель, россияне подписывают согласие на обработку их данных и по закону могут попросить организацию удалить информацию о своем посещении.

Чистка истории для безопасного будущего

Статистики фиксируют прогресс в обеспечении глобальной безопасности данных. Если, по сведениям Statista, к 2023 году 65% населения мира могли защищать свои личные данные современными правилами конфиденциальности, то к концу 2024 года эта доля, по прогнозам Gartner, вырастет до 75%.

Что делать со своим цифровым следом обычному пользователю, чтобы не допустить утечек чувствительной информации и ее несанкционированного использования?

Прежде всего использовать инструменты для сохранения конфиденциальности. Так, в браузерах, как уже говорилось выше, можно настроить регулярное удаление своих следов, в частности, проводить чистку куки-файлов и историю посещения сайтов. Расширения для браузеров, например, uBlock Origin и Privacy Badger, помогают блокировать трекеры и рекламу, которые собирают данные о пользователях.

Кроме того, существуют сервисы, такие как DeleteMe, которые помогают удалять информацию о пользователе из различных онлайн-источников. Также для передачи важных сведений лучше использовать мессенджеры с высоким уровнем шифрования, такие как Telegram и Signal.

К сожалению, полностью «стереть» свой цифровой след практически невозможно, но можно значительно уменьшить его размер и влияние на личную жизнь.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Сварник: «Мозгу постоянно нужна новизна» Ольга Сварник: «Мозгу постоянно нужна новизна»

О мире, где человек вынужден конкурировать с нейросетями

РБК
Найди свою позу. Как научиться спать на спине и чем это так полезно Найди свою позу. Как научиться спать на спине и чем это так полезно

Умение спать на спине зачастую улучшает качество сна. Как научиться спать так?

Лиза
Наталья Гранцева, Уистен Оден… и статья британского посла Наталья Гранцева, Уистен Оден… и статья британского посла

«Зеркала Шекспира» – новая книга на вечную (с XVI века) тему

Знание – сила
Почему косатки атакуют лодки по всему миру — нашлось объяснение Почему косатки атакуют лодки по всему миру — нашлось объяснение

Оказалось, что юные косатки нападают на лодки просто ради забавы

Maxim
Целительная сила «убойного» цветка Целительная сила «убойного» цветка

За какие целебные свойства ценят зверобой?

Наука и жизнь
Ученым удалось воссоздать лицо неандертальской женщины возрастом 75 тыс. лет. Ее нашли в братской пещерной могиле Ученым удалось воссоздать лицо неандертальской женщины возрастом 75 тыс. лет. Ее нашли в братской пещерной могиле

Внешность людей и неандертальцев отличалась не так сильно, как думали ученые

Inc.
Принесенные ветром Принесенные ветром

Как Александр Волков перенес американскую волшебную страну на советскую почву

Weekend
«Виды доброты» в Каннах: как Йоргос Лантимос рассказывает о власти и любви «Виды доброты» в Каннах: как Йоргос Лантимос рассказывает о власти и любви

Что представляют из себя три новеллы в фильме Йоргоса Лантимоса «Виды доброты»

Forbes
«Я буду всегда с тобой»: что такое сталкинг и как от него защититься в России? «Я буду всегда с тобой»: что такое сталкинг и как от него защититься в России?

Сталкинг: почему люди преследуют других людей?

Правила жизни
Коллаж всего Коллаж всего

Иван Горшков: большой визуальный взрыв

Weekend
Внутреннее ощущение «красоты» важнее, чем внешность Внутреннее ощущение «красоты» важнее, чем внешность

Намного важнее чувствовать себя хорошо, чем выглядеть хорошо

ТехИнсайдер
Настоящее и будущее веб-технологий в цифрах и фактах Настоящее и будущее веб-технологий в цифрах и фактах

Какие цифры описывают Всемирную паутину?

РБК
Неизвестный флот Неизвестный флот

Избранные главы документальной книги Алексея Иванова «Речфлот»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как сохранить подруг, когда вы на разных этапах жизни: 7 подсказок Как сохранить подруг, когда вы на разных этапах жизни: 7 подсказок

Семь советов, которые помогут сохранить дружбу

Psychologies
Сверхдоход или любовь к жирафам: семь ошибок при запуске своего бизнеса в Африке Сверхдоход или любовь к жирафам: семь ошибок при запуске своего бизнеса в Африке

Самые распространенные ошибки начинающих свой африканский путь предпринимателей

Forbes
«Для нас это очень амбициозная задача» «Для нас это очень амбициозная задача»

Как России приблизиться к мировым лидерам по уровню роботизации промышленности?

Монокль
Медицинский случай: у очень редких «близнецов-пауков» три ноги, четыре руки и один пенис Медицинский случай: у очень редких «близнецов-пауков» три ноги, четыре руки и один пенис

Сиамские близнецы в Индонезии родились сросшимися, как «паук»

ТехИнсайдер
Гонки вокруг света Гонки вокруг света

Путешествие «леди Сенсация» привлекло внимание прессы и читателей по всему миру

Вокруг света
Закодировать от злого умысла: как криптография защитит от мошенничества Закодировать от злого умысла: как криптография защитит от мошенничества

Как справиться с мошенничеством?

Forbes
Запах старости: почему пожилые люди странно пахнут Запах старости: почему пожилые люди странно пахнут

«Запах старости»: что его вызывает? Это связано с гигиеной или болезнями?

ТехИнсайдер
7 фраз, которые моментально превращают вас в токсичного душнилу 7 фраз, которые моментально превращают вас в токсичного душнилу

Эти слова обрели стилистический окрас: учитывайте, когда хотите их произнести!

Psychologies
Ребенок стал квадробером: как выглядит новый (опять странный!) тренд поколения альфа Ребенок стал квадробером: как выглядит новый (опять странный!) тренд поколения альфа

Почему поколению альфа так нравится менять свой образ?

Psychologies
«К 2026 году ей будет страдать каждый второй европеец». Врач-иммунолог — о причинах появления аллергии, эффективных способах лечения и мифе о гипоаллергенных животных «К 2026 году ей будет страдать каждый второй европеец». Врач-иммунолог — о причинах появления аллергии, эффективных способах лечения и мифе о гипоаллергенных животных

Откуда у человека берется аллергия и какие существуют способы её лечения?

СНОБ
Исследование: мужчины, как правило, выбирают себе друзей с другим вкусом на девушек Исследование: мужчины, как правило, выбирают себе друзей с другим вкусом на девушек

Мужчины стараются дружить с теми, у кого вкус на девушек не совпадает с их

ТехИнсайдер
Психологическая поддержка для мужчин: как выбрать специалиста — чек-лист Психологическая поддержка для мужчин: как выбрать специалиста — чек-лист

Как мужчине как не ошибиться с выбором специалиста и как оценить терапию?

Psychologies
Великая Отечественная война: многие не знают, как было на самом деле Великая Отечественная война: многие не знают, как было на самом деле

Как на самом деле развивались знаковые события Великой Отечественной войны?

ТехИнсайдер
Как сделать занятия бегом эффективнее с помощью смарт-часов Как сделать занятия бегом эффективнее с помощью смарт-часов

Как смарт-часы могут повысить вашу мотивацию в занятиях бегом?

CHIP
Бемби против Годзиллы Бемби против Годзиллы

«Олененок»: триумф травмы

Weekend
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
«Извне», «Защищая Джейкоба» и «Дом с прислугой»: 10 лучших сериалов последних лет в жанре триллер «Извне», «Защищая Джейкоба» и «Дом с прислугой»: 10 лучших сериалов последних лет в жанре триллер

Собрали многосерийные триллеры, которые можно осилить за выходные

Правила жизни
Открыть в приложении