Как «сундуки» с артефактами рассорили геймеров с игровыми студиями

РБКБизнес

Как «сундуки» с артефактами рассорили геймеров с игровыми студиями

Текст Павел Карасев

Объем мирового рынка видеоигр в 2017 году перевалил за $100 млрд, подсчитали аналитики исследовательской компании SuperData. Немалая часть этой суммы пришлась на микротранзакции — платежи внутри игр за дополнительные функции. Такой способ монетизации существует давно, в основном он используется в мобильных и бесплатных для установки играх. Однако в последние месяцы разработчики стали активно внедрять микротранзакции и в платных играх. Это спровоцировало серию конфликтов между студиями и геймерами, недовольными системой двойной оплаты: пользователям фактически приходится раскошеливаться и во время покупки игры, и за право доступа к ее «полноценной» версии со всеми артефактами.

Однако компании не собираются отказываться от доходной стратегии: по оценке SuperData, в 2017 году на микротранз акции геймеры потратили $22 млрд (для сравнения, доходы от продаж игр на ПК и консолях составили всего $8 млрд), а через пять лет сумма вырастет до $25 млрд. Голос протеста тем не менее все громче: последние скандалы были спровоцированы «лутбоксами» — внутриигровыми ящикамисундуками, из которых случайным образом выпадают артефакты, порой всерьез влияющие на дальнейшее прохождение игры. Причем затеянная студиями лотерея докатилась и до игр-блокбастеров, ценник на которые начинается от 2 тыс. руб. Недовольных геймеров поддержали регуляторы нескольких стран (например, Бельгии), пригрозившие приравнять разработчиков к операторам азартных игр. Журнал РБК изучил самые громкие кейсы.

Middle Earth: Shadow of War

Одной из первых поощрять геймеров «лутбоксами» за их собственные деньги решила американская Monolith, разработчик серии игр по вселенной «Властелина колец». В очередной игровой саге Middle Earth: Shadow of War, изданной мейджором Warner, студия предложила игрокам покупать ящики с редкими артефактами. В случае Shadow of War в «лутбоксах» чаще всего оказывались орки — главный элемент игровой механики проекта. Пополнять орками армию можно было и просто проводя время в игре, но это занимало на порядок больше времени. Причем купленных орков — и потраченные деньги — геймеры рисковали потерять в налетах других игроков. Любители Shadow of War вскоре начали организованно выражать недовольство на имиджбордах и форумах, а главной площадкой бунта стал Reddit. Несмотря на протесты пользователей, Monolith никак не отреагировала на претензии в свой адрес. Скандал с Shadow of War сошел на нет без последствий для студии, но подготовил почву для следующих, еще более резонансных «лутбокс»-скандалов.

Middle Earth: Shadow of War. Разработчик: Monolith Productions. Дата выхода: 10 октября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Steam

Star Wars Battlefront II

В преддверии выхода восьмого эпизода «Звездных войн» студия Electronic Arts (EA), по лицензии Disney дополняющая киносагу игровыми блокбастерами, выпустила многопользовательский шутер Battlefront 2. Компания еще за полгода до релиза представила новую систему транзакций внутри игры: пользователям предлагалось покупать виртуальные «кредиты», которые можно было потратить на так называемые звездные карты. Карты, в свою очередь, «прокачивали» функции персонажей через открытие «лутбоксов». За месяц до релиза EA запустила открытый бета-тест. Участники эксперимента тут же отметили порочность экономики игры: модель со star cards предполагает, что не умения игрока определяют успех, а толщина кошелька. В общем доступе за внушительную сумму EA планировала продавать лишь часть контента, возмутились геймеры. Компания в ответ заверила, что внесет изменения, но коррективы оказались косметическими и не повлияли на суть монетизации.

Star Wars Battlefront II. Разработчик: EA DICE. Дата выхода: 17 ноября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Origin

За несколько дней до релиза Battlefront 2 один из фанатов «Звездных войн» опубликовал пост на Reddit, в котором возмутился отсутствием доступа ко всему контенту игры. Согласно подсчетам Forbes, добыча всех предметов, персонажей и других апгрейдов внутри шутера стоит более $2 тыс., или 4 тыс. часов прохождения дополнительных миссий. Когда пост набрал популярность, в ветку пришел представитель EA. Вместо признания ошибок он подчеркнул, что компания обеспечила игроков «чувством гордости за достижения». Комментарий получился историческим — он набрал больше всего «минусов» (downvotes) в истории Reddit. Число негативных реакций приблизилось к 700 тыс. В день релиза EA, столкнувшаяся со шквалом критики в соцсетях и СМИ, временно отключила систему транзакций.

Первые дни продаж сопровождались протестами фанатов и критикой экспертов. В одной только Британии продажи игры на физических носителях за неделю оказались на 61% ниже, чем аналогичный показатель первой части шутера. Пользовательский рейтинг на Metacritic оказался ниже одного балла из 100 при почти 3 тыс. оценок. Завершила ноябрь EA на минорной ноте: акции потеряли в стоимости почти 10%, капитализация упала почти на $3 млрд. В конце января CFO компании Блейк Йоргенсен констатировал, что продажи игры по итогам квартала составили 9 млн копий — на 1 млн копий ниже прогноза.

Destiny 2

Гнев геймеров не обошел стороной и вторую часть шутера Destiny. Все началось с выхода дополнения, которое закрыло доступ к части контента игрокам, не купившим его. Американская студия предлагала альтернативу оплате — участие в специальных внутриигровых миссиях, но геймеры сочли, что мотивации получать артефакты, когда все их можно купить, нет. В конце декабря официальный форум игры был завален предложениями закрыть внутриигровой магазин. По мнению пользователей, его работа противоречила высокой стоимости игры: за основную версию и два дополнения разработчик просит более 3 тыс. руб., или $90, а вместе с внутренними покупками выходит и того больше. В отличие от EA, Bungie пошла на контакт с пользователями: разработчик гарантировал, что микротранзакции никогда не распространятся на артефакты, влияющие на прохождение основного сценария игры.

Destiny 2. Разработчик: Bungie. Дата выхода: для консоли — 6 сентября, для ПК — 24 октября 2017 года. Стоимость: 1999 руб. в магазине Battle.net

Фото: DR

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Lada Vesta Cross: Мандарин под елку Lada Vesta Cross: Мандарин под елку

Оранжевый седан Lada Vesta Cross

АвтоМир
Таймз Таймз

Эссе Эдуарда Лимонова

Esquire
Ставка на химию Ставка на химию

Новые лекарства стоят дорого, зато теперь можно эффективно лечить рак таблетками

Forbes
Саша Щипин: Спасись и сохранись Саша Щипин: Спасись и сохранись

«Видоизмененный углерод» — слишком добротный и сбалансированный сериал

СНОБ
«Футляр от виолончели» «Футляр от виолончели»

Телеграм-канал о скандалах, воровстве, чиновниках и судебных исках

Esquire
С пряным акцентом С пряным акцентом

Азиатские соусы на твоем столе

Лиза
На всех... угодишь! На всех... угодишь!

В нашем очередном обзоре самые интересные однодневные поездки из Москвы

Лиза
Посмотри налево Посмотри налево

Арина Холина — о том, в чем настоящий смысл измены

СНОБ
Холст, масло Холст, масло

Художник Григорий Масленников, его мебель, панно и философия

AD
Как выбрать психолога? Как выбрать психолога?

Как понять, что перед тобой профессионал? Какое направление тебе подходит?

Cosmopolitan
Квантовая революция Квантовая революция

В ближайшие десять лет принципиально изменится принцип работы компьютеров

CHIP
«Откопаем машину. Цена договорная» «Откопаем машину. Цена договорная»

Крупнейшие снегопады немедленно привели к появлению на рынке новых услуг

АвтоМир
Пошли по головам Пошли по головам

Скрабы и лосьоны, BB- и ночные кремы, маски и масла – уход за волосами все больше походит на ритуалы для лица. Что это – благо для наших голов или желание брендов побольше заработать?

Psychologies
Практичный подход Практичный подход

Как избавиться от ощущения остановки, «потолка»? Какие цели ставить?

Psychologies
Зачистка и рывок Зачистка и рывок

Россией правят списки — тайные, как при советской власти, и явные, как сейчас

СНОБ
Ханья Янагихара: Люди среди деревьев Ханья Янагихара: Люди среди деревьев

Фрагмент романа Ханьи Янагихары «Люди среди деревьев»

СНОБ
Оружие для любого американца — то же самое, что шляпа для ковбоя Оружие для любого американца — то же самое, что шляпа для ковбоя

Почему владение оружием остается неотъемлемым правом американцев

СНОБ
Это уже слишком! Это уже слишком!

Где, по мнению мужчин, проходит грань между сексуальностью и пошлостью?

Cosmopolitan
Этнографический музей Этнографический музей

Уровень этники в интерьере зависит только от вас

AD
Алексей Алексенко: Попытка объяснить все непонятное разом Алексей Алексенко: Попытка объяснить все непонятное разом

Биологи связали воедино странные истории, которые не стали от этого понятнее

СНОБ
О чем говорить с мужчиной О чем говорить с мужчиной

Фотосессия Ростислава Хаита из «Квартета И» и его девушки Ольги Рыжковой

OK!
Жизнь после Олимпа: исповедь с элементами проповеди Жизнь после Олимпа: исповедь с элементами проповеди

«Сноб» публикует рассказ Андрея Вульфа о поиске смысла своей работы

СНОБ
Анна Алексеева: Забытый зажим, неправильный диагноз. 5 историй о врачебных ошибках Анна Алексеева: Забытый зажим, неправильный диагноз. 5 историй о врачебных ошибках

Истории об ошибочных действиях медиков, которые стоили пациентам здоровья

СНОБ
Кто не знает H2O Кто не знает H2O

Что же не так с водой и почему она не подходит для умывания?

Cosmopolitan
Томас О’Крихинь: Островитянин Томас О’Крихинь: Островитянин

Фрагмент повести Томаса О’Крихиня

СНОБ
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
Добро пожаловать! Добро пожаловать!

С чего начинается дом? С прихожей!

Лиза
Citroën C3 Aircross Citroën C3 Aircross

Оригинальный дизайн заметно выделяет «француза» на фоне конкурентов

Quattroruote
Самые странные способы обезвредить танк — танк! — в истории войн Самые странные способы обезвредить танк — танк! — в истории войн

Сабли, молотки и… кхм, навоз, например, как способ обезвредить танк

Maxim
Парадокс Загитовой: почему не все рады за новую олимпийскую чемпионку (и почему это неправильно) Парадокс Загитовой: почему не все рады за новую олимпийскую чемпионку (и почему это неправильно)

Противостояние российских фигуристок в Пхенчхане было самым драматичным моментом

Esquire
Открыть в приложении