Пишите в твиттер…
Расползшиеся по стране слухи о том, что Tesla собирается открыть для себя Россию официально, мы обсудили с управляющим партнером Moscow Tesla Club Игорем Антаровым. А в процессе затронули и другие пока не особо животрепещущие, но уже давно наэлектризованные темы.
Статистика упрямо твердит, что за 2017 год в нашей стране продано несколько сотен электрокаров с Tesla во главе. Можно ли всерьез воспринимать такой результат?
Игорь Антаров. Со статистикой вообще ситуация забавная. По официальной информации, число проданных в России за прошлый год новых и поезженных электрокаров перевалило за тысячу. А по нашим данным, цифры фактического импорта больше тех, что публикуются официально. Вот, например, ввоз Nissan Leaf через дальневосточную таможню не «бьется». Почему — вопрос сложный. Теперь по поводу роста: тут важно не абсолютное количество. На фоне бензиновых и дизельных машин — это пока капля в море. Важна динамика. И я совершенно четко вижу потенциал к взрывному росту рынка. Вопрос, когда он случится. Многие не верят, потому что на развитие электромобилей влияет множество факторов. Но если брать страны, сделавшие определенные шаги в этом направлении несколько лет назад, можно заметить, как кривая графика продаж уверенно ползет вверх.
Да, но это с учетом кучи налоговых, парковочных и прочих бонусных плюсов для покупателей. И инфраструктура там поразвитее будет…
Игорь Антаров. Инфраструктура — особая тема. Но если взять официальные цифры по России, то два-три года назад счет шел на десятки, а сейчас продажи Tesla исчисляются сотнями. Почему бы не начать считать их тысячами еще через пару лет? Я вполне себе вижу этот нелинейный рост, он ощущается. Взять, к примеру, наш Moscow Tesla Club: начинали мы в небольшом помещении в Смоленском пассаже, где заказанным машинам с лихвой хватало места на паркинге торгового центра. Но поток обращений стал интенсивнее, объемы поставок выросли, и нам пришлось переехать в куда больший по площади офис. Так что рост определенно есть. Конечно, это сложный рынок со своей спецификой — продажа электрокаров требует куда больше опыта и внимания. Любой продавец в обычном дилерском центре реализует за то же время втрое больше традиционных машин с теми же трудозатратами. Условно.
Официальной информации от Tesla пока нигде не прозвучало, но муссируются слухи о приходе бренда на российский рынок. Вы можете как-то их прокомментировать?
Игорь Антаров. Даже обладая точной информацией, я был бы не в праве ее озвучить: Tesla в этом смысле крайне закрытая компания с невероятно жестким NDA (соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. — Прим. ред.). Я могу оперировать лишь тем, что есть в открытом доступе. Ну и собственными наблюдениями. Первое: конкретного плана с четкой датой выхода на наш рынок и открытия официального представительства на сегодня нет. Хотя люди из головного офиса проявляли активный интерес. В частности, их агенты по недвижимости уже изучали рынок, выходили на связь с нами, приезжали в офис. От себя могу добавить следующее — по политике Tesla первым делом обеспечивается необходимая инфраструктура. А уже потом открываются офисы. Это может происходить одновременно или с интервалом. Но в любом случае сперва будут открыты зарядные станции, объединенные в единую европейскую сеть.
На сайте Tesla давно анонсировано открытие четырех фирменных зарядных точек в России, но прогресса пока нет.
Игорь Антаров. Сейчас запланированы станции на трассе на Санкт-Петербург. Уже определены конкретные места. Поверьте, строить Tesla умеет — долгое время компания выдерживала темп один суперчарджер в сутки. С учетом всех согласований и вопроса выделения необходимой мощности. Но тут надо понимать, повторюсь, что речь идет о создании единой европейской сети, чтобы предоставить владельцам электрокаров возможность беспрепятственно передвигаться по миру. Это первая задача. Вторая — организация официальных сервисных центров.
Кстати, а Moscow Tesla Club занимается ремонтом? Мы слышали, что вы только отправляете к заграничным «официалам».
Игорь Антаров. Занимаемся, и уже не первый год. Тут какая история — мы без проблем осуществляем техообслуживание, но никогда не лезем в высоковольтную электронику и программы компьютера, чтобы не нарушать гарантийные обязательства. В противном случае отправляем в Европу. И еще момент — у Tesla очень хороший гарантийный сервис. И при обращении с несущественной проблемой (допустим, не устраивает уплотнитель на двери) вы легко можете получить список из пары десятков дополнительных работ, выполненных, естественно, бесплатно. Поэтому иногда сами владельцы просят переправить машину в ту же Германию или североевропейские страны для полной диагностики. Кстати, зачастую такой подход еще и оправдан по времени — весь процесс занимает меньше недели.