Наша библиотека
Цифровое поколение России
Галина Солдатова, Елена Рассказова, Тимофей Нестик
«В конце 1970-х Шерри Тёркл из Массачусетского технологического института начала собирать данные о том, как влияют компьютеры на психическое развитие первого поколения детей, столкнувшихся с компьютером, – рассказывает психолог Александр Войскунский1. – Я усматриваю близость между книгой Тёркл по этой теме («Второе Я», 1984) и монографией, написанной нашими психологами. Она – о первом поколении российских детей, массово представленном в интернете. Массовость принесли в середине 2000-х игры и социальные сети (наряду с другими интернет-сервисами). Тогда же Галина Солдатова с коллегами начали свои исследования, опросы детей, родителей и педагогов (более 13 тыс. респондентов за десятилетие), организовали телефонную линию помощи «Дети Онлайн» (любой ребенок хоть сейчас может позвонить и получить консультацию психолога).
Книга написана доказательно – с указанием эмпирических результатов. Она полезна и специалистам, и всем интересующимся данной темой. Действительно, разве не любопытно понять, как происходит цифровая социализация? Узнать подробности онлайн-рисков, включая зависимости, цифровой разрыв, ювенойю (cтрах старших за детей и их будущее. – Прим. ред.) или буллинг? Оценить стратегии активного или пассивного копинга? Взрослые еще пытаются уберечь воспитанников от новых технологий. Но куда продуктивнее их осваивать, пытаясь избегать рисков и извлекать выгоду. Книга – отнюдь не путеводитель, рекомендуется внимательно читать и самостоятельно обдумывать маршрут своего путешествия в цифровой мир.
Пожалуй, самое интересное в монографии – это возможность проследить динамику (от 2010 до 2013 года и позже) когнитивного и личностного развития детей, изменение уровня цифровой компетентности. Получается, это своего рода точка отсчета, зафиксировавшая итоги первого десятилетия присутствия детей в интернете. Наверное, эти девочки и мальчики – последнее поколение, которое разбирается в виртуальной реальности лучше, чем взрослые: у идущих им на смену детей родители будут куда более компетентны».
Смысл, 375 с., 460 руб.
1. Александр Войскунский – ведущий научный сотрудник психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Психоанализ
Это мое тело… и я могу делать с ним что хочу
М. Хирш
Исследуя взаимоотношения тела и психики, немецкий психоаналитик рассматривает тело не только как часть нашего «Я», но и как часть внешнего мира, иногда чужеродную, и человек изменяет его так же, как окружающую среду. Играет им, как конструктором. И часто разрушает. «Психоаналитический взгляд на диссоциацию и инсценировки тела» – не только подзаголовок, но и главный тезис монографии, адресованной коллегам-специалистам, врачам и даже философам. Автор рассматривает патологические случаи, когда тело страдает, принимая на себя основной удар и спасая психику в целом. Психоаналитический взгляд на анорексию, булимию, ипохондрию, самоповреждающее поведение неизбежно возвращает читателя к первичным отношениям со значимым объектом – матерью. Отдельная глава посвящена нежеланию женщины – в разном возрасте – иметь ребенка, а беременность рассматривается как угроза идентичности.