«Пророк от поколения миллениалов»: как предприниматель, мечтавший стать первым триллионером, превратился в изгоя
Основатель WeWork Адам Нойманн годами выстраивал имидж «второго Стива Джобса» и создавал вокруг себя атмосферу секты, но в итоге потерял все — бизнес, репутацию и любовь подчиненных
История основателя сети коворкингов WeWork Адама Нойманна — самый остросюжетный бизнес-триллер 2019-го. Амбициозный предприниматель-визионер, метивший в строительство экосистемы ценой даже не в миллиарды, а в триллионы долларов, в течение нескольких недель превратился в изгоя не только внутри собственной компании, но и всего делового сообщества, еще недавно носившего его на руках. Столь стремительного репутационного краха Кремниевая долина не видела со времен развенчания мифа основательницы Theranos Элизабет Холмс.
Как Нойманну удавалось годами убеждать вкладываться в свой проект самых опытных инвесторов, почему его подчиненные до последнего не верили в возможность коллапса и какую роль в эскалации кризиса сыграла жена предпринимателя Ребека? На эти и другие вопросы в масштабном очерке об основателе WeWork ответил спецкор журнала The Vanity Fair Гэбриэл Шерман. Forbes выбрал самые яркие детали из материала.
Советы от Трэвиса Каланика
Момент своего краха Адам Нойманн встретил в собственном элитном триплексе площадью под 600 кв. м на Манхэттене: 18 сентября газета The Wall Street Journal вышла с разгромным текстом о методах менеджмента основателя и гендиректора WeWork. В частности, в материале упоминались пристрастие предпринимателя к алкоголю, марихуане, а также его привычка делать мегаломанские заявления о намерениях стать «президентом планеты» или первым долларовым триллионером.
Поскольку Нойманн страдает дислексией и с трудом справляется с чтением текстов, о самых уязвимых местах статьи его пробрифовали подчиненные. Тот, однако, не стушевался и заверил сотрудников, что материал не вызовет сколько-нибудь серьезных проблем. Он ошибся — именно WSJ запустил цепочку событий, приведших к уходу Нойманна из WeWork.
Инвесторы с Уолл-стрит начали в личных беседах признаваться предпринимателю, что он слишком «токсичная» фигура для руководства WeWork, рассказал знакомый миллиардера. За советом Нойманн обращался даже к основателю и бывшему гендиректору Uber Трэвису Каланику, также изгнанному из собственной компании.
«Я никогда не потеряю пост CEO», — вспоминает боевой настрой создателя WeWork его знакомый (однажды Нойманн даже самоуверенно заявил, что его наследники продолжат руководить бизнесом на протяжении как минимум трехсот лет). Но уже 22 сентября под давлением совета директоров и инвесторов предприниматель был вынужден подать в отставку – горечь корпоративного фиаско мог подогреть разве что внушительный «золотой парашют» на $1,7 млрд.
Впрочем, деньги, по словам источников в окружении Нойманна, не сильно утешили основателя WeWork — тот якобы до сих пор возмущен и разгневан действиями своих оппонентов. В подогревании кризиса он подозревает фонд Benchmark Capital и даже замечает за собой слежку, которую, по его собственной версии, ведет израильская фирма Black Cube — ее же сотрудники преследовали жертв Харви Вайнштейна.
Красивая жизнь семьи Нойманн
«Это было головокружение от успехов», — так один из коллег Нойманна охарактеризовал стиль жизни предпринимателя по состоянию на лето 2019-го.
Основатель WeWork передвигался исключительно в седане Maybach стоимостью более $100 000 с личным водителем, летал по миру на корпоративном Gulfstream G650 стоимостью $60 млн и вместе с женой Ребекой, двоюродной сестрой голливудской звезды Гвинет Пэлтроу, потратил не менее $90 млн на коллекцию из шести особняков в самых престижных районах американских мегаполисов (в одном из них, например, была спальня в форме гитары). Чету Нойманн обслуживал целый отряд нянь (у Нойманнов пять детей), два персональных ассистента и даже собственный шеф-повар.
«Деньги у Адама утекали, как песок сквозь пальцы», — констатировал один из его бывших подчиненных.
Второй Стив Джобс
До того, как WeWork погрузилась в пучину кризиса, Нойманн на протяжении долгих лет был любимчиков ведущих инвесторов мира. Он продавал им не просто бизнес-модель, а целую новую философию, в которой коллеги становились друзьями, офис — домом, работа — жизнью. «Каждый инвестор, которому он питчил нашу идею, не мог устоять», — говорит об этом один из менеджеров WeWork. Нойманна называли «пророком от поколения миллениалов, который опрокидывает шоты текилы во время деловых встреч и одновременно молится о рассвете новой корпоративной культуры».
После встречи с основателем WeWork биограф Стива Джобса Уолтер Айзексон признался журналу Fast Company, что предприниматель напомнил ему легендарного создателя Apple. Нойманн позднее заверял коллег, что Айзексон взялся за написание и его мемуаров (сам писатель не подтвердил эту информацию).