Республика Корея
Интернет по паспорту, турбонационалисты-язычники, христианские секты и американские генералы: востоковед Константин Асмолов объясняет, почему несмотря на все это у российско-корейских торговых и дипломатических отношений блестящие перспективы.
30 сентября 1990 года в Нью-Йорке министры иностранных дел Чхве Хо Чжун и Эдуард Шеварднадзе подписали соглашение об установлении дипломатических отношений между Сеулом и Москвой. С тех пор прошло 30 лет, и если с политическим взаимодействием сложилось не очень, то экономическое сотрудничество у русских и южных корейцев получилось. За три десятилетия товарооборот и взаимный турпоток возросли в 25 раз, во многом благодаря введенному в начале 2014 года безвизовому режиму. В 2006 году компания LG Electronics открыла под Москвой завод по производству бытовой техники. Следом в России были построены заводы компаний Orion и Samsung Electronics. В Санкт-Петербурге появился завод Hyundai Motor, а в центре Москвы – бизнес-центр южнокорейской компании Lotte. В 2019 году Samsung Electronics заняла первое место по объему продаж мобильных телефонов в России, а Hyundai Motor Group и LG Electronics – вторые места по объемам продаж автомобилей и бытовой электроники.
Есть, правда, одна деталь: хотя Корея стала одним из ключевых партнеров РФ в Азии по объему торговли, сумма инвестиций (а это чуть больше $3 млрд)Южной Кореи в России за 30 лет меньше того, что южнокорейские компании инвестируют в экономику ряда своих азиатских партнеров в течение одного года.
В отношениях России и Республики Корея почти нет тех принципиальных сложностей, которые отягощают отношения Сеула с другими странами-соседями. Нет необходимости балансировать между двумя великими державами, одна из которых идеологический сюзерен, а другая – ведущий торговый партнер, как в случае с США и КНР. Нет целого букета исторических и территориальных споров, одно упоминание которых может заморозить любую позитивную инициативу, как в отношениях России с Японией. Уже нет взаимных иллюзий, которые характеризовали первый период отношений двух стран: в Москве ожидали большие экономические преференции, а южные корейцы рассчитывали, что в обмен на это Москва будет проводить в отношении КНДР политику, выгодную Сеулу.
Нет и особенных предубеждений и между жителями России и обычными гражданами Республики Корея. Даже после обострения внешнеполитической обстановки южнокорейские СМИ не столько занялись пропагандой сами, сколько начали переводить статьи западных информационных агентств; с неприязнью живущие в Сеуле россияне не сталкивались. В свою очередь отношение к Корее и к корейцам в России благожелательное. Значительную роль здесь играет набор штампов массового сознания, в рамках которого Южная Корея – это страна исключительно K-pop и телефонов Samsung. Сеул, кстати, в значительной степени создает подобный имидж целенаправленно – на корейском это называется емким термином «паро аллиги», примерный перевод которого – «дать правильное понимание».