Как платное и недешевое искусство менялось вслед за запросами аудитории

Правила жизниКультура

Искусство и заказ

Кому принадлежит искусство — народу или заказчику? Филолог и искусствовед Арсений Дежуров выясняет, как живопись, архитектура и литература трансформировались вслед за запросами платежеспособной аудитории, а вместе с ними менялось и телосложение муз.

На глаз простодушного ценителя искусства, заказчиками бывают музы и Аполлон. Эти древние божества, все еще актуальные в вопросах культуры, насылают вдохновение, купить которое невозможно, а продавать предосудительно. Люди, мыслящие в духовном аспекте, бывают огорчены, когда соловей, вдоволь наевшись баснями, издает алчный клекот: «А деньги?» В общественном сознании художнику идет быть нищим и умереть молодым.

Добродетельные материалисты полагают, что «искусство принадлежит народу». Эти слова, сказанные Лениным Кларе Цеткин (1920), выражают идею не только вождя пролетариата – это общий посыл XIX столетия. Примерно в этом направлении мыслил Марсель Пруст и с ним еще многие эстеты разного калибра. Неважно, святы ли поныне Пруст и Ленин, но эта идея живет в нас. Как часто мы наивно вскидываем глаза и руки к небесам со словами: «Ну кому это нужно? Как это можно смотреть, слушать, обонять, осязать, пробовать на вкус? Короче, публиковать?» Мы, простаки, думаем, что конечные потребители изящного – мы, что искусство – вещь сугубо возвышенная и принадлежит всякому, кто на него взглянет.

В то время как искусство – штука платная и (в желанном для художника случае) дорогая.

В коммунистическом «прежде», какой бы учебник истории чего бы то ни было мы ни открыли (искусства, литературы, кулинарии, кройки и шитья), мы читали предварительную сводку о производительных силах и производственных отношениях, которые определили эволюцию и прогресс исследуемой темы. Социологическая школа исторических исследований, единственная уцелевшая в Союзе, полагала, что культура зависима от политэкономического развития общества. Широко мыслящий ученый современности скучливо скажет, что этот фактор никак отрицать нельзя, но не интереснее ли мыслить в категориях спонтанных изменений мировой культуры, чьи последствия мы видим на всех срезах коллективной мысли и пр.

Ну а если вернуться к архаической модели и в порядке гимнастики для ума проследить, как менялось содержание искусства в зависимости от требований платящей стороны, заказчика?

Власть в Европе передавалась не только из рук в руки. Она переходила от одной формации к другой. В смутное время искусство рабовладельческого строя подверглось строгой ревизии и утилизации. Бронзовые статуи императоров переплавлялись на нужды новой культуры, мраморные боги перекаливались на известь, колонны языческих храмов стали поддерживать своды христианских церквей. Изобразительное искусство поначалу получило величественный пинок, но затем снисходительно было допущено в обиход христианства как «библия для безграмотных»: поспешно крещенная языковая мозаика Европы не успела уразуметь смысл Святого Писания, и плоские выразительные картинки икон помогали неуверенным христианам в общих чертах понять св. Историю.

Это было даже не вполне искусство, ибо по-настоящему «святое» искусство, главная ценность которого – это сокровенный религиозный смысл, больше похоже на магию, во всяком случае, неотделимо от культа. Искусство в чистом виде бесполезно. Оно бесполезно, как бесполезна роскошь, и, подобно роскоши, не должно стоить дешево.

Да, конечно, случались религиозные центры, которые стяжали шедевры, преимущественно ювелирного мастерства. Но и эти клады были насыщены христианским (не поручусь, что всегда искренним) содержанием. Один дьякон храма Св. Софии в Константинополе, кажется, всерьез рассуждал, зачем наполнять самую большую церковь православного мира самоцветным камением и самоскатным жемчугом, а также златом, серебром, аксамитами и проч. Дьякон рассуждал о впечатлении, которое на язычников произведет презренный блеск дольних сокровищ. «А-а, – подумает жадный язычник, – коли у этого бога так много ценностей, значит, он и правда крут. Выучу-ка я греческий, прочитаю, что ему нужно». Выучит, прочитает и убедится в том, что не войти верблюду в игольные уши, а вот честная бедность… ну и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Смех – подарок культуры Смех – подарок культуры

Арсений Дежуров напоминает: человека от животного отличает способность смеяться

Правила жизни
Виктор Раков: «Захаров мне сказал: «Принимайте волевое решение — или в кино сниматься, или в театре работать» Виктор Раков: «Захаров мне сказал: «Принимайте волевое решение — или в кино сниматься, или в театре работать»

«В нашей профессии в любом возрасте чему-то учишься»

Караван историй
Колода джокеров и сорок сценариев будущего Колода джокеров и сорок сценариев будущего

Прогнозист Александр Чулок — о том, по какому пути может пойти развитие общества

РБК
«Пап, а ты когда придешь?»: почему отец так важен для ребенка — 4 главные функции «Пап, а ты когда придешь?»: почему отец так важен для ребенка — 4 главные функции

Какова роль мужчины в воспитании детей, что он делает такого, чего не может мать

Psychologies
Видеоигры — круче Видеоигры — круче

Как видеоигры не просто доросли до искусства, но стали его высшей формой

Правила жизни
Отодвинь подальше Отодвинь подальше

10 продуктов, которые стоит ограничить после 30 лет

Лиза
Дарвину и не снилось Дарвину и не снилось

Какие специалисты могут запрограммировать искусственную эволюцию

РБК
Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе Ловушка «мягкой силы»: как стереотипы ограничивают женщин в карьере и бизнесе

Постоянная оглядка на «мягкую силу» только закрепляет гендерные стереотипы

Forbes
Мем как легенда Мем как легенда

Культура – всего лишь скопище вирусов, или мемов. «Но это не точно»

Вокруг света
2007-й вернули: почему ностальгия заняла такое прочное место в массовой культуре 2007-й вернули: почему ностальгия заняла такое прочное место в массовой культуре

Неужели раньше действительно было лучше? Почему мы ностальгируем?

Psychologies
В постели с нарциссом: как распознать расстройство личности у мужчины, если пока у вас все хорошо В постели с нарциссом: как распознать расстройство личности у мужчины, если пока у вас все хорошо

Как отличить секс с самовлюбленным мужчиной от «секса здорового человека»?

VOICE
Dongfeng DF6. Китайская Navara для российского рынка Dongfeng DF6. Китайская Navara для российского рынка

Китайский пикап Dongfeng DF6: на удивление сбалансированный автомобиль

4x4 Club
Российские сериалы последних лет: топ 10 + достойных вашего внимания Российские сериалы последних лет: топ 10 + достойных вашего внимания

Что могло бы стать классикой современного российского ТВ?

Правила жизни
Ударная техника Ударная техника

Классная клюшка может вывести вас на новый уровень игры. Как их изготавливают?

Robb Report
«Я рада, что ты вошла в мою жизнь легко и радостно. Так и будь в ней!» — сказала мне Ирина Мирошниченко «Я рада, что ты вошла в мою жизнь легко и радостно. Так и будь в ней!» — сказала мне Ирина Мирошниченко

Анжелика Пахомова рассказала о дружбе с Ириной Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Как справиться со страхом перед сексом с новым партнером: 4 совета от клинического психолога Как справиться со страхом перед сексом с новым партнером: 4 совета от клинического психолога

Как справиться с тревогой перед сексом и отдаться процессу с удовольствием?

Psychologies
Антистресс-питание: что есть, чтобы помочь психике Антистресс-питание: что есть, чтобы помочь психике

Откуда организму брать ресурсы, чтобы справляться с бесконечным стрессом?

Psychologies
Настоящий имперец Настоящий имперец

Ни один другой немецкий политик не был использован так сильно, как Бисмарк

Дилетант
Большой гид по саке: как выбрать и что нужно знать о традиционном японском напитке Большой гид по саке: как выбрать и что нужно знать о традиционном японском напитке

Как выбрать саке и что нужно знать о традиционном японском напитке

СНОБ
Покупка подержанного KIA Sorento Prime (2014-2020) Покупка подержанного KIA Sorento Prime (2014-2020)

KIA Sorento Prime: не стоит ожидать от него слишком многого

4x4 Club
«Ученики в восторге, родители в прострации»: почему в России увольняют учителей за откровенные фото «Ученики в восторге, родители в прострации»: почему в России увольняют учителей за откровенные фото

Почему образ преподавателя критично воспринимается обществом

Psychologies
Записки отельера: проблемная невеста Записки отельера: проблемная невеста

Gоучительная история, по мотивам которой впору снимать голливудскую комедию

Правила жизни
Как виноделы доказали, что работа с небольшими объемами имеет экономический смысл Как виноделы доказали, что работа с небольшими объемами имеет экономический смысл

В виноделии размер действительно имеет значение

Forbes
Как Binance взлетела на неудачном запуске фирменного токена Как Binance взлетела на неудачном запуске фирменного токена

Как Binance обернула крупнейший провал себе на пользу

Forbes
Стричься не нужно: как отрастить длинные волосы после 50 лет и сохранить их красивыми Стричься не нужно: как отрастить длинные волосы после 50 лет и сохранить их красивыми

Как правильно после 50 лет ухаживать за длинными волосами?

VOICE
Стесняюсь спросить: 13 мифов о контрацепции, с которыми давно пора разобраться Стесняюсь спросить: 13 мифов о контрацепции, с которыми давно пора разобраться

Как грамотно выбрать метод контрацепции, которая по сей день окутана мифами

Правила жизни
«Вот где у твоих родителей мозги?» и еще 15 фраз, которые выдают токсичную бабушку «Вот где у твоих родителей мозги?» и еще 15 фраз, которые выдают токсичную бабушку

Фразы бабушек, из-за которых стоит ограничить их общение с внуками

Psychologies
Блоги vs блохи Блоги vs блохи

Самый дикий случай в истории сложных отношений между блогерами и бизнесом

Правила жизни
Кулинарные мемуары: актер Стэнли Туччи рассказывает истории о своих любимых блюдах Кулинарные мемуары: актер Стэнли Туччи рассказывает истории о своих любимых блюдах

Глава из книги Стэнли Туччи «Вкус. Кулинарные мемуары» о Флоренции

Forbes
В древесине ледникового периода обнаружили следы сверхмощной солнечной вспышки В древесине ледникового периода обнаружили следы сверхмощной солнечной вспышки

Ученые обнаружили в Альпах окаменевшую древесину эпохи позднего плейстоцена

N+1
Открыть в приложении