Как платное и недешевое искусство менялось вслед за запросами аудитории

Правила жизниКультура

Искусство и заказ

Кому принадлежит искусство — народу или заказчику? Филолог и искусствовед Арсений Дежуров выясняет, как живопись, архитектура и литература трансформировались вслед за запросами платежеспособной аудитории, а вместе с ними менялось и телосложение муз.

На глаз простодушного ценителя искусства, заказчиками бывают музы и Аполлон. Эти древние божества, все еще актуальные в вопросах культуры, насылают вдохновение, купить которое невозможно, а продавать предосудительно. Люди, мыслящие в духовном аспекте, бывают огорчены, когда соловей, вдоволь наевшись баснями, издает алчный клекот: «А деньги?» В общественном сознании художнику идет быть нищим и умереть молодым.

Добродетельные материалисты полагают, что «искусство принадлежит народу». Эти слова, сказанные Лениным Кларе Цеткин (1920), выражают идею не только вождя пролетариата – это общий посыл XIX столетия. Примерно в этом направлении мыслил Марсель Пруст и с ним еще многие эстеты разного калибра. Неважно, святы ли поныне Пруст и Ленин, но эта идея живет в нас. Как часто мы наивно вскидываем глаза и руки к небесам со словами: «Ну кому это нужно? Как это можно смотреть, слушать, обонять, осязать, пробовать на вкус? Короче, публиковать?» Мы, простаки, думаем, что конечные потребители изящного – мы, что искусство – вещь сугубо возвышенная и принадлежит всякому, кто на него взглянет.

В то время как искусство – штука платная и (в желанном для художника случае) дорогая.

В коммунистическом «прежде», какой бы учебник истории чего бы то ни было мы ни открыли (искусства, литературы, кулинарии, кройки и шитья), мы читали предварительную сводку о производительных силах и производственных отношениях, которые определили эволюцию и прогресс исследуемой темы. Социологическая школа исторических исследований, единственная уцелевшая в Союзе, полагала, что культура зависима от политэкономического развития общества. Широко мыслящий ученый современности скучливо скажет, что этот фактор никак отрицать нельзя, но не интереснее ли мыслить в категориях спонтанных изменений мировой культуры, чьи последствия мы видим на всех срезах коллективной мысли и пр.

Ну а если вернуться к архаической модели и в порядке гимнастики для ума проследить, как менялось содержание искусства в зависимости от требований платящей стороны, заказчика?

Власть в Европе передавалась не только из рук в руки. Она переходила от одной формации к другой. В смутное время искусство рабовладельческого строя подверглось строгой ревизии и утилизации. Бронзовые статуи императоров переплавлялись на нужды новой культуры, мраморные боги перекаливались на известь, колонны языческих храмов стали поддерживать своды христианских церквей. Изобразительное искусство поначалу получило величественный пинок, но затем снисходительно было допущено в обиход христианства как «библия для безграмотных»: поспешно крещенная языковая мозаика Европы не успела уразуметь смысл Святого Писания, и плоские выразительные картинки икон помогали неуверенным христианам в общих чертах понять св. Историю.

Это было даже не вполне искусство, ибо по-настоящему «святое» искусство, главная ценность которого – это сокровенный религиозный смысл, больше похоже на магию, во всяком случае, неотделимо от культа. Искусство в чистом виде бесполезно. Оно бесполезно, как бесполезна роскошь, и, подобно роскоши, не должно стоить дешево.

Да, конечно, случались религиозные центры, которые стяжали шедевры, преимущественно ювелирного мастерства. Но и эти клады были насыщены христианским (не поручусь, что всегда искренним) содержанием. Один дьякон храма Св. Софии в Константинополе, кажется, всерьез рассуждал, зачем наполнять самую большую церковь православного мира самоцветным камением и самоскатным жемчугом, а также златом, серебром, аксамитами и проч. Дьякон рассуждал о впечатлении, которое на язычников произведет презренный блеск дольних сокровищ. «А-а, – подумает жадный язычник, – коли у этого бога так много ценностей, значит, он и правда крут. Выучу-ка я греческий, прочитаю, что ему нужно». Выучит, прочитает и убедится в том, что не войти верблюду в игольные уши, а вот честная бедность… ну и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Время измениться в размерах» «Время измениться в размерах»

Корифеи медиабизнеса обсуждают будущее аналоговых и цифровых медиа

Правила жизни
Улыбки на сгенерированных лицах сделали портреты красивее Улыбки на сгенерированных лицах сделали портреты красивее

Портреты с улыбающимися людьми казались участникам эксперимента более красивыми

N+1
«Большинство и не хочет работать» «Большинство и не хочет работать»

Андрея Курпатова считают техноскептиком, но сейчас он работает над созданием ИИ

Правила жизни
Константин Маслаков: «Эволюция городов связана с развитием метро» Константин Маслаков: «Эволюция городов связана с развитием метро»

Метро остается одним из самых экологичных видов транспорта

РБК
Антидворянец Антидворянец

Самые свежие сплетни и слухи столетней давности в новой рубрике «Правил жизни»

Правила жизни
Человеческая речь напугала диких животных сильнее львиного рыка Человеческая речь напугала диких животных сильнее львиного рыка

Звери убегали вдвое чаще и в два раза быстрее покидали водопой, услышав человека

N+1
Соль Лондона Соль Лондона

Несколько картинок из жизни безумной лондонской квартирки и ее хозяйки

Seasons of life
«Поиграть в игру «Поиграть в игру

Как изменились привычки покупателей за последние полтора года?

РБК
Как бегать, если вы... ненавидите бегать Как бегать, если вы... ненавидите бегать

Что делать, если вы ненавидите бегать

Men’s Health
Гайдай сказал ему: «Обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Воробьянинова получите вы» Гайдай сказал ему: «Обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Воробьянинова получите вы»

Невестка Сергея Филиппова вспоминает о великом актере

Коллекция. Караван историй
Бесстыдное обаяние идеологии Бесстыдное обаяние идеологии

Как Никита Михалков превратил стереотипы в национальный эпос

Weekend
В чем корни арабо-израильского конфликта: история и современность В чем корни арабо-израильского конфликта: история и современность

Попытаемся разобраться в причинах самого долгого противостояния

Maxim
Вкусные приключения итальянца в России Вкусные приключения итальянца в России

Топ-5 мест в России которые поразили ведущего Федерико Арнальди

Лиза
Покажите цифры! Покажите цифры!

Какую температуру надо сбивать и как это лучше сделать

Лиза
И худые станут толстыми И худые станут толстыми

Мемуары крестьянина Ивана Юрова и история фэтшейминга в России

Weekend
Кулинарные мемуары: актер Стэнли Туччи рассказывает истории о своих любимых блюдах Кулинарные мемуары: актер Стэнли Туччи рассказывает истории о своих любимых блюдах

Глава из книги Стэнли Туччи «Вкус. Кулинарные мемуары» о Флоренции

Forbes
5 принципов создания «умных» городов, переживших глобальный бум ESG 5 принципов создания «умных» городов, переживших глобальный бум ESG

Самые удачные принципы, которые помогают сделать городскую среду устойчивее

РБК
«Глупо ждать конца глупости» «Глупо ждать конца глупости»

Борис Пастернак об отношениях с историей

Weekend
Василий Розанов: возле русской идеи Василий Розанов: возле русской идеи

«Покажите мне Ленина. Ужасно интересуюсь. Я – монархист Розанов»

Знание – сила
Бесконтактные платежи: насколько они безопасны Бесконтактные платежи: насколько они безопасны

Стоит ли переживать, если вы потеряли смартфон с системой бесконтактных платежей

CHIP
5 типов друзей, которые тянут тебя вниз 5 типов друзей, которые тянут тебя вниз

С какими людьми нужно прекращать общение?

VOICE
Битва за молодежь: почему в России увеличивают расходы на патриотическое воспитание Битва за молодежь: почему в России увеличивают расходы на патриотическое воспитание

Ставка на молодежь: есть ли шансы у пропаганды достучаться до детей?

Forbes
Ночь времен: классик испанской литературы о любви во времена Гражданской войны Ночь времен: классик испанской литературы о любви во времена Гражданской войны

Глава из книги «Ночь времен»: 1936 год в жизни испанца Игнасио Абеля

Forbes
Как глобальное потепление сказывается на почве Земли: люди игнорируют этот фактор! Как глобальное потепление сказывается на почве Земли: люди игнорируют этот фактор!

Наша планета нагревается все больше и больше, и не только ее атмосфера и океаны

ТехИнсайдер
Какими были школьные завтраки лауреата «Золотого глобуса» Стэнли Туччи Какими были школьные завтраки лауреата «Золотого глобуса» Стэнли Туччи

Лауреат «Золотого глобуса» Стэнли Туччи написал книгу «Вкус. Кулинарные мемуары»

СНОБ
Жители юга Сулавеси изготовили орудия из зубов тигровой акулы семь-пять тысяч лет назад Жители юга Сулавеси изготовили орудия из зубов тигровой акулы семь-пять тысяч лет назад

Археологи исследовали два просверленных зуба тигровой акулы со следами износа

N+1
Древний Рим живее всех живых: еще 11 способов подумать о Римской империи Древний Рим живее всех живых: еще 11 способов подумать о Римской империи

Что изучить, когда кажется, что Древний Рим обдуман вдоль и поперек?

Maxim
Лед и пламя: как Сандре Хюллер удалось стать одной из самых важных актрис своего поколения Лед и пламя: как Сандре Хюллер удалось стать одной из самых важных актрис своего поколения

Как Сандре Хюллер стала незаменимой в международном кино

Правила жизни
От космического грузчика до театрального режиссера. Чем, кроме «Друзей», запомнился Мэттью Перри От космического грузчика до театрального режиссера. Чем, кроме «Друзей», запомнился Мэттью Перри

Мэттью Перри писал сценарии, режиссировал постановки и успел выпустить мемуары

СНОБ
Как образование превращается в игру: плюсы и минусы геймификации Как образование превращается в игру: плюсы и минусы геймификации

Почему геймификация может быть полезна в обучении

Psychologies
Открыть в приложении