Что такое научпоп в кино? Зачем его снимают? Кто его смотрит?

Знание – силаСобытия

Познавательное кино

На экране плавают, порхают, кувыркаются, взлетают, кружатся, вращаются, закручиваются в спирали, втягиваются в воронку разноцветные большие и поменьше объемные фигуры: шары, призмы, кубы, прямоугольники… Закадровый голос сообщает: «Мы внутри клетки». Звучит музыка. «Видим липидный мост… При повреждении белки выделяют хемокилы…

Наталья Стеркина

Сигнальные молекулы… Поверхность белка…» Шевелится сине-зеленый шар, повисает розоватый канат над расчерченной плоскостью. Это британский анимационный научно-популярный фильм «Тайная жизнь клетки», снятый на BBC. Озадачивает? В общем, да. Семь минут сорок шесть секунд всего-то. Можно остановить просмотр, рассмотреть внимательнее, вникнуть. Но почему такая форма?

Когда-то в кинотеатрах перед началом фильма показывали киножурнал, там были сюжеты о научных открытиях, даже если не очень понятны были термины, но был знаком язык, а сейчас… Впрочем, интерес-то возник: это же тайная жизнь…

Если вспомнить историю кино, то и в начале ХХ века Владислав Старевич уже использовал анимацию, когда снимал «познавательное кино» «Электрический телеграф» (1911 г.).

В двадцатые годы фильмы были скорее не просветительскими, а агитационными – например, Нарком здравоохранения одобрил образцовое, гигиеническое жилище, со стерильной кухней, и был снят фильм «Как ты живешь? » (производство Совкино, режиссер Григорий Широков).

С начала тридцатых до начала шестидесятых публика хотела смотреть учебные фильмы. Их снималось множество, а вот в шестидесятые и начался, собственно, научпоп, людей стала интересовать наука. Появилось много студий по всему Советскому Союзу.

Сейчас таких студий практически нет. А научно-популярное кино есть. Так кто, где и зачем его снимает? И кто его смотрит? Попробуем ответить на эти вопросы.

Все-таки довольно большое количество зрителей по-прежнему выбирает телевизор. И надо сказать, что на телевидении познавательные, образовательные и просветительские программы выходили и выходят бесперебойно.

В 1973 году с выпуска «Космос» началась жизнь передачи «Очевидное – невероятное» (вдохновителем был ученый-физик Лев Николаевич Николаев, а бессменным ведущим Сергей Петрович Капица). В 1989 году появилась еще одна познавательная программа «Под знаком Пи», ее вел сам Л. Николаев.

Телеканал «Культура» приобретал и заказывал интересные документальные и научно-популярные фильмы (продолжает это делать и сейчас).

В 1981 году на студии «Центрнаучфильм » появился удивительный фильм, как сказал Виталий Трояновский, киновед, режиссер, начальник отдела просветительских программ ГТРК «Культура»: «соединение фантастического сюжета о «спящих генах» и дискуссии ученых». Елена Саканян сняла картину «Кто разбудит аксолотля? » Это фильм об амбистомовых (земноводных), которые по какой-то причине, вырастая, не лишаются своих жабр (трех), но могут размножаться, как и прочие. Они живут в одном из озер Мексики. Этот феномен заставляет ученых дискутировать о «биологии развития», о неотении. В фильме сочетаются анимация, игра актеров (Юрий Катин-Ярцев, Владислав Дворжецкий) и реальная беседа ученых в студии (академик Дмитрий Константинович Беляев, профессор Николай Владимирович Тимофеев‑Ресовский). На глазах зрителей обсуждаются вопросы, на которые пока еще нет ответа. «Наука неисчерпаема в своем стремлении». Консультантами фильма были доктор биологических наук, эколог и генетик, первый министр природопользования и охраны окружающей среды СССР Николай Николаевич Воронцов и доктор геолого-минералогических наук, палеоботаник, философ Сергей Викторович Мейен. Трояновский считает, что большую роль играет и просветительство в гуманитарной сфере. В 2022 году был показан фильм «ЮрМих», снятый по заказу канала (режиссер Алексей Шипулин). Эта лента рассказывает о профессоре филологии Юрии Михайловиче Лотмане, запомнившемся многим по лекциям «Беседы о русской культуре», которые он вел на канале «Культура» в восьмидесятые годы. Фильм начинается с титра: «Единственное, чем наука по своей природе может служить человедоку, это удовлетворять его потребности в истинном. Ю. Лотман». По жанру это фильм-портрет, но его просветительское значение велико: зритель узнает о семиотике, о том, как в Тарту, в летней школе, читали лекции о знаковой системе, о ее возможностях применительно к изучению текста (причем не только литературного, но и кино, музыки, живописи). О Лотмане рассказывали филологи Федор Успенский, Вадим Руднев, Михаил Лотман и другие.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Турбозапуски и премиумизация: как меняются массмаркет и миддл-бренды Турбозапуски и премиумизация: как меняются массмаркет и миддл-бренды

Российские бренды сегментов массмаркет и миддл меняются на глазах

РБК
Жизнь врасплох Жизнь врасплох

В 2022 году московский памятник конструктивизма Хлебозавод №5 обрел новую жизнь

СНОБ
Снова синяк! Откуда берутся гематомы на теле без видимых причин Снова синяк! Откуда берутся гематомы на теле без видимых причин

Иногда синяки на теле свидетельствуют о наличии тяжелого заболевания

Лиза
Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать» Александр Чулок: «Мы не стараемся угадать будущее, мы хотим его создать»

Прогнозист Александр Чулок — о том, чем станет ИИ для общества в будущем

РБК
Катрин Денев. Третий акт Катрин Денев. Третий акт

Личная жизнь и карьера звезды французского кинематографа Катрин Денев

СНОБ
Время ацтеков Время ацтеков

Что зашифровали ацтеки

Вокруг света
Реальная красота: шесть фильмов, меняющих представление о женской внешности Реальная красота: шесть фильмов, меняющих представление о женской внешности

Фильмы, которые избавляют зрителя от стереотипов о женской внешности

Forbes
Король драмы: что нужно знать о нобелевском лауреате по литературе Юне Фоссе Король драмы: что нужно знать о нобелевском лауреате по литературе Юне Фоссе

Юне Фоссе — что скрывается за фасадом белого богатого мужчины?

Правила жизни
Маленькие взрослые: 4 типа парентификации и их последствия Маленькие взрослые: 4 типа парентификации и их последствия

В каких семьях возникает парентификация и как она влияет на нашу жизнь

Psychologies
Видно по глазам: как Хаби Лейм покорил TikTok и стал любимчиком мировых брендов Видно по глазам: как Хаби Лейм покорил TikTok и стал любимчиком мировых брендов

Всего за три года Хаби Лейм стал самым популярным тиктокером, не говоря ни слова

Forbes
Желанное искусство каллипедии Желанное искусство каллипедии

Каллипедия — что это за искусство и как оно связано со сказками?

Знание – сила
Записки зрелого врача: каким получился спектакль «Комната Адлера» с Олегом Меньшиковым Записки зрелого врача: каким получился спектакль «Комната Адлера» с Олегом Меньшиковым

Почему пропускать спектакль «Комната Адлера» не рекомендуется

Правила жизни
Одиночество в толпе: почему мы чувствуем себя неприкаянными и что с этим делать Одиночество в толпе: почему мы чувствуем себя неприкаянными и что с этим делать

Что такое «одиночество в толпе», почему оно возникает и как от него избавиться?

Psychologies
Как детские травмы мешают нам строить счастливые отношения Как детские травмы мешают нам строить счастливые отношения

Какую роль играют детские травмы в отношениях между мужчиной и женщиной

Psychologies
Как люди научились сотрудничать. Отрывок из книги «Неоконченная симфония Дарвина» Как люди научились сотрудничать. Отрывок из книги «Неоконченная симфония Дарвина»

Отрывок из книги «Неоконченная симфония Дарвина»

СНОБ
Поэт-пророк, или Есть ли у России будущее? Поэт-пророк, или Есть ли у России будущее?

Об одной идее Михаила Лермонтова

Знание – сила
Знатному пазырыкцу поставили диффузный идиопатический скелетный гиперостоз Знатному пазырыкцу поставили диффузный идиопатический скелетный гиперостоз

Ученые исследовали останки мужчины, найденные в могильнике Ак-Алаха-1

N+1
Как электрик Дэвид Фуллер занимался некрофилией в больницах: история маньяка из Англии! Как электрик Дэвид Фуллер занимался некрофилией в больницах: история маньяка из Англии!

После ареста Дэвида Фуллера за пару убийств полиция была потрясена

ТехИнсайдер
«Прибыль ниоткуда не посыпется»: как женщины управляют бизнесом и развивают регионы «Прибыль ниоткуда не посыпется»: как женщины управляют бизнесом и развивают регионы

Развитие локальных территорий может принести бизнесу больше, чем освоение столиц

Forbes
Колесо судьбы Харрисона Форда Колесо судьбы Харрисона Форда

Легендарный актер Харрисон Форд, чьи герои не сходят с экранов более полувека

Караван историй
Долма Долма

Долма — часть нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Знание – сила
«Я слышу то, что пишу» и другие цитаты писателя Юна Фоссе «Я слышу то, что пишу» и другие цитаты писателя Юна Фоссе

Разбираемся в своеобразии творчества норвежского писателя Юна Фоссе

РБК
Наследник внебрачной любви: эта тайна происхождения князя Монако Альбера II сегодня почти забыта Наследник внебрачной любви: эта тайна происхождения князя Монако Альбера II сегодня почти забыта

Побочные дети правителя Монако - горячая тема

VOICE
Как во Франции десятилетиями строят замок Геделон, используя методы XIII века! Как во Франции десятилетиями строят замок Геделон, используя методы XIII века!

Примечательно здание строят по лекалам средневековья уже около 25 лет

ТехИнсайдер
Посмотрите на аллигатора из США — мужчина использует его для эмоциональной поддержки! Посмотрите на аллигатора из США — мужчина использует его для эмоциональной поддержки!

Может ли домашний аллигатор оказывать психологическую помощь?

ТехИнсайдер
Бесстыдное обаяние идеологии Бесстыдное обаяние идеологии

Как Никита Михалков превратил стереотипы в национальный эпос

Weekend
Как перекусывать, чтобы не набирать вес: 5 правил Как перекусывать, чтобы не набирать вес: 5 правил

Важные правила перекусов, которые помогут сделать их здоровыми

Psychologies
Кого сильнее всего боятся животные в саванне Кого сильнее всего боятся животные в саванне

Зоологи выяснили, кого больше всего боятся животные

СНОБ
«Певица», «авторка», «фруктиса»: что лингвисты думают о феминитивах «Певица», «авторка», «фруктиса»: что лингвисты думают о феминитивах

Отрывок из книги «В начале было кофе» — о спорных аспектах русского языка

Forbes
Открыть в приложении