Как начинался кинематограф и какие потрясения он пережил

Знание – силаИстория

Кинотехника: на грани третьей весны

Александр Марков

Ряды терапевтических кресел

За свою историю кинематограф пережил две настоящие революции: звуковую и широкоэкранную. Все прочие технические достижения, всякие 3D-спецэффекты были и до камеры братьев Люмьер, придумавших очередной удачный способ поддержать отцовское производство целлулоидной пленки. На ярмарках можно было посмотреть в глазок за сменными движущимися картинками, в том числе – в стереообъектив, у себя дома за полчаса получалось смастерить праксиноскоп (устройство, ставящее вращающиеся картинки перед разрезами и потому создающее эффект оживающей картинки), а надоест праксиноскоп – есть куда пойти: в городе наделала сенсаций круговая панорама битвы. В самой по себе технике оживших изображений, заявивших о себе прямо перед твоими глазами и не собирающихся выходить из поля зрения, не было ничего неожиданного.

Более того, спецэффекты были известны издревле. Для нас античный театр – ровные камни под открытым небом; но это было искусство самых иллюзорных спецэффектов: медные пластины издавали гром, зеркалами изображались молнии, трехмерные декорации, придуманные Анаксагором, поражали воображение не меньше, а больше, чем дошедшие до нас помпейские иллюзорные фрески. На машине-люльке спускался Аполлон или иной бог в золотых одеждах, распространяя сияние вокруг себя, хор пел так громко, что казалось, будто поет само небо. Источники яркого света, звука, шума изготавливались специально, и этот театр переходил в жизнь, и еще тиран Писистрат, проехав на золотой колеснице, внушил древним афинянам, что он посланец самой Афины. В XIX веке русский генерал Григорий Засс покорял Кавказ, показывая испуганным горцам электрическую машину и механические табакерки. Поражать воображение людей можно было и без движущихся картинок, хватало движущихся фигурок и мнимых вспышек молний.

Праксиноскоп Эмиля Рейно

Братья Люмьеры изобрели другое – темный зал с рядами кресел. Конечно, у них был предшественник – Рихард Вагнер, создавший театр в Байрейте. В Париже Вагнера обычно давали в концертном исполнении: Ж.-К. Гюисманс устами своего героя, эстета-декадента Дез Эссента, сравнивал такое исполнение с подачей отдельных кусков на большом блюде, – причем сложную партитуру кто-то из оркестрантов перевирал, соус оказывался не тот. Разве что заперевшись дома, можно было приготовить музыкальный ужин как надо, хотя бы просто читая партитуру. Братья Люмьеры позволили тем, кто не умеет читать партитуру и не может запереться один в пустой квартире за неимением большой квартиры, приобщиться к вагнеровскому зрелищу. Это зрелище предвещало эпоху массовых битв и столь же массовых травм, нуждавшихся в коллективной терапии – и темнота кинозала больше всего напоминает о спокойствии врачебной приемной или кабинета.

Вагнер создал стандарт будущего кинотеатра: невзрачное снаружи, но роскошное и впечатляющее изнутри здание, в котором сцена ярко освещена, а зрительские ряды погружены в темноту. В отличие от прежней архитектуры, предназначенной пешеходам и внушающей мысль о величии страны, новая архитектура говорила: пока ты не стал зрителем, специалистом по зрелищам, ты не сможешь воспринять никаких ценностей. Возьми билет на зрелище, как получают справку о прохождении курса, и ты – специалист по всем вопросам, по крайней мере, насколько это будет от тебя требоваться. Научиться быть зрителем еще проще, чем научиться читать; так кинематограф предвещал и массовую подготовку инженеров.

Флиаки в театре Древней Греции

Итак, кинематограф, начавшись как почти шутка, сделался подобием одновременно университетской аудитории, клуба, кабинета терапии, наконец, места для отчетно-выборного собрания. Аудитория фильма дружно принимала показанный на экране отчет о реальности, наглядную презентацию, и убеждалась, что с реальностью как будто все в порядке, и можно уже не думать об угрозах и вызовах наступающего ХХ века. Утверждение кино в Европе совпало с упадком партий, превратившихся в группы лоббирования, – великий польско-русский филолог Фаддей Зелинский жаловался, что при всем красноречии отдельных юристов новый Цицерон невозможен; ведь даже самой правильно построенной речью не переубедишь верных партийной дисциплине депутатов. Кино хотя бы создавало иллюзию общей воли и народного одобрения окружающего бытия, независимо от партий или групп интересов. Но в России партии, наоборот, только вступали в жизнь, партийная жизнь только началась в 1905 году, и кинематограф оказался не терапевтическим кабинетом, а наоборот, прихожей для больших зрелищ: начальной, а не конечной точкой социального движения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игры разума Игры разума

Ученые вывели глухих комаров и отправили в космос первый деревянный спутник

Вокруг света
6,5-часовой сон сохранил кору головного мозга 6,5-часовой сон сохранил кору головного мозга

6,5 часа сна связаны с набольшей толщиной коры полушарий головного мозга

N+1
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
«Я буду первопроходцем»: как Шейла Фицпатрик уже более 60 лет изучает историю СССР «Я буду первопроходцем»: как Шейла Фицпатрик уже более 60 лет изучает историю СССР

Профессор Шейла Фицпатрик — о цикличности российской истории

Forbes
Тату во имя науки Тату во имя науки

Как нательное искусство помогает исследовать боль

N+1
Несчастье помогло Несчастье помогло

Огромная коллекция произведений искусства, которую собрала Эмили Фишер Ландау

Robb Report
Маршрутизация на дому: как выбрать роутер? Маршрутизация на дому: как выбрать роутер?

Думаете, как выбрать роутер для домашней сети?

CHIP
Как избавиться от едкого запаха краски в квартире: 6 проверенных способов Как избавиться от едкого запаха краски в квартире: 6 проверенных способов

Существует целый ряд способов, как устранить запах краски

ТехИнсайдер
Американская мечта, поло и плюшевый мишка: что нужно знать о дизайнере Ральфе Лорене Американская мечта, поло и плюшевый мишка: что нужно знать о дизайнере Ральфе Лорене

Как выходцу из эмигрантской семьи удалось построить свою модную империю

Правила жизни
Танаис. Воскресшая красота древности Танаис. Воскресшая красота древности

Древняя жемчужина скифов и греков – город Танаис

Зеркало Мира
Узнай лжеца по выражению лица Узнай лжеца по выражению лица

Физиогномика: метод определения личности человека или лженаука?

Зеркало Мира
Убийственное ретро Убийственное ретро

«Континенталь»: спин-офф «Джона Уика» с Мелом Гибсоном

Weekend
Посмотрите на аллигатора из США — мужчина использует его для эмоциональной поддержки! Посмотрите на аллигатора из США — мужчина использует его для эмоциональной поддержки!

Может ли домашний аллигатор оказывать психологическую помощь?

ТехИнсайдер
Странствия доктора Парацельса Странствия доктора Парацельса

Он был неучтив, не признавал авторитетов, но потомки признали его великим ученым

Знание – сила
Покупка подержанного KIA Sorento Prime (2014-2020) Покупка подержанного KIA Sorento Prime (2014-2020)

KIA Sorento Prime: не стоит ожидать от него слишком многого

4x4 Club
Романтики с большой дороги: как менялся образ бандитов в кино Романтики с большой дороги: как менялся образ бандитов в кино

Как менялся образ «благородного преступника» в российских сериалах

Правила жизни
Практические вопросы: Почему в машине холодно? Практические вопросы: Почему в машине холодно?

Вы уже преодолели половину своего пути, а из печки дует едва теплым воздухом?

4x4 Club
Настоящий имперец Настоящий имперец

Ни один другой немецкий политик не был использован так сильно, как Бисмарк

Дилетант
Флуоресценция оказалась широко распространена среди млекопитающих Флуоресценция оказалась широко распространена среди млекопитающих

Какие животные способны к флуоресценции?

N+1
Фисташка — убийца. Почему килограмм смертельно опасных орехов стоит так дорого? Фисташка — убийца. Почему килограмм смертельно опасных орехов стоит так дорого?

Многие из нас очень любят фисташки. Но почему же они стоят так дорого?

ТехИнсайдер
Киты оказались любителями водорослевых обертываний Киты оказались любителями водорослевых обертываний

Австралийские зоологи выяснили, что киты часто взаимодействуют с водорослями

N+1
Игорь Губарь: Лучше летом на «зиме», чем зимой на «лете» Игорь Губарь: Лучше летом на «зиме», чем зимой на «лете»

Когда менять летнюю резину на зимнюю, и на какую именно – с шипами или без

4x4 Club
Забудьте о Тэтчер: как стереотипы о жестком лидерстве мешают женщинам в работе Забудьте о Тэтчер: как стереотипы о жестком лидерстве мешают женщинам в работе

Как в попытках «сыграть в Маргарет Тэтчер» руководительницы теряют себя

Forbes
Вопрос чистоты: как стирать утяжеленное одеяло Вопрос чистоты: как стирать утяжеленное одеяло

Как правильно стирать утяжеленное одеяло как вручную, так и в стиральной машине

ТехИнсайдер
Желуди и каштаны. О пользе игр с природными материалами для детей Желуди и каштаны. О пользе игр с природными материалами для детей

Как игры с желудями и каштанами помогают развивать воображение и мелкую моторику

СНОБ
Что породишь, то и пародируешь Что породишь, то и пародируешь

10 комедий, которые высмеивают киноклише

Weekend
Обращение на восточный манер: как регулируют оборот данных в Китае Обращение на восточный манер: как регулируют оборот данных в Китае

Разбираем китайскую специфику обращения с данными

Forbes
Студии «Дисней» — 100 лет. Как ее создатель Уолт превратил маленький гараж в крупнейшую киностудию и почему в Диснейленд не пустили Никиту Хрущева Студии «Дисней» — 100 лет. Как ее создатель Уолт превратил маленький гараж в крупнейшую киностудию и почему в Диснейленд не пустили Никиту Хрущева

Жизнь человека, благодаря которому весь мир узнал о Микки-Маусе и Дональде Даке

СНОБ
Секреты стирки Секреты стирки

Хочешь доставать из машинки идеально чистое белье?

Лиза
Валери Зоидова Валери Зоидова

Валери Зоидова — о свободе, отношениях с религией и магии кино

Grazia
Открыть в приложении