Как начинался кинематограф и какие потрясения он пережил

Знание – силаИстория

Кинотехника: на грани третьей весны

Александр Марков

Ряды терапевтических кресел

За свою историю кинематограф пережил две настоящие революции: звуковую и широкоэкранную. Все прочие технические достижения, всякие 3D-спецэффекты были и до камеры братьев Люмьер, придумавших очередной удачный способ поддержать отцовское производство целлулоидной пленки. На ярмарках можно было посмотреть в глазок за сменными движущимися картинками, в том числе – в стереообъектив, у себя дома за полчаса получалось смастерить праксиноскоп (устройство, ставящее вращающиеся картинки перед разрезами и потому создающее эффект оживающей картинки), а надоест праксиноскоп – есть куда пойти: в городе наделала сенсаций круговая панорама битвы. В самой по себе технике оживших изображений, заявивших о себе прямо перед твоими глазами и не собирающихся выходить из поля зрения, не было ничего неожиданного.

Более того, спецэффекты были известны издревле. Для нас античный театр – ровные камни под открытым небом; но это было искусство самых иллюзорных спецэффектов: медные пластины издавали гром, зеркалами изображались молнии, трехмерные декорации, придуманные Анаксагором, поражали воображение не меньше, а больше, чем дошедшие до нас помпейские иллюзорные фрески. На машине-люльке спускался Аполлон или иной бог в золотых одеждах, распространяя сияние вокруг себя, хор пел так громко, что казалось, будто поет само небо. Источники яркого света, звука, шума изготавливались специально, и этот театр переходил в жизнь, и еще тиран Писистрат, проехав на золотой колеснице, внушил древним афинянам, что он посланец самой Афины. В XIX веке русский генерал Григорий Засс покорял Кавказ, показывая испуганным горцам электрическую машину и механические табакерки. Поражать воображение людей можно было и без движущихся картинок, хватало движущихся фигурок и мнимых вспышек молний.

Праксиноскоп Эмиля Рейно

Братья Люмьеры изобрели другое – темный зал с рядами кресел. Конечно, у них был предшественник – Рихард Вагнер, создавший театр в Байрейте. В Париже Вагнера обычно давали в концертном исполнении: Ж.-К. Гюисманс устами своего героя, эстета-декадента Дез Эссента, сравнивал такое исполнение с подачей отдельных кусков на большом блюде, – причем сложную партитуру кто-то из оркестрантов перевирал, соус оказывался не тот. Разве что заперевшись дома, можно было приготовить музыкальный ужин как надо, хотя бы просто читая партитуру. Братья Люмьеры позволили тем, кто не умеет читать партитуру и не может запереться один в пустой квартире за неимением большой квартиры, приобщиться к вагнеровскому зрелищу. Это зрелище предвещало эпоху массовых битв и столь же массовых травм, нуждавшихся в коллективной терапии – и темнота кинозала больше всего напоминает о спокойствии врачебной приемной или кабинета.

Вагнер создал стандарт будущего кинотеатра: невзрачное снаружи, но роскошное и впечатляющее изнутри здание, в котором сцена ярко освещена, а зрительские ряды погружены в темноту. В отличие от прежней архитектуры, предназначенной пешеходам и внушающей мысль о величии страны, новая архитектура говорила: пока ты не стал зрителем, специалистом по зрелищам, ты не сможешь воспринять никаких ценностей. Возьми билет на зрелище, как получают справку о прохождении курса, и ты – специалист по всем вопросам, по крайней мере, насколько это будет от тебя требоваться. Научиться быть зрителем еще проще, чем научиться читать; так кинематограф предвещал и массовую подготовку инженеров.

Флиаки в театре Древней Греции

Итак, кинематограф, начавшись как почти шутка, сделался подобием одновременно университетской аудитории, клуба, кабинета терапии, наконец, места для отчетно-выборного собрания. Аудитория фильма дружно принимала показанный на экране отчет о реальности, наглядную презентацию, и убеждалась, что с реальностью как будто все в порядке, и можно уже не думать об угрозах и вызовах наступающего ХХ века. Утверждение кино в Европе совпало с упадком партий, превратившихся в группы лоббирования, – великий польско-русский филолог Фаддей Зелинский жаловался, что при всем красноречии отдельных юристов новый Цицерон невозможен; ведь даже самой правильно построенной речью не переубедишь верных партийной дисциплине депутатов. Кино хотя бы создавало иллюзию общей воли и народного одобрения окружающего бытия, независимо от партий или групп интересов. Но в России партии, наоборот, только вступали в жизнь, партийная жизнь только началась в 1905 году, и кинематограф оказался не терапевтическим кабинетом, а наоборот, прихожей для больших зрелищ: начальной, а не конечной точкой социального движения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За что умер Иван Сусанин? За что умер Иван Сусанин?

Кем был Иван Сусанин и чем он прославился?

Дилетант
Ученые перечислили три объективных и научных способа измерить уровень физической формы Ученые перечислили три объективных и научных способа измерить уровень физической формы

Как корректно оценивать свою физическую форму?

Inc.
Потепление динозавров Потепление динозавров

Какая температура тела была у динозавров?

Наука и жизнь
Дорогой, мы зависли: почему отношения не развиваются Дорогой, мы зависли: почему отношения не развиваются

Что делать с отношениями, которые застыли в стадии “Пока не женаты”

VOICE
Воспитание стиля Воспитание стиля

Фэшн-эксперты о преимуществах профильных блогеров перед селебрити

Правила жизни
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Увидеть Тимбукту и умереть: как отважные безумцы искали сказочный город Увидеть Тимбукту и умереть: как отважные безумцы искали сказочный город

Тимбукту — слово, которое в XIX веке было для исследователей слаще меда

Правила жизни
Как избавиться от едкого запаха краски в квартире: 6 проверенных способов Как избавиться от едкого запаха краски в квартире: 6 проверенных способов

Существует целый ряд способов, как устранить запах краски

ТехИнсайдер

Как выражается пассивная агрессия и что ей можно противопоставить?

VOICE
Путешествуйте налегке, избегайте разговоров и меняйте маршрут: советы от агента МИ-6 Путешествуйте налегке, избегайте разговоров и меняйте маршрут: советы от агента МИ-6

Отрывок из книги «Быть готовым ко всему. Приемы агентов МИ-6 для гражданских»

Forbes
А вот мебель заморская, калининградская А вот мебель заморская, калининградская

Мебельная компания Lazurit построила под Москвой логистический комплекс класса А

Эксперт
В чем польза медитации и может ли она изменить жизнь В чем польза медитации и может ли она изменить жизнь

Чем медитация полезна с точки зрения науки и как к ней подступиться

РБК
«Глупо ждать конца глупости» «Глупо ждать конца глупости»

Борис Пастернак об отношениях с историей

Weekend
Справляемся с тревогой в домашних условиях: 6 вопросов автору техники «экспрессивное письмо» Справляемся с тревогой в домашних условиях: 6 вопросов автору техники «экспрессивное письмо»

Как, не обращаясь к психологу, справиться с чувством беспокойства?

Psychologies
Под высоким напряжением Под высоким напряжением

Как быстро успокоить себя и перестать нервничать: советы психолога

Лиза
Искусство преодоления препятствий Искусство преодоления препятствий

Быть может, паркур изобрели специально, чтобы вернуться «к корням»?

Зеркало Мира
«Новый вызов для лидеров нашего времени» «Новый вызов для лидеров нашего времени»

Кому нужно ESG-образование, зачем и чему учиться

РБК
Глобальное потепление: где земной шарик? Глобальное потепление: где земной шарик?

Климат и все, что с ним связано, – благодатная почва для спекуляций

Зеркало Мира
Полезное безделье: зачем нужна прокрастинация — 5 неожиданных плюсов Полезное безделье: зачем нужна прокрастинация — 5 неожиданных плюсов

Согласно статистике, 15–20% взрослых людей постоянно откладывает дела на потом

Psychologies
Яир Лапид: «Двойная ловушка». Расследование детектива Ширмана Яир Лапид: «Двойная ловушка». Расследование детектива Ширмана

Отрывок из броского детектива о частном сыщике «Двойная ловушка»

СНОБ
Грани креатива. Как бренды создают коллаборации и продумывают маркетинговые стратегии Грани креатива. Как бренды создают коллаборации и продумывают маркетинговые стратегии

Как работают корпоративные бренд-интеграции?

СНОБ
5 экранизаций, чтобы пережить дождливую осень 5 экранизаций, чтобы пережить дождливую осень

Книжные экранизации для семейных вечеров

СНОБ
Что смотреть на фестивале «Послание к человеку» Что смотреть на фестивале «Послание к человеку»

«Послание к человеку» в этом году посвящено памяти Алексея Медведева

Weekend
Молодость породивших шерготтиты марсианских вулканов подтвердили аргон-аргоновым методом Молодость породивших шерготтиты марсианских вулканов подтвердили аргон-аргоновым методом

Ученые определили возраст пород в шерготтитах

N+1
В чем польза калины для здоровья: 5 свойств В чем польза калины для здоровья: 5 свойств

Рассказываем, почему калину стоит попробовать

РБК
Мужчина больше не должен: что такое современная маскулинность Мужчина больше не должен: что такое современная маскулинность

Как формировались гендерные роли, что такое токсичная маскулинность?

Psychologies
3 болезни, которыми можно заразиться и жить с инфекцией, не догадываясь об этом 3 болезни, которыми можно заразиться и жить с инфекцией, не догадываясь об этом

Некоторые вирусы и паразиты живут в нас годами

Maxim
15 самых популярных телесериалов СССР 15 самых популярных телесериалов СССР

Сериалы из СССР: дешево, но порой весьма сердито!

Maxim
Как перестать критиковать близких: 3 шага Как перестать критиковать близких: 3 шага

Чтобы не ставить отношения под угрозу, важно не поддаться желанию критиковать

Psychologies
Король драмы: что нужно знать о нобелевском лауреате по литературе Юне Фоссе Король драмы: что нужно знать о нобелевском лауреате по литературе Юне Фоссе

Юне Фоссе — что скрывается за фасадом белого богатого мужчины?

Правила жизни
Открыть в приложении