Тема часов, отведенного человеку времени была весьма значима для Моцарта

Знание – силаИстория

О Моцарте и Сальери

Павел Щербинин

Симфония номер сорок… Тиканье маленьких часов – или наш тихий пульс – первое, что слышим мы ясным майским утром, просыпаясь у раскрытого окна, из которого вот-вот польются мелодичные трели птиц, долетит шепот ветерка в нежной листве, чей-то негромкий смех – словом, донесется музыка наступившей весны, прекрасная, как сама жизнь…

К слову сказать, тема часов, отведенного человеку времени, была, как нам представляется, весьма значима для Моцарта. В письмах последних месяцев, еще ничего не зная о грядущей скорой гибели, он говорит, что хотел бы закончить пьесу для некоего часовщика, но пока что не может этого сделать… За два месяца до смерти, будучи еще абсолютно здоровым, в одном из писем Моцарт утверждает: «Я знаю, час мой пробил!» – понимая, что жить ему остается недолго. Что это – некая мистика, тайна – и причастен ли Антонио Сальери к безвременной кончине выдающегося гения музыки?

В фильме «Амадей» старый Сальери напевает священнику свои мелодии, когда-то имевшие шумный успех. Но священник не знает их. Тогда Сальери напоминает ему отрывок из произведения Моцарта. Священник в восторге тут же вторит старому музыканту. Но как же так – ведь это его, Сальери, оперы ставились под гром аплодисментов, ведь это он был блестящим придворным композитором – а неудачник и выскочка Моцарт был вынужден вечно скитаться в поисках заработка…

В чем же тут тайна? А тайны нет. Вернее, она заключена в самой музыке, в гармонии совершенства. Музыка сама способна сказать за себя – и указать каждому на его роль в истории. Недаром и у Сальери была опера с многозначительным названием «Сначала музыка, потом слова». Так пусть же – звучит музыка…

Партитура кантаты «К выздоровлению Офелии» (1785), написанной тремя композиторами: Сальери, Моцартом и неким Корнетти

Тем не менее – обратимся к рассказу Павла Петровича Щербинина, певца, солиста оперного хорового ансамбля Московского Государственного Академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, педагога – его эссе, посвященное Антонио Сальери, несомненно, расширит наши знания о двух выдающихся композиторах – и вновь заставит нас восхититься бессмертными творениями и тайнами моцартовского гения.

Антонио Сальери – имя на века

1. Загадка красоты.

В спальню катится лунный
серебряный мячик,
А за ним, возникая из темноты,
Входят мои мечты…

Нина Краснова

Гармония – в чем ее тайна? Почему нас влечет к прекрасному, во всем – в поэзии, живописи, музыке? Быть может, и, наверное, это так – красота, действительно, заключает в себе нечто высшее, бессмертное, что связывает нас с тайнами и загадками мироздания. Но почему мы наделены не просто пониманием совершенства, а инстинктивным стремлением к идеалам некоего иного бытия, вечного, справедливого – и, быть может – милосердного к нам, обычным людям?..

С чего же начать мою статью об Антонио Сальери? Пожалуй, с краткой справки о нем (для тех, кто не знает).

Антонио Сальери родился на севере Италии, в городе Леньяго. С 1766 года жил в Вене, занимая должность придворного композитора и капельмейстера при императоре Иосифе II. Опера Сальери «Признанная Европа» прозвучала в Милане на открытии знаменитого оперного театра «Ла Скала» в 1778 году. Помимо необычайной работоспособности и музыкальной плодовитости, Антонио Сальери сумел отточить свой собственный стиль, строгий и грациозный одновременно. Учениками Сальери были Бетховен, Лист, Шуберт, Черни…

Да, чувство красоты, несомненно, дано нам как понимание высшего совершенства, как отсвет того самого небесного света, который – надо верить – светит в каждом сердце человеческом.

Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену,
хитрость;
Темны, как ночь, души его движенья…

(У. Шекспир «Венецианский купец»)

Почему я решил рассказать именно об Антонио Сальери? Потому что всю мою концертную, творческую жизнь этот человек – всюду со мной. Он – и Моцарт… Два музыкальных таланта, как две звезды, – освещают мой путь.

Когда мне было 7 лет, на уроке музыки в общеобразовательной школе № 492 города Москвы учительница по пению, Ирина Васильевна Мамонтова, очень милая и красивая, познакомила нас с симфонией № 40 Вольфганга Амадея Моцарта. Я до сих пор помню это чувство – начало влюбленности в совершенство музыки гения, ощущение счастья.

Над пианино в классе висел чудесный портрет Моцарта. Причем я помню – открывается дверь в класс, и предстает прекрасное зрелище: черное пианино, а над ним в раме этот портрет, оформленный в багет. На черном фоне красивый Моцарт в белоснежном парике и длинном жабо. И вдруг после прослушивания симфонии помимо основной информации о композиторе учительница рассказывает нам о загадочной смерти Моцарта. О том, что существует легенда о его отравлении композитором Антонио Сальери. Действительно, Вольфганг Моцарт умер совсем молодым…

Все это было тогда, как гром среди ясного неба для меня, чувствительного мальчика, нежного ребенка, который еще в детском саду солировал на всех праздниках и всем заявлял, что будет артистом.

К сожалению, урок музыки – и тогда, и сейчас – дается в школах лишь один раз в неделю, что является, как я считаю, просто какой-то дикостью.

…Поэты
Нам говорят, что музыкой Орфей
Деревья, скалы, реки чаровал.
Все, что бесчувственно, сурово, бурно,–
Всегда, на миг хоть, музыка смягчает…

(У. Шекспир «Венецианский купец»)

Так вот тогда, в 1980 году, раз в неделю на уроке музыки я всегда немного да стоял около этого портрета, любуясь им и жалея Моцарта… и приходя в ужас оттого, что его убили.

Помню, в школьной библиотеке мне тогда отказались дать «Маленькие трагедии» Пушкина. А мне так хотелось почитать «Моцарта и Сальери»! Наша библиотекарша мне тогда сказала: «Тебе еще рано читать эту драму». И только когда мне было уже около 9-ти лет, я эту книгу впервые прочитал дома у своего дедушки, Конышева Ремира Васильевича, который прошел всю войну и искренне любил встречать нашу семью у себя дома.

В годы учебы в музыкальной школе я всегда играл Моцарта. И вот я помню тот день, когда дома, на кухне я спросил у мамы под впечатлением этой легенды об отравлении: «Есть ли у нас в нашей старой музыкальной энциклопедии портрет Антонио Сальери, его биография, информация о его пути, произведениях?» И мама тогда мне ответила: «Наверно, его портрета там нет…» Каково же было ее удивление, когда я с торжествующим победным видом, спустя некоторое время, снова появившись на кухне и, держа в руках том, показал маме портрет Сальери!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рождение и гибель мегаполисов Рождение и гибель мегаполисов

Почему Вавилон пришел в упадок?

Вокруг света
«Не забудем, не простим!» Как на самом деле появился этот грозный крылатый лозунг «Не забудем, не простим!» Как на самом деле появился этот грозный крылатый лозунг

Не знать этого для россиянина совершенно непростительно!

Maxim
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Ее убил родной отец. Трагичная судьба Джудит Барси, без которой не было бы мультфильма Ее убил родной отец. Трагичная судьба Джудит Барси, без которой не было бы мультфильма

Трагическая история Джудит Барси, которой завидовал собственный отец

ТехИнсайдер
За что казнили Джордано Бруно За что казнили Джордано Бруно

Джордано Бруно окончил свою жизнь на костре за совсем другие «прегрешения»

Дилетант
«Глупо ждать конца глупости» «Глупо ждать конца глупости»

Борис Пастернак об отношениях с историей

Weekend
Устойчивое падение Устойчивое падение

Почему термин ESG становится токсичным в США

РБК
5 экранизаций, чтобы пережить дождливую осень 5 экранизаций, чтобы пережить дождливую осень

Книжные экранизации для семейных вечеров

СНОБ
И с разными вкусами И с разными вкусами

Так ли полезен твой любимый йогурт?

Лиза
4 главных правила фэншуй для дома, чтобы жить счастливо 4 главных правила фэншуй для дома, чтобы жить счастливо

Рассказываем, как фэншуй помогает улучшить жизнь во всех ее проявлениях

VOICE
Фисташка — убийца. Почему килограмм смертельно опасных орехов стоит так дорого? Фисташка — убийца. Почему килограмм смертельно опасных орехов стоит так дорого?

Многие из нас очень любят фисташки. Но почему же они стоят так дорого?

ТехИнсайдер
Образ жизни Образ жизни

Коллекционер Аля Есипович превратила свои квартиры в экспо

Собака.ru
Самые страшные хоррор-книги последних лет Самые страшные хоррор-книги последних лет

Книги, от которых у вас будут мурашки

Maxim
Слово в небе Слово в небе

Необычный случай из книги «Воля Вселенной»

Наука и жизнь
Как научиться водить машину с нуля на «механике» и «автомате». Инструкция Как научиться водить машину с нуля на «механике» и «автомате». Инструкция

Как научиться водить машину, что важно знать и как не бояться

РБК
Удивительная миссис Ларсон: каким получился ретро-сериал «Уроки химии» Удивительная миссис Ларсон: каким получился ретро-сериал «Уроки химии»

«Уроки химии» — шоу, которое понравится поклонникам уютной «Джулии»

Forbes
МЦК. Новая жизнь старых путей МЦК. Новая жизнь старых путей

В XXI веке городской транспорт в Москве развивается необычайно высокими темпами

Наука и техника
Как работают инфляционные облигации при гиперинфляции и обесценении рубля Как работают инфляционные облигации при гиперинфляции и обесценении рубля

Как работают инфляционные облигации в сложных экономических условиях?

Forbes
Как жили в Европе русские эмигранты первой волны. Отрывок из книги Как жили в Европе русские эмигранты первой волны. Отрывок из книги

Отрывок из книги «Белые русские — красная угроза?» Шейлы Фицпатрик

СНОБ
Ночь времен: классик испанской литературы о любви во времена Гражданской войны Ночь времен: классик испанской литературы о любви во времена Гражданской войны

Глава из книги «Ночь времен»: 1936 год в жизни испанца Игнасио Абеля

Forbes
В ритме трендов: как Фаррелл Уильямс, Канье Уэст и звезды K-pop меняют индустрию моды В ритме трендов: как Фаррелл Уильямс, Канье Уэст и звезды K-pop меняют индустрию моды

Музыка и мода: где заканчивается творчество и начинается суровый бизнес

Forbes
И худые станут толстыми И худые станут толстыми

Мемуары крестьянина Ивана Юрова и история фэтшейминга в России

Weekend
Как собаки попадают в кино и кто готовит их к съемкам Как собаки попадают в кино и кто готовит их к съемкам

Как собак готовят к съемкам в кино

СНОБ
Как выжить в век цифровой амнезии: 7 советов Как выжить в век цифровой амнезии: 7 советов

Что такое «эффект Google», чем он вреден и как с ним бороться?

Psychologies
В чем корни арабо-израильского конфликта: история и современность В чем корни арабо-израильского конфликта: история и современность

Попытаемся разобраться в причинах самого долгого противостояния

Maxim
Свобода от обязательств: 5 преимуществ секса со зрелой женщиной Свобода от обязательств: 5 преимуществ секса со зрелой женщиной

Что с возрастом происходит с женской сексуальностью?

Psychologies
Во весь голос Во весь голос

Маша Мацель рассказала о связи со своими героинями и любви к музыке

Grazia
Как владельцы сказочных персонажей создали бизнес с оборотом 80,5 млрд рублей Как владельцы сказочных персонажей создали бизнес с оборотом 80,5 млрд рублей

Как «Гала-центру» удалось стать крупным игроком на рынке фиксированных цен

Forbes
Что такое упражнения Кегеля и как их правильно выполнять Что такое упражнения Кегеля и как их правильно выполнять

Кому стоит выполнять упражнения Кегеля и как делать это правильно

РБК
Что блог подаст Что блог подаст

Какую роль блогеры действительно играют в мире гастрономии

Правила жизни
Открыть в приложении