Тема часов, отведенного человеку времени была весьма значима для Моцарта

Знание – силаИстория

О Моцарте и Сальери

Павел Щербинин

Симфония номер сорок… Тиканье маленьких часов – или наш тихий пульс – первое, что слышим мы ясным майским утром, просыпаясь у раскрытого окна, из которого вот-вот польются мелодичные трели птиц, долетит шепот ветерка в нежной листве, чей-то негромкий смех – словом, донесется музыка наступившей весны, прекрасная, как сама жизнь…

К слову сказать, тема часов, отведенного человеку времени, была, как нам представляется, весьма значима для Моцарта. В письмах последних месяцев, еще ничего не зная о грядущей скорой гибели, он говорит, что хотел бы закончить пьесу для некоего часовщика, но пока что не может этого сделать… За два месяца до смерти, будучи еще абсолютно здоровым, в одном из писем Моцарт утверждает: «Я знаю, час мой пробил!» – понимая, что жить ему остается недолго. Что это – некая мистика, тайна – и причастен ли Антонио Сальери к безвременной кончине выдающегося гения музыки?

В фильме «Амадей» старый Сальери напевает священнику свои мелодии, когда-то имевшие шумный успех. Но священник не знает их. Тогда Сальери напоминает ему отрывок из произведения Моцарта. Священник в восторге тут же вторит старому музыканту. Но как же так – ведь это его, Сальери, оперы ставились под гром аплодисментов, ведь это он был блестящим придворным композитором – а неудачник и выскочка Моцарт был вынужден вечно скитаться в поисках заработка…

В чем же тут тайна? А тайны нет. Вернее, она заключена в самой музыке, в гармонии совершенства. Музыка сама способна сказать за себя – и указать каждому на его роль в истории. Недаром и у Сальери была опера с многозначительным названием «Сначала музыка, потом слова». Так пусть же – звучит музыка…

Партитура кантаты «К выздоровлению Офелии» (1785), написанной тремя композиторами: Сальери, Моцартом и неким Корнетти

Тем не менее – обратимся к рассказу Павла Петровича Щербинина, певца, солиста оперного хорового ансамбля Московского Государственного Академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, педагога – его эссе, посвященное Антонио Сальери, несомненно, расширит наши знания о двух выдающихся композиторах – и вновь заставит нас восхититься бессмертными творениями и тайнами моцартовского гения.

Антонио Сальери – имя на века

1. Загадка красоты.

В спальню катится лунный
серебряный мячик,
А за ним, возникая из темноты,
Входят мои мечты…

Нина Краснова

Гармония – в чем ее тайна? Почему нас влечет к прекрасному, во всем – в поэзии, живописи, музыке? Быть может, и, наверное, это так – красота, действительно, заключает в себе нечто высшее, бессмертное, что связывает нас с тайнами и загадками мироздания. Но почему мы наделены не просто пониманием совершенства, а инстинктивным стремлением к идеалам некоего иного бытия, вечного, справедливого – и, быть может – милосердного к нам, обычным людям?..

С чего же начать мою статью об Антонио Сальери? Пожалуй, с краткой справки о нем (для тех, кто не знает).

Антонио Сальери родился на севере Италии, в городе Леньяго. С 1766 года жил в Вене, занимая должность придворного композитора и капельмейстера при императоре Иосифе II. Опера Сальери «Признанная Европа» прозвучала в Милане на открытии знаменитого оперного театра «Ла Скала» в 1778 году. Помимо необычайной работоспособности и музыкальной плодовитости, Антонио Сальери сумел отточить свой собственный стиль, строгий и грациозный одновременно. Учениками Сальери были Бетховен, Лист, Шуберт, Черни…

Да, чувство красоты, несомненно, дано нам как понимание высшего совершенства, как отсвет того самого небесного света, который – надо верить – светит в каждом сердце человеческом.

Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену,
хитрость;
Темны, как ночь, души его движенья…

(У. Шекспир «Венецианский купец»)

Почему я решил рассказать именно об Антонио Сальери? Потому что всю мою концертную, творческую жизнь этот человек – всюду со мной. Он – и Моцарт… Два музыкальных таланта, как две звезды, – освещают мой путь.

Когда мне было 7 лет, на уроке музыки в общеобразовательной школе № 492 города Москвы учительница по пению, Ирина Васильевна Мамонтова, очень милая и красивая, познакомила нас с симфонией № 40 Вольфганга Амадея Моцарта. Я до сих пор помню это чувство – начало влюбленности в совершенство музыки гения, ощущение счастья.

Над пианино в классе висел чудесный портрет Моцарта. Причем я помню – открывается дверь в класс, и предстает прекрасное зрелище: черное пианино, а над ним в раме этот портрет, оформленный в багет. На черном фоне красивый Моцарт в белоснежном парике и длинном жабо. И вдруг после прослушивания симфонии помимо основной информации о композиторе учительница рассказывает нам о загадочной смерти Моцарта. О том, что существует легенда о его отравлении композитором Антонио Сальери. Действительно, Вольфганг Моцарт умер совсем молодым…

Все это было тогда, как гром среди ясного неба для меня, чувствительного мальчика, нежного ребенка, который еще в детском саду солировал на всех праздниках и всем заявлял, что будет артистом.

К сожалению, урок музыки – и тогда, и сейчас – дается в школах лишь один раз в неделю, что является, как я считаю, просто какой-то дикостью.

…Поэты
Нам говорят, что музыкой Орфей
Деревья, скалы, реки чаровал.
Все, что бесчувственно, сурово, бурно,–
Всегда, на миг хоть, музыка смягчает…

(У. Шекспир «Венецианский купец»)

Так вот тогда, в 1980 году, раз в неделю на уроке музыки я всегда немного да стоял около этого портрета, любуясь им и жалея Моцарта… и приходя в ужас оттого, что его убили.

Помню, в школьной библиотеке мне тогда отказались дать «Маленькие трагедии» Пушкина. А мне так хотелось почитать «Моцарта и Сальери»! Наша библиотекарша мне тогда сказала: «Тебе еще рано читать эту драму». И только когда мне было уже около 9-ти лет, я эту книгу впервые прочитал дома у своего дедушки, Конышева Ремира Васильевича, который прошел всю войну и искренне любил встречать нашу семью у себя дома.

В годы учебы в музыкальной школе я всегда играл Моцарта. И вот я помню тот день, когда дома, на кухне я спросил у мамы под впечатлением этой легенды об отравлении: «Есть ли у нас в нашей старой музыкальной энциклопедии портрет Антонио Сальери, его биография, информация о его пути, произведениях?» И мама тогда мне ответила: «Наверно, его портрета там нет…» Каково же было ее удивление, когда я с торжествующим победным видом, спустя некоторое время, снова появившись на кухне и, держа в руках том, показал маме портрет Сальери!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
«Инструменты титанов»: какие привычки имеют успешные люди «Инструменты титанов»: какие привычки имеют успешные люди

Какие приемы помогают успешным людям всегда быть впереди конкурентов

Psychologies
Африканская пропасть Африканская пропасть

Англо-бурская война как историческая неизбежность

Знание – сила
Кассетный мальчик разбивает стекла. 5 главных песен группы «Мумий Тролль» Кассетный мальчик разбивает стекла. 5 главных песен группы «Мумий Тролль»

Рассматриваем биографию Ильи Лагутенко через пять его главных песен

СНОБ
Умберто Эко Умберто Эко

Умберто Эко глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
Уникальные обладатели «Золотого мяча»: от игрока «Блэкпула» до Месси и Роналду Уникальные обладатели «Золотого мяча»: от игрока «Блэкпула» до Месси и Роналду

Удивительные обладатели главной личной награды в футболе

Forbes
Отцовский клуб: Суперсемейки Отцовский клуб: Суперсемейки

О семье с шестью детьми и о соло-папе с 10 подростками

Men Today
Наследие белой эмиграции: как русские в XX веке впечатляли иностранцев модой и кухней Наследие белой эмиграции: как русские в XX веке впечатляли иностранцев модой и кухней

Примечательных историях успеха российских эмигрантов первой половины XX века

Forbes
Темперамент имеет значение: сильные и слабые стороны холерика Темперамент имеет значение: сильные и слабые стороны холерика

Какая работа подходит холерикам и как воспитывать ребенка-холерика

Psychologies
Люди с неограниченными возможностями Люди с неограниченными возможностями

Иногда прогресс толкают вперед те, кто сам испытывает трудности с движением

Men Today
Исследование подтверждает: собачники проявляют больше заботы о своем питомце, чем кошатники Исследование подтверждает: собачники проявляют больше заботы о своем питомце, чем кошатники

Люди больше привязываются к собакам, нежели к кошкам

ТехИнсайдер
Отношения с Мэрилин Монро, скандалы и активизм. Чем запомнился Марлон Брандо Отношения с Мэрилин Монро, скандалы и активизм. Чем запомнился Марлон Брандо

Чем запомнился Марлон Брандо за пределами съемочной площадки

СНОБ
Тайм-менеджмент: искусство управлять временем Тайм-менеджмент: искусство управлять временем

Повысить свою эффективность можно – нужно научиться правильно управлять временем

Здоровье
Угроза для суставов Угроза для суставов

6 симптомов ревматоидного артрита, с которыми лучше сразу обратиться к врачу

Лиза
Попугаев удалось различить по голосам Попугаев удалось различить по голосам

Модель машинного обучения смогла определить принадлежность криков попугаев

N+1
5 вежливых слов, которые cнижают вашу значимость 5 вежливых слов, которые cнижают вашу значимость

Как «волшебные слова» становятся нашими врагами

Psychologies
5 принципов создания «умных» городов, переживших глобальный бум ESG 5 принципов создания «умных» городов, переживших глобальный бум ESG

Самые удачные принципы, которые помогают сделать городскую среду устойчивее

РБК
Стать отцом и не утратить мужественность: как это сделать — интервью с психологом Стать отцом и не утратить мужественность: как это сделать — интервью с психологом

Плохо ли для отца быть чувствительным и эмпатичным?

Psychologies
Что такое бежевые флаги в отношениях: 2 примера Что такое бежевые флаги в отношениях: 2 примера

Что, если недостатки человека раздражают лишь слегка?

Psychologies
Маньяки в жизни и в кино: почему нас завораживают образы серийных убийц Маньяки в жизни и в кино: почему нас завораживают образы серийных убийц

Когда и почему медиа стали одержимы маньяками

Правила жизни
Можно ли жить в браке, не отказываясь от свободы: 3 совета Можно ли жить в браке, не отказываясь от свободы: 3 совета

Может ли быть счастливым брак, в котором партнеры постоянно жертвуют собой?

Psychologies
Найти Эльдорадо Найти Эльдорадо

Колумбия — одна из модных точек, притягивающих гастротуристов со всего мира

Вокруг света
Опасный маневр: почему дельфины так любят плыть впереди корабля? Опасный маневр: почему дельфины так любят плыть впереди корабля?

Из-за каких причин дельфины плавают прямо перед носом корабля?

ТехИнсайдер
Как воспринимать критику: 12 тезисов Как воспринимать критику: 12 тезисов

А что, если отнестись к критике конструктивно?

Psychologies
Петухи прошли нестандартный зеркальный тест Петухи прошли нестандартный зеркальный тест

Ученые провели с петухами классический зеркальный тест и адаптированный

N+1
Трасса М-7 «Волга»: как ездить и где остановиться для отдыха Трасса М-7 «Волга»: как ездить и где остановиться для отдыха

Где заправиться, что посмотреть на федеральной трассе М-7 «Волга»

РБК
Загадочные артефакты и кости: тайны древних народов, живших на Сунгирской стоянке Загадочные артефакты и кости: тайны древних народов, живших на Сунгирской стоянке

Для тех, кто не знает, что такое Сунгирь, собрали 10 интересных фактов

ТехИнсайдер
«Я не отнимал у них жизнь — они сами ее у себя отнимали»: история одного ужина с палачом «Я не отнимал у них жизнь — они сами ее у себя отнимали»: история одного ужина с палачом

О встрече с Джерри Гивенсом — бывшим главным палачом штата Вирджинии

Psychologies
Человеческая речь напугала диких животных сильнее львиного рыка Человеческая речь напугала диких животных сильнее львиного рыка

Звери убегали вдвое чаще и в два раза быстрее покидали водопой, услышав человека

N+1
8 способов снять стресс на рабочем месте 8 способов снять стресс на рабочем месте

Тренер по развитию мозга рассказывает, как снять стресс, находясь на работе

Psychologies
Открыть в приложении