Тема часов, отведенного человеку времени была весьма значима для Моцарта

Знание – силаИстория

О Моцарте и Сальери

Павел Щербинин

Симфония номер сорок… Тиканье маленьких часов – или наш тихий пульс – первое, что слышим мы ясным майским утром, просыпаясь у раскрытого окна, из которого вот-вот польются мелодичные трели птиц, долетит шепот ветерка в нежной листве, чей-то негромкий смех – словом, донесется музыка наступившей весны, прекрасная, как сама жизнь…

К слову сказать, тема часов, отведенного человеку времени, была, как нам представляется, весьма значима для Моцарта. В письмах последних месяцев, еще ничего не зная о грядущей скорой гибели, он говорит, что хотел бы закончить пьесу для некоего часовщика, но пока что не может этого сделать… За два месяца до смерти, будучи еще абсолютно здоровым, в одном из писем Моцарт утверждает: «Я знаю, час мой пробил!» – понимая, что жить ему остается недолго. Что это – некая мистика, тайна – и причастен ли Антонио Сальери к безвременной кончине выдающегося гения музыки?

В фильме «Амадей» старый Сальери напевает священнику свои мелодии, когда-то имевшие шумный успех. Но священник не знает их. Тогда Сальери напоминает ему отрывок из произведения Моцарта. Священник в восторге тут же вторит старому музыканту. Но как же так – ведь это его, Сальери, оперы ставились под гром аплодисментов, ведь это он был блестящим придворным композитором – а неудачник и выскочка Моцарт был вынужден вечно скитаться в поисках заработка…

В чем же тут тайна? А тайны нет. Вернее, она заключена в самой музыке, в гармонии совершенства. Музыка сама способна сказать за себя – и указать каждому на его роль в истории. Недаром и у Сальери была опера с многозначительным названием «Сначала музыка, потом слова». Так пусть же – звучит музыка…

Партитура кантаты «К выздоровлению Офелии» (1785), написанной тремя композиторами: Сальери, Моцартом и неким Корнетти

Тем не менее – обратимся к рассказу Павла Петровича Щербинина, певца, солиста оперного хорового ансамбля Московского Государственного Академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, педагога – его эссе, посвященное Антонио Сальери, несомненно, расширит наши знания о двух выдающихся композиторах – и вновь заставит нас восхититься бессмертными творениями и тайнами моцартовского гения.

Антонио Сальери – имя на века

1. Загадка красоты.

В спальню катится лунный
серебряный мячик,
А за ним, возникая из темноты,
Входят мои мечты…

Нина Краснова

Гармония – в чем ее тайна? Почему нас влечет к прекрасному, во всем – в поэзии, живописи, музыке? Быть может, и, наверное, это так – красота, действительно, заключает в себе нечто высшее, бессмертное, что связывает нас с тайнами и загадками мироздания. Но почему мы наделены не просто пониманием совершенства, а инстинктивным стремлением к идеалам некоего иного бытия, вечного, справедливого – и, быть может – милосердного к нам, обычным людям?..

С чего же начать мою статью об Антонио Сальери? Пожалуй, с краткой справки о нем (для тех, кто не знает).

Антонио Сальери родился на севере Италии, в городе Леньяго. С 1766 года жил в Вене, занимая должность придворного композитора и капельмейстера при императоре Иосифе II. Опера Сальери «Признанная Европа» прозвучала в Милане на открытии знаменитого оперного театра «Ла Скала» в 1778 году. Помимо необычайной работоспособности и музыкальной плодовитости, Антонио Сальери сумел отточить свой собственный стиль, строгий и грациозный одновременно. Учениками Сальери были Бетховен, Лист, Шуберт, Черни…

Да, чувство красоты, несомненно, дано нам как понимание высшего совершенства, как отсвет того самого небесного света, который – надо верить – светит в каждом сердце человеческом.

Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способен на грабеж, измену,
хитрость;
Темны, как ночь, души его движенья…

(У. Шекспир «Венецианский купец»)

Почему я решил рассказать именно об Антонио Сальери? Потому что всю мою концертную, творческую жизнь этот человек – всюду со мной. Он – и Моцарт… Два музыкальных таланта, как две звезды, – освещают мой путь.

Когда мне было 7 лет, на уроке музыки в общеобразовательной школе № 492 города Москвы учительница по пению, Ирина Васильевна Мамонтова, очень милая и красивая, познакомила нас с симфонией № 40 Вольфганга Амадея Моцарта. Я до сих пор помню это чувство – начало влюбленности в совершенство музыки гения, ощущение счастья.

Над пианино в классе висел чудесный портрет Моцарта. Причем я помню – открывается дверь в класс, и предстает прекрасное зрелище: черное пианино, а над ним в раме этот портрет, оформленный в багет. На черном фоне красивый Моцарт в белоснежном парике и длинном жабо. И вдруг после прослушивания симфонии помимо основной информации о композиторе учительница рассказывает нам о загадочной смерти Моцарта. О том, что существует легенда о его отравлении композитором Антонио Сальери. Действительно, Вольфганг Моцарт умер совсем молодым…

Все это было тогда, как гром среди ясного неба для меня, чувствительного мальчика, нежного ребенка, который еще в детском саду солировал на всех праздниках и всем заявлял, что будет артистом.

К сожалению, урок музыки – и тогда, и сейчас – дается в школах лишь один раз в неделю, что является, как я считаю, просто какой-то дикостью.

…Поэты
Нам говорят, что музыкой Орфей
Деревья, скалы, реки чаровал.
Все, что бесчувственно, сурово, бурно,–
Всегда, на миг хоть, музыка смягчает…

(У. Шекспир «Венецианский купец»)

Так вот тогда, в 1980 году, раз в неделю на уроке музыки я всегда немного да стоял около этого портрета, любуясь им и жалея Моцарта… и приходя в ужас оттого, что его убили.

Помню, в школьной библиотеке мне тогда отказались дать «Маленькие трагедии» Пушкина. А мне так хотелось почитать «Моцарта и Сальери»! Наша библиотекарша мне тогда сказала: «Тебе еще рано читать эту драму». И только когда мне было уже около 9-ти лет, я эту книгу впервые прочитал дома у своего дедушки, Конышева Ремира Васильевича, который прошел всю войну и искренне любил встречать нашу семью у себя дома.

В годы учебы в музыкальной школе я всегда играл Моцарта. И вот я помню тот день, когда дома, на кухне я спросил у мамы под впечатлением этой легенды об отравлении: «Есть ли у нас в нашей старой музыкальной энциклопедии портрет Антонио Сальери, его биография, информация о его пути, произведениях?» И мама тогда мне ответила: «Наверно, его портрета там нет…» Каково же было ее удивление, когда я с торжествующим победным видом, спустя некоторое время, снова появившись на кухне и, держа в руках том, показал маме портрет Сальери!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Свержение Аполлона Свержение Аполлона

Как возник «лунный заговор» — главная теория фальсификации XX века

Вокруг света
Звёздная пыль Звёздная пыль

Пыль в космосе представляет собой очень эффектное зрелище

Наука и техника
Встала и пошла Встала и пошла

Юлия Высоцкая – о красоте, спорте и одинаковых лицах из «Инстаграма»

Домашний Очаг
Дорогой, мы зависли: почему отношения не развиваются Дорогой, мы зависли: почему отношения не развиваются

Что делать с отношениями, которые застыли в стадии “Пока не женаты”

VOICE
Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
Куруч Куруч

Как сначала носить скандинавский винтаж, а потом излучать лучший русский стиль?

Собака.ru
И полетели ножи: мемуары Бритни Спирс — клаустрофобный хоррор, в котором нет выживших И полетели ножи: мемуары Бритни Спирс — клаустрофобный хоррор, в котором нет выживших

Почему каждая глава в автобиографии Бритни Спирс выдающаяся

Правила жизни
Как убрать родительские установки и найти подходящего именно вам партнера Как убрать родительские установки и найти подходящего именно вам партнера

Всегда ли родители правы и сделают ли нас счастливыми их установки?

Psychologies
Слияния без шоков и рисков Слияния без шоков и рисков

Как агрохолдинги растут за счет сделок M&A

Агроинвестор
«Я хуже других»: как синдром самозванца мешает работе «Я хуже других»: как синдром самозванца мешает работе

Откуда берётся внутренний «самозванец» и что помогает с ним справляться

VC.RU
«Проклятое наследие»: гипнотический фем-хоррор и проработка женских страхов «Проклятое наследие»: гипнотический фем-хоррор и проработка женских страхов

«Проклятое наследие» — фем-хоррор, напоминающий лучшие работы Дэвида Линча

Forbes
Лучшие абсурдные комедии Лучшие абсурдные комедии

Комедии, в которых отсутствует логика, а глупость существует ради глупости

Maxim
«Машины душевных мук»: нужно ли читать соцсети бывшего «Машины душевных мук»: нужно ли читать соцсети бывшего

Как пережить разрыв, если соцсети держат нас в курсе событий в жизни бывшего?

Psychologies
История Театра на Таганке История Театра на Таганке

В1946 году в Москве был создан Театр драмы и комедии...

СНОБ
Вызывайте математика! Вызывайте математика!

Начинаем разбирать формулы из Quantum Break

N+1
7 несъедобных вещей, которые нужно хранить только в холодильнике: вы и не догадывались об этом! 7 несъедобных вещей, которые нужно хранить только в холодильнике: вы и не догадывались об этом!

Некоторые приборы лучше хранить при низких температурах

ТехИнсайдер
Древняя змея и ископаемая летучая мышь из раннего плейстоцена Древняя змея и ископаемая летучая мышь из раннего плейстоцена

Пещера Таврида в Крыму — кладезь фауны эпохи раннего плейстоцена

Наука и жизнь
Борзых и ребята Борзых и ребята

«Убить Риту»: Бандитский Петербург возвращается в новом амплуа

Собака.ru
Прошлое, сохраненное для будущего Прошлое, сохраненное для будущего

Елена Стафьева о мануфактуре Zenith

Weekend
Культурная утрата: как эмигранты переживают отрыв от корней и почему живут в прошлом Культурная утрата: как эмигранты переживают отрыв от корней и почему живут в прошлом

Беженцы и эмигранты сталкиваются с особым типом горевания — культурной утратой

Forbes
Брутальное чтиво: 5 книг о викингах Брутальное чтиво: 5 книг о викингах

Пять книг для тех, кто интересуется культурой средневековой Скандинавии

Maxim
У жителя раннеславянского поселения определили идентичную с королем Белой III митохондриальную линию У жителя раннеславянского поселения определили идентичную с королем Белой III митохондриальную линию

Ученые выделили ДНК из останков, найденных в Курской области

N+1
По своему желанию По своему желанию

Для женщины важно создавать семью и заводить детей, когда она к этому готова

Лиза
Умершего в 90-летнем возрасте царя Рамсеса II вдвое омолодили на реконструкции Умершего в 90-летнем возрасте царя Рамсеса II вдвое омолодили на реконструкции

Как выглядел царь Рамсес II в 90 и в 45 лет

N+1
Вливания в «молочные реки» Вливания в «молочные реки»

Производство молока остается привлекательным направлением для инвесторов

Агроинвестор
Пришитым сиськам дан зеленый свет Пришитым сиськам дан зеленый свет

Как мода переварила и усвоила стереотип вульгарности

Weekend
Не только художник Не только художник

5 профессий для тех, кто любит рисовать

Лиза
Время ацтеков Время ацтеков

Что зашифровали ацтеки

Вокруг света
Гайдай сказал ему: «Обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Воробьянинова получите вы» Гайдай сказал ему: «Обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Воробьянинова получите вы»

Невестка Сергея Филиппова вспоминает о великом актере

Коллекция. Караван историй
Как детские травмы мешают нам строить счастливые отношения Как детские травмы мешают нам строить счастливые отношения

Какую роль играют детские травмы в отношениях между мужчиной и женщиной

Psychologies
Открыть в приложении