«Я хуже других»: как синдром самозванца мешает работе
Он заставляет отказываться от помощи и может оставить без адекватного вознаграждения. Откуда берётся внутренний «самозванец» и что помогает с ним справляться — выяснило издание dev.by.
Кто жалуется на «синдром» (все!)
В редакцию dev.by написали многие айтишники и айтишницы: миддлы, сеньоры и тимлиды, с опытом в ИТ от 2 до 8 лет, с высшим профильным образованием и после ИТ-курсов, временно безработные и сотрудники самых разных компаний.
«Симптомы» примерно одинаковые:
- «кажется, что я чем-то хуже других — хотя большинство коллег такие же вайтишники, как и я»;
- «когда что-то не получается, виню себя, хотя меня никто не ругал, и это была какая-то мелочь»;
- «часто кажется, что могла бы сделать ещё лучше, что надо бы переделать — иногда я трачу на это свое личное время»;
- «перерабатываю, даже если меня об этом никто не просит»;
- «когда рядом с моим именем пишут „сеньор“, мне это никак не помогает — даже хуже становится: меня вот кем считают, а я-то…»
История «самозванца», который справился
Эту историю преодоления синдрома самозванца dev.by решило опубликовать целиком. Её автор — QA Team Lead и Operations Manager.
Первые пять лет работы у меня был синдром самозванца. Вызвала его стрессовая и неуспешная учёба в беларусском университете. А излечила меня также учёба — но уже в европейской магистратуре.
Итак, я был одним из худших в группе: первые три курса болтался на грани пересдач. Итоговый средний балл — 6.9, ну просто число, даже забавно. Но для самооценки это — смертельный яд. Поверить в себя не помогали даже локальные успехи вроде участия в конкурсах и учёба в Германии по обмену.
Я не рассчитывал получить нормальную работу после универа. Поэтому когда после первого же собеса мне предложили должность тестировщика в компании, воспринял это не иначе, как божье чудо.
Я быстро изучил продукт, с которым предстояло работать, и освоил основы тестирования, разобраться с баг-репортами помог опыт в журналистике, а с системами — любовь к компьютерам. Испытательный срок я прошёл успешно. Но голову не покидали тревожные мысли: продукт изучил плохо, нахожу мало багов, и вообще недостаточно устаю после работы…
Нарастанию тревоги способствовала и жёсткая начальница: казалось, что за малейший косяк ты будешь моментально уничтожен.
Отдушиной было общение с людьми. Я быстро влился в корпоративную движуху и занялся организацией мероприятий. Мне в принципе нравится брать на себя роль организатора — к тому же, если ты на хорошем счету, то тебя могут и не уволить за плохую работу. А чтобы компенсировать предполагаемую техническую немощность, я закончил курсы Project Management в ИТ.
Неожиданно мои старания заметили. Спустя полтора года работы мне предложили возглавить небольшую команду тестирования и выстроить процессы. Предложение я принял без сомнений: всё-таки позиция про софт скилы, в которых уверенности было больше. Затем начались годы тимлидства, наполненные взлётами и падениями, периодами спокойствия и жарких переработок.