Как тренд на экологичность скажется на развитии транспорта

РБКБизнес

Общественный и зеленый

Как тренд на экологичность скажется на развитии транспорта и его роли в мегаполисах мира

Автор: Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Авторы иллюстраций: Иван Звягин и Midjourney

За последние десять лет мировой транспортный сектор совершил гигантский скачок, связанный с технологическим прорывом в области электромобилей, искусственного интеллекта, цифровизации, передовых производственных процессов. Этот перелом оказался возможным благодаря огромным инвестициям, развитию зеленых технологий, в частности возобновляемых источников энергии.

Однако наряду с внедрением передовых прорывных технологий прослеживается и противоположная тенденция сохранения явно устаревших платформ, которые, тем не менее, находят своего потребителя в определенных сегментах. Наиболее показательный пример — УАЗ «Буханка», производимый в России без значительных изменений почти 65 лет. Или вазовская «Нива», цена на которую постоянно растет и которая находит свое применение в тех регионах, где нет современной инфраструктуры (дорожной, сервисной, заправочной), необходимой для использования передовых технологий.

Это крайне важный вопрос, потому что создание инфраструктуры для новых видов транспорта, особенно в малонаселенных и отстающих регионах, требует значительных инвестиций, очень материалозатратно и может быть неэкологичным. Строительство автомобильных и железных дорог, линий электропередач и другой инфраструктуры влечет вырубку лесов, потерю биоразнообразия, большой расход полезных ископаемых и выбросы парниковых газов.

Посмотрим, как новые технологии и забота об окружающей среде изменят личный и общественный транспорт, а также транспортную инфраструктуру и привычки горожан.

Экологически чистый транспорт

Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития, к 2050 году в мире могут резко возрасти выбросы парниковых газов и твердых частиц. Более того, количество преждевременных смертей, связанных с загрязнением воздуха, может удвоиться, достигнув 3,6 млн в год. Большинство из этих случаев будут приходиться на Китай и Индию. Поэтому экологизация транспортной сферы станет вопросом общественного здравоохранения, а также частью глобальных усилий по борьбе с изменением климата.

Электромобили

Мировой рынок электромобилей в последние годы активно развивается и в будущем продолжит расти. В первом квартале 2023 года было продано более 2,3 млн электромобилей, что примерно на 25% больше, чем за тот же период 2022-го.

Кроме того, согласно оценкам Международного энергетического агентства, из-за распространения во всем мире электромобилей спрос на нефть в транспортной сфере начнет падать после 2026 года.

Электромобили станут более доступными. Уже сейчас в Китае средняя стоимость таких авто составляет около $35 тыс. Это ниже не только цены на традиционный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), но и стоимости электромобилей во всем мире. В Европе и США их средняя цена — $70 тыс.

Однако есть и сдерживающие факторы развития рынка электромобилей. Главным образом это стоимость сырья, которая растет с 2020 года. А в России это еще и таможенные ограничения, налоги и сборы, из-за которых цены на электромобили в стране на 50–100% выше, чем за рубежом.

Водородные двигатели

Примерно с 2028 года, по некоторым оценкам, начнет расти рынок автомобилей, использующих водород. Согласно исследованиям ведущих автопроизводителей, в 2018 году рынок автомобилей на топливных элементах оценивался в $651,9 млн и, как ожидается, достигнет $42,04 млрд к 2026 году. Топливный элемент — это устройство, преобразующее химическую энергию водорода в электроэнергию, которая приводит автомобиль в движение.

Рост водородного транспорта будет определяться двумя факторами. Во-первых, стоимостью и доступностью зеленого водорода, что будет зависеть от стоимости строительства объектов ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и заправочной инфраструктуры. Во-вторых, автомобили на водороде конкурируют с электромобилями и при этом используют ряд схожих компонентов. Баланс рынка между водородными и электромобилями будет определяться также стоимостью материалов (лития, кобальта, никеля и т.д.), необходимых для производства батарей электромобилей.

Синтетическое топливо

Еще одной зеленой альтернативой представляется переход на синтетическое топливо для возможности сохранения части парка автомобилей с ДВС.

Производство синтетического топлива состоит из ряда этапов. Сначала при использовании возобновляемых источников энергии в процессе электролиза вода расщепляется на кислород и водород. Затем водород смешивают с углекислым газом для создания синтетического метанола, который можно перерабатывать в стандартный бензин или дизельное топливо. При производстве синтетического топлива также может использоваться CO2, уловленный из атмосферы, что повышает экологичность. Так же как и в случае с водородом, эффективность использования синтетического топлива будет определяться стоимостью возобновляемых источников энергии.

Автошеринг

Согласно оценкам один каршеринговый автомобиль может заменить в среднем 8–15 личных авто. Кроме того, по данным правительства Москвы, ежедневно порядка 250 тыс. личных автомобилей не используется именно благодаря каршерингу.

Поскольку каждый автомобиль — это источник негативного влияния на окружающую среду, то переход на каршеринг, особенно если автопарк будет состоять преимущественно из электромобилей, — это важный шаг к экологизации транспортной сферы. В ближайшие десятилетия в условиях урбанизации, удаленной работы, а также при резком повышении цен на автомобили, вероятно, каршеринг, а в дальнейшем беспилотные такси будут развиваться в крупных мегаполисах и городах-миллионниках.

Транспортная инфраструктура

Можно предположить, что инфраструктура завтрашнего дня будет построена на существующих транспортных сетях. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), даже развитые страны, такие как Франция, Германия, Италия, Швеция, Испания, США и Великобритания, сталкиваются с проблемой деградации инфраструктуры, которая стареет и находится в аварийном состоянии.

В частности, серьезное беспокойство вызывает состояние дорог и мостов. Например, в США, согласно анализу, проведенному Американской ассоциацией строителей дорог и транспорта в 2020 году, около 231 тыс. мостов (это более трети) нуждается в ремонте или замене. Но, вместо того чтобы просто ремонтировать стареющую инфраструктуру, развитые страны должны модернизировать свои транспортные сети с учетом задач устойчивого развития, разрабатывая и внедряя технологии, которые в дальнейшем могут быть адаптированы развивающимися странами.

При этом, когда инфраструктура создается с нуля, существует возможность создания принципиально новой инфраструктуры. Примером тому является железнодорожная сеть Китая. Самая густонаселенная страна в мире (и это важно, так как именно плотность населения определяет объем рынка, необходимого для достижения окупаемости) создала с 2008 года крупнейшую в мире сеть высокоскоростных железных дорог протяженностью более 42 тыс. км (по состоянию на конец 2022 года). Причем половина из них была построена только за последние пять лет. Ожидается, что к 2035 году длина сети, которая связывает все основные мегаполисы страны, увеличится почти вдвое — до 70 тыс. км.

Благодаря максимальной скорости, которую могут развивать поезда (до 350 км/ч) и общей протяженности железнодорожной сети (155 тыс. км), междугородние перевозки принципиально изменились. Доля авто- и авиатранспорта сократилась, а экологическая, экономическая и демографическая ситуации значительно улучшились. Во многом это оказалось возможным благодаря совершенствованию технологий, изначально приобретенных от партнерства с ведущими мировыми вендорами (Bombardier, Alstom и Mitsubishi и др.), беспрецедентной борьбой против коррупции и мерами по сокращению затрат в данном секторе при поддержании высочайших требований безопасности. Например, строительство линии длиной 815 км Чжэнчжоу — Ваньчжоу стоимостью $13,5 млрд (то есть $16,5 млн за километр) было завершено менее чем за пять лет!

Городской транспорт

По данным ООН, к 2050 году 68% населения земного шара будет проживать в городах. Можно предположить, что многие люди откажутся от личного автомобиля в пользу муниципального транспорта. С одной стороны, развитие электронных средств коммуникации позволяет минимизировать количество поездок. Все больше людей работают удаленно и предпочитают онлайн-шопинг, дистанционно доступны большинство сервисов. С другой стороны, стоимость владения транспортом (приобретение, обслуживание, парковка и т.д.) растет. При этом снижается значимость автомобиля как показателя статуса и атрибута свободы передвижения. Растет поколение, которое формировалось под воздействием возможностей шеринг-экономики.

Кроме того, разрастание городов и увеличение плотности населения может привести к разрыву между богатыми и бедными и росту трущоб. В 2023 году в трущобах разных стран мира проживают около 1 млрд человек, к 2050 году эта цифра может увеличиться до 3 млрд. Такое расслоение, особенно в развивающихся странах, может влиять на рынок транспортных услуг, в частности на его доступность и безопасность. «Золотой миллиард» и растущий средний класс в быстроразвивающихся экономиках, вероятно, будет пользоваться благами совершенствующейся транспортной инфраструктуры, при этом беднеющее население, и в особенности жители трущоб, будут продолжать вести «оседлый» образ жизни.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марсианские хроники 2020 Марсианские хроники 2020

Для межпланетарной космонавтики будущее лето станет особенно жарким

Популярная механика
Война побережий. От творческих разногласий до убийства 2Pac и The Notorious B.I.G. Война побережий. От творческих разногласий до убийства 2Pac и The Notorious B.I.G.

С чего началось противостояние побережий и как оно привело к криминальной борьбе

СНОБ
Playmate 2020 Playmate 2020

Полуфинал конкурса на самую горячую девушку по версии Playboy

Playboy
Схватка в легком весе Схватка в легком весе

Почему в России буксуют продажи легких коммерческих авто

Деньги
Едят ли в Китае собак? Узнайте правду об этом популярном мифе! Едят ли в Китае собак? Узнайте правду об этом популярном мифе!

Что история говорит о том, едят ли в Китае собак

ТехИнсайдер
Лучшие друзья девушек и прагматиков: почему стоит инвестировать в драгоценные камни Лучшие друзья девушек и прагматиков: почему стоит инвестировать в драгоценные камни

Возможности и тенденции альтернативных инвестиций

Forbes
«Кошки-мышки»: почему экранизация известного женского рассказа оказалась неудачной «Кошки-мышки»: почему экранизация известного женского рассказа оказалась неудачной

Почему «Кошки-мышки» — это неудачная экранизация, несмотря на тонкий психологизм

Forbes
Больше пены Больше пены

Что такое пена с точки зрения химии?

Наука и жизнь
Антидворянец Антидворянец

Самые свежие сплетни и слухи столетней давности в новой рубрике «Правил жизни»

Правила жизни
Упражнения на трицепс для дома и зала: программа и советы тренера Упражнения на трицепс для дома и зала: программа и советы тренера

Как укрепить трицепс: упражнения для дома и зала

РБК
Синдром Аспергера у взрослых: 12 признаков Синдром Аспергера у взрослых: 12 признаков

Как понять, что у кого-то из ваших близких синдром Аспергера

Psychologies
Что и когда нужно рассказать подростку о сексе: объясняет детский психолог Что и когда нужно рассказать подростку о сексе: объясняет детский психолог

Когда дело доходит до темы секса, многие родители принимают «обет молчания»

Psychologies
Маленькая и победоносная Маленькая и победоносная

Война между Францией и Пруссией стала триумфом Бисмарка

Дилетант
Эксперимент редакции: «Я месяц смотрю только феминистское порно» Эксперимент редакции: «Я месяц смотрю только феминистское порно»

Журналистка «Горящей избы» и автор Maximonline.ru — о фемоптике в порно

Psychologies
Ванинское кольцо Ванинское кольцо

«Дальтрансуголь» уже сейчас готов переваливать 33 млн тонн угля в год

Эксперт
Когда выбор становится невозможен: что такое FOBO — страх лучшего варианта Когда выбор становится невозможен: что такое FOBO — страх лучшего варианта

Что такое FOBO и как с ним жить?

VOICE
Умный шопинг на всех этапах: как ИИ меняет покупательские стратегии и опыт уже сейчас Умный шопинг на всех этапах: как ИИ меняет покупательские стратегии и опыт уже сейчас

Как ИИ меняет пользовательский опыт и e-commerce?

Inc.
Горные гориллы постарались не спариваться с родственниками Горные гориллы постарались не спариваться с родственниками

Обезьяны избегали спариваний с сородичами, с которыми вместе росли

N+1
Как избавиться от страха за пять минут Как избавиться от страха за пять минут

Откуда «растут ноги» и как справиться с любым страхом за пять минут?

VOICE
Человеческая речь напугала диких животных сильнее львиного рыка Человеческая речь напугала диких животных сильнее львиного рыка

Звери убегали вдвое чаще и в два раза быстрее покидали водопой, услышав человека

N+1
Найденный в поле Plymouth 1939 года выпуска, стал великолепным олдтаймером Найденный в поле Plymouth 1939 года выпуска, стал великолепным олдтаймером

Известно ли вам, что Plymouth производил пикапы?

4x4 Club
Путешествуйте налегке, избегайте разговоров и меняйте маршрут: советы от агента МИ-6 Путешествуйте налегке, избегайте разговоров и меняйте маршрут: советы от агента МИ-6

Отрывок из книги «Быть готовым ко всему. Приемы агентов МИ-6 для гражданских»

Forbes
Усталость от насилия: как разрешать неразрешимые конфликты Усталость от насилия: как разрешать неразрешимые конфликты

Один из успешных примеров преодоления кажущегося неразрешимым противостояния

Forbes
Звезда по имени Аструм Звезда по имени Аструм

Насколько стиль новых зданий зависит от вкуса и философии владельцев компаний

Robb Report
Послеродовая депрессия Послеродовая депрессия

Тема послеродовой депрессии вызывает много споров. И с ней не всё так просто

Здоровье
Ты — то, чем себя окружаешь: как жилое пространство влияет на нас? Ты — то, чем себя окружаешь: как жилое пространство влияет на нас?

Почему место проживания может как возвысить до небес, так и разрушить жизнь?

VOICE
5 книг о сектах, про которые страшно читать 5 книг о сектах, про которые страшно читать

Захватывающие и жуткие романы, которые объясняют психологию всех участников сект

Maxim
5 лучших практик для саморазвития, которые стоит освоить прямо сейчас 5 лучших практик для саморазвития, которые стоит освоить прямо сейчас

Личностное развитие — это залог роста во всех сферах жизни

Psychologies
Дорогое имя: как и зачем клубы продают названия своих стадионов Дорогое имя: как и зачем клубы продают названия своих стадионов

Почему практика продажи названий стадионов нужна клубам и спонсорам?

Forbes
Наследник внебрачной любви: эта тайна происхождения князя Монако Альбера II сегодня почти забыта Наследник внебрачной любви: эта тайна происхождения князя Монако Альбера II сегодня почти забыта

Побочные дети правителя Монако - горячая тема

VOICE
Открыть в приложении