Как тренд на экологичность скажется на развитии транспорта

РБКБизнес

Общественный и зеленый

Как тренд на экологичность скажется на развитии транспорта и его роли в мегаполисах мира

Автор: Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Авторы иллюстраций: Иван Звягин и Midjourney

За последние десять лет мировой транспортный сектор совершил гигантский скачок, связанный с технологическим прорывом в области электромобилей, искусственного интеллекта, цифровизации, передовых производственных процессов. Этот перелом оказался возможным благодаря огромным инвестициям, развитию зеленых технологий, в частности возобновляемых источников энергии.

Однако наряду с внедрением передовых прорывных технологий прослеживается и противоположная тенденция сохранения явно устаревших платформ, которые, тем не менее, находят своего потребителя в определенных сегментах. Наиболее показательный пример — УАЗ «Буханка», производимый в России без значительных изменений почти 65 лет. Или вазовская «Нива», цена на которую постоянно растет и которая находит свое применение в тех регионах, где нет современной инфраструктуры (дорожной, сервисной, заправочной), необходимой для использования передовых технологий.

Это крайне важный вопрос, потому что создание инфраструктуры для новых видов транспорта, особенно в малонаселенных и отстающих регионах, требует значительных инвестиций, очень материалозатратно и может быть неэкологичным. Строительство автомобильных и железных дорог, линий электропередач и другой инфраструктуры влечет вырубку лесов, потерю биоразнообразия, большой расход полезных ископаемых и выбросы парниковых газов.

Посмотрим, как новые технологии и забота об окружающей среде изменят личный и общественный транспорт, а также транспортную инфраструктуру и привычки горожан.

Экологически чистый транспорт

Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития, к 2050 году в мире могут резко возрасти выбросы парниковых газов и твердых частиц. Более того, количество преждевременных смертей, связанных с загрязнением воздуха, может удвоиться, достигнув 3,6 млн в год. Большинство из этих случаев будут приходиться на Китай и Индию. Поэтому экологизация транспортной сферы станет вопросом общественного здравоохранения, а также частью глобальных усилий по борьбе с изменением климата.

Электромобили

Мировой рынок электромобилей в последние годы активно развивается и в будущем продолжит расти. В первом квартале 2023 года было продано более 2,3 млн электромобилей, что примерно на 25% больше, чем за тот же период 2022-го.

Кроме того, согласно оценкам Международного энергетического агентства, из-за распространения во всем мире электромобилей спрос на нефть в транспортной сфере начнет падать после 2026 года.

Электромобили станут более доступными. Уже сейчас в Китае средняя стоимость таких авто составляет около $35 тыс. Это ниже не только цены на традиционный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), но и стоимости электромобилей во всем мире. В Европе и США их средняя цена — $70 тыс.

Однако есть и сдерживающие факторы развития рынка электромобилей. Главным образом это стоимость сырья, которая растет с 2020 года. А в России это еще и таможенные ограничения, налоги и сборы, из-за которых цены на электромобили в стране на 50–100% выше, чем за рубежом.

Водородные двигатели

Примерно с 2028 года, по некоторым оценкам, начнет расти рынок автомобилей, использующих водород. Согласно исследованиям ведущих автопроизводителей, в 2018 году рынок автомобилей на топливных элементах оценивался в $651,9 млн и, как ожидается, достигнет $42,04 млрд к 2026 году. Топливный элемент — это устройство, преобразующее химическую энергию водорода в электроэнергию, которая приводит автомобиль в движение.

Рост водородного транспорта будет определяться двумя факторами. Во-первых, стоимостью и доступностью зеленого водорода, что будет зависеть от стоимости строительства объектов ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и заправочной инфраструктуры. Во-вторых, автомобили на водороде конкурируют с электромобилями и при этом используют ряд схожих компонентов. Баланс рынка между водородными и электромобилями будет определяться также стоимостью материалов (лития, кобальта, никеля и т.д.), необходимых для производства батарей электромобилей.

Синтетическое топливо

Еще одной зеленой альтернативой представляется переход на синтетическое топливо для возможности сохранения части парка автомобилей с ДВС.

Производство синтетического топлива состоит из ряда этапов. Сначала при использовании возобновляемых источников энергии в процессе электролиза вода расщепляется на кислород и водород. Затем водород смешивают с углекислым газом для создания синтетического метанола, который можно перерабатывать в стандартный бензин или дизельное топливо. При производстве синтетического топлива также может использоваться CO2, уловленный из атмосферы, что повышает экологичность. Так же как и в случае с водородом, эффективность использования синтетического топлива будет определяться стоимостью возобновляемых источников энергии.

Автошеринг

Согласно оценкам один каршеринговый автомобиль может заменить в среднем 8–15 личных авто. Кроме того, по данным правительства Москвы, ежедневно порядка 250 тыс. личных автомобилей не используется именно благодаря каршерингу.

Поскольку каждый автомобиль — это источник негативного влияния на окружающую среду, то переход на каршеринг, особенно если автопарк будет состоять преимущественно из электромобилей, — это важный шаг к экологизации транспортной сферы. В ближайшие десятилетия в условиях урбанизации, удаленной работы, а также при резком повышении цен на автомобили, вероятно, каршеринг, а в дальнейшем беспилотные такси будут развиваться в крупных мегаполисах и городах-миллионниках.

Транспортная инфраструктура

Можно предположить, что инфраструктура завтрашнего дня будет построена на существующих транспортных сетях. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), даже развитые страны, такие как Франция, Германия, Италия, Швеция, Испания, США и Великобритания, сталкиваются с проблемой деградации инфраструктуры, которая стареет и находится в аварийном состоянии.

В частности, серьезное беспокойство вызывает состояние дорог и мостов. Например, в США, согласно анализу, проведенному Американской ассоциацией строителей дорог и транспорта в 2020 году, около 231 тыс. мостов (это более трети) нуждается в ремонте или замене. Но, вместо того чтобы просто ремонтировать стареющую инфраструктуру, развитые страны должны модернизировать свои транспортные сети с учетом задач устойчивого развития, разрабатывая и внедряя технологии, которые в дальнейшем могут быть адаптированы развивающимися странами.

При этом, когда инфраструктура создается с нуля, существует возможность создания принципиально новой инфраструктуры. Примером тому является железнодорожная сеть Китая. Самая густонаселенная страна в мире (и это важно, так как именно плотность населения определяет объем рынка, необходимого для достижения окупаемости) создала с 2008 года крупнейшую в мире сеть высокоскоростных железных дорог протяженностью более 42 тыс. км (по состоянию на конец 2022 года). Причем половина из них была построена только за последние пять лет. Ожидается, что к 2035 году длина сети, которая связывает все основные мегаполисы страны, увеличится почти вдвое — до 70 тыс. км.

Благодаря максимальной скорости, которую могут развивать поезда (до 350 км/ч) и общей протяженности железнодорожной сети (155 тыс. км), междугородние перевозки принципиально изменились. Доля авто- и авиатранспорта сократилась, а экологическая, экономическая и демографическая ситуации значительно улучшились. Во многом это оказалось возможным благодаря совершенствованию технологий, изначально приобретенных от партнерства с ведущими мировыми вендорами (Bombardier, Alstom и Mitsubishi и др.), беспрецедентной борьбой против коррупции и мерами по сокращению затрат в данном секторе при поддержании высочайших требований безопасности. Например, строительство линии длиной 815 км Чжэнчжоу — Ваньчжоу стоимостью $13,5 млрд (то есть $16,5 млн за километр) было завершено менее чем за пять лет!

Городской транспорт

По данным ООН, к 2050 году 68% населения земного шара будет проживать в городах. Можно предположить, что многие люди откажутся от личного автомобиля в пользу муниципального транспорта. С одной стороны, развитие электронных средств коммуникации позволяет минимизировать количество поездок. Все больше людей работают удаленно и предпочитают онлайн-шопинг, дистанционно доступны большинство сервисов. С другой стороны, стоимость владения транспортом (приобретение, обслуживание, парковка и т.д.) растет. При этом снижается значимость автомобиля как показателя статуса и атрибута свободы передвижения. Растет поколение, которое формировалось под воздействием возможностей шеринг-экономики.

Кроме того, разрастание городов и увеличение плотности населения может привести к разрыву между богатыми и бедными и росту трущоб. В 2023 году в трущобах разных стран мира проживают около 1 млрд человек, к 2050 году эта цифра может увеличиться до 3 млрд. Такое расслоение, особенно в развивающихся странах, может влиять на рынок транспортных услуг, в частности на его доступность и безопасность. «Золотой миллиард» и растущий средний класс в быстроразвивающихся экономиках, вероятно, будет пользоваться благами совершенствующейся транспортной инфраструктуры, при этом беднеющее население, и в особенности жители трущоб, будут продолжать вести «оседлый» образ жизни.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одним махом Одним махом

Как гиперзвуковые технологии меняют мир и почему Россия «впереди планеты всей»

Популярная механика
Интерьер о природе Интерьер о природе

Натуральные материалы и сдержанная природная палитра: квартира для дизайнера

SALON-Interior
Playmate 2020 Playmate 2020

Полуфинал конкурса на самую горячую девушку по версии Playboy

Playboy
От синемаскопа к «креативной индустрии» От синемаскопа к «креативной индустрии»

Прежде чем углубиться в тайны кино, обратимся к современному книгопечатанию

Знание – сила
Феминизм, неприятный запах и бывшие: что пугает россиян на первом свидании Феминизм, неприятный запах и бывшие: что пугает россиян на первом свидании

Что раздражает или пугает россиян в партнере на первом свидании

Psychologies
История в картинках: 10 лучших исторических сериалов за 10 лет История в картинках: 10 лучших исторических сериалов за 10 лет

Сериалы, в которых взгляд на историю достаточно глубок

Правила жизни
«Мальчик, водочки нам принеси». Любимые сцены Алексея Балабанова из его собственных фильмов «Мальчик, водочки нам принеси». Любимые сцены Алексея Балабанова из его собственных фильмов

Какие сцены из своих фильмов Алексей Балабанов любил больше всего

СНОБ
Секс только после свадьбы: стоит ли игра свеч — непридуманная история Секс только после свадьбы: стоит ли игра свеч — непридуманная история

Что будет, если ненадолго отложить близость?

Psychologies
Пространственная и временная координаты поменялись местами в квантовом вычислителе Google Пространственная и временная координаты поменялись местами в квантовом вычислителе Google

Ученые из Google предложили новый способ создания квантовых схем

N+1
Звёздная пыль Звёздная пыль

Пыль в космосе представляет собой очень эффектное зрелище

Наука и Техника
Сны наяву, раздвоение личности и истерики: случай из практики врача Брейера, положивший начало психоанализу Сны наяву, раздвоение личности и истерики: случай из практики врача Брейера, положивший начало психоанализу

Как случай из практики Йозефа Брейера вдохновил Фрейда

Psychologies
«Став матерью, я обрела смелость защищать маму»: роман о детстве, разлуке и горе «Став матерью, я обрела смелость защищать маму»: роман о детстве, разлуке и горе

Отрывок из лиричного романа «Перл» о семейном счастье и травме

Forbes
Компании-призраки и жизнь в провинции: путь российского релоканта в Казахстане Компании-призраки и жизнь в провинции: путь российского релоканта в Казахстане

Насколько республика Казахстан остается открытой для россиян

Forbes
Мария Лотта Мария Лотта

Модель-сенсация Мария Лотта смотрит на вас отовсюду

Собака.ru
Эволюция военно-технического сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Северной Африки Эволюция военно-технического сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Северной Африки

В статистике ВТС Ближний Восток и Северная Африка объединяются в один регион

Обозрение армии и флота
Сколько денег в 2023 году потратили на рекламу российские бренды Сколько денег в 2023 году потратили на рекламу российские бренды

Лидеры по расходам на рекламу в 2023 году

Inc.
Новинка МЗКТ – легкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-217 Новинка МЗКТ – легкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-217

На выставке вооружений «MILEX 2023» был впервые автомобиль МЗКТ-490100-217

Обозрение армии и флота
Как образование превращается в игру: плюсы и минусы геймификации Как образование превращается в игру: плюсы и минусы геймификации

Почему геймификация может быть полезна в обучении

Psychologies
История девушки, которая сбежала из секты «Дети Бога» История девушки, которая сбежала из секты «Дети Бога»

История внучки основателя секты «Дети Бога» Дэвида Брандта Берга

СНОБ
Оцифрована, околдована Оцифрована, околдована

Виртуальный мир уже проник не только в наши умы, но и под наши одеяла

Men Today
Земную жизнь пройдя до половины: 3 истории о кризисе среднего возраста Земную жизнь пройдя до половины: 3 истории о кризисе среднего возраста

О поисках выхода из лабиринта кризиса среднего возраста — истории наших героев

Psychologies
Едят ли в Китае собак? Узнайте правду об этом популярном мифе! Едят ли в Китае собак? Узнайте правду об этом популярном мифе!

Что история говорит о том, едят ли в Китае собак

ТехИнсайдер
Записки отельера: проблемная невеста Записки отельера: проблемная невеста

Gоучительная история, по мотивам которой впору снимать голливудскую комедию

Правила жизни
Табор уходит в Иваново. Как в городе невест появились цыгане Табор уходит в Иваново. Как в городе невест появились цыгане

Как в Ивановской области появились цыгане и что с ними было в СССР

СНОБ
О таких авто обычный советский гражданин мог только мечтать: на чем ездили знаменитости в СССР О таких авто обычный советский гражданин мог только мечтать: на чем ездили знаменитости в СССР

Какие машины выбирали Гагарин, Высоцкий, Уланова и Михалковы?

ТехИнсайдер
В скифской «Долине царей» обнаружили ритуальные клады-приношения В скифской «Долине царей» обнаружили ритуальные клады-приношения

О результатах сезона в погребально-поминальном комплексе Чинге-Тей-I

N+1
Только в профиль: какими получаются продолжения легендарных сериалов Только в профиль: какими получаются продолжения легендарных сериалов

Про самые интересные кейсы ребутов и продолжений любимых сериалов

Правила жизни
Дань независимости: как молодые музыканты строят сейчас карьеру в России Дань независимости: как молодые музыканты строят сейчас карьеру в России

Как молодые музыкантам удается выживать в новых, не самых благоприятных условиях

Forbes
Почему в Европе запрещают dark kitchen и есть ли будущее у доставки еды в мире Почему в Европе запрещают dark kitchen и есть ли будущее у доставки еды в мире

Облачные кухни: на каких рынках у них сейчас больше всего шансов?

Forbes
Спи, моя радость Спи, моя радость

Как за неделю наладить режим сна и начать выспаться

Лиза
Открыть в приложении